Довелось мне как-то служить 45 суток на военно-морской базе в г. Поти
(Грузия). По сравнению с учебой на первых трех курсах гражданского
учебного заведения закрытого типа, курсантом которого мне
«посчастливилось» быть, служба в ВМФ показалась мне не слишком
напряженной и даже не лишенной привлекательности.
В те далекие годы прошлого столетия у Советского Союза было много
друзей, которым он продавал или дарил свои старые катера и корабли. Тем
летом на базе присутствовали ливийские и вьетнамские моряки, изучавшие
мат. часть, проданную по символической цене
«старшим братом». С ними выходили в море на стрельбы ракетно- глубинными
бомбами и торпедами, пару раз даже выпустили в город.
Но маленькие и желтенькие вьетнамцы, равно как и огромные, черные
ливийцы, корректно именуемые «афрогрузинами» очень неуютно чувствовали
себя на улицах Поти из-за повышенного внимания к себе со стороны местных
жителей. Особой непосредственностью отличались грузинские дети,
показывающие пальцем на моряков Ливии и лепечущие что-то вроде: «Мама, а
этот дядя – цыган? » По этой весьма прозаической причине в городе они
предпочитали не появляться, заказывая необходимые им вещи через
доверенных матросов нашего ЧФ. Надо заметить, что денежное довольствие
иностранных моряков настолько отличалось, что интересы их, в смысле
заказываемых товаров, лежала в областях совершенно противоположных и
даже между собою не связанных. Так, например командир корабля
вьетнамских ВМС, получая месячное жалование в размере 40 рублей, делал
свой бизнес на поставках оцинкованных ведер на свою историческую Родину,
а получающий 5.000 рваных ливиец, бизнеса уже не делал. Это было ему ни
к чему. Ливийцы затаривались советской аудиоаппаратурой (вертушки там,
магнитофоны, усилители с колонками), которую затем доставляли на родной
берег, бережно устанавливали в свое бунгало и слушали диски фирмы
"Мелодия", которыми у нас в те времена был завален каждый сколь - нибудь
серьезный универмаг. Учитывая все вышеизложенное, становится, я думаю
понятным, почему ливийские заказы выполнялись более охотно: большая
сумма денег – больше можно заработать на доставке.
Ливийским братьям, конечно же, никто не говорил, но существовала твердая
такса: за доставку проигрывателя например 30 рублей, усилителя – 20 и т.п.
Матросу, как и солдату, деньги никогда не мешают,
поэтому никто обычно не отказывал «афрогрузинам» в этой пустяковой
услуге. И был среди нашего брата, готовящегося влиться в идеологически
спаянные ряды советских офицеров, простой советский парень, не
упускающий практически никакую возможность заработать.
Во время учебы например он разгружал ящики с пустой стеклотарой или
организовывал погрузку/выгрузку на ж/д станции по выходным и праздничным
дням. Куда он девал деньги я и сейчас не знаю. Мы были тогда на полном
гос. обеспечении: в отдельных местах коммунизм был построен в своей
начальной, разумеется, стадии. Скорее всего, Андрюха был натурой или
личностью (как угодно) из которой впоследствии образовался класс
предпринимателей – коммерсантов.
Эту догадку он частично подтвердил, разбившись на перегоняемом им из
Венгрии автомобиле в 1992 г. и заставив родителей вести длительную
судебную тяжбу с его молодою женой за оставленные им неизвестно кому
$50.000. А тем летом сидел наш Андрейка на скамейке в добром здравии и
при хорошем настроении, которое всегда должно появляться после окончания
обеденной трапезы у любого уважающего себя человека. Именно тогда к нему
подошел «афрогрузин» по имени скажем Джафар. Джафару нужно было
оборудовать свою пещеру на Родине по последнему слову советской
аудиотехники. Не колеблясь ни секунды, Андрей дал свое согласие, взял
деньги и отправился в город.
Он про себя твердо решил, что его комиссионные будут не ниже 150 рублей,
что составляло около 30% от вверенной ему сыном пустыни суммы. В своем
бессмертном «капитале», переведенном на все языки народов Советского
Союза (в том числе и на украинский) немецкий мыслитель Карл Маркс
утверждал, что за 30% прибыли «клятый капиталист вдавыться на пэршому
мотузку». Видимо прав был немецкий вдохновитель русской революции,
поскольку гордый ливиец не досчитавшись ста рублей, обладая слабым
словарным запасом и бурным темпераментом, нанес физическое оскорбление
прямо на лицо нашего друга, аккурат под правый глаз. После чего
потребовал вернуть деньги за вычетом 50 рублей комиссионных. Андрей,
конечно, мог ответить ударом на удар, но тогда ничего кроме банальной
драки не вышло бы. По-моему даже слова «рэкет» не существовало тогда в
лексиконе русского человека, но что-то недоброе почуял Андрюха в
требовании ливийца вернуть уже заработанные рубли. Попав на свой СКР
(сторожевой корабль) он поведал мичману Бове – влюбленному в море
молдаванину, бывшему в тот вечер старшим и единственным офицером на
борту, леденящую душу любого патриота историю о попытке чуть ли не
захвата военно-морской базы. Бова резко принял решение. Через пять минут
организованная строем толпа из сорока матросов с мичманом во главе,
чеканя шаг, подбегала к общежитию иностранцев. «Что потом началось, не
опишешь в словах. И откуда взялось столько силы в руках? » Последний
вопрос задавали себе все, кому пришлось потом заниматься ремонтом
помещений и наблюдать гордых детей пустыни, молчаливо прохаживающихся по
базе. Причем африканцы, благодаря контрасту, который создавали белые
бинты и лейкопластырь на черной коже, смотрелись торжественно и даже
нарядно. Вот собственно и вся история. Остается только добавить, что на
заработанные Андрюхой деньги мы устроили настоящий праздник победы над
Военно Морскими Силами далекой африканской страны, в которой теперь тоже
есть люди, ломающие голову над «загадкой русской души» :-)
Garry