> Что, стоимость двух предвыборных кампаний была равна 1,5% ВВП Украины?
> Типа Ющенко потратил на одну украинскую душу в пять-шесть раз больше
> денег, чем Буш на одного американца, а Янукович аж в тридцать раз
> больше, чем Буш?
Почему нет? Смотрите.
Что было у нас в осенне-зимнюю кампанию между Виктором Андреевичем
Ющенко и Виктором Федоровичем Януковичем? Фактически, это была битва
между классической прямой рекламой (Янукович) и хорошо продуманной
маркетинговой стратегией (Ющенко). Ющенко победил из-за того, что его
технологии воздействия оказались лучше и убедили бОльшее количество
народу (я сам с самого начала принял сторону Ющенко, но это мало что
меняет в нашем рассказе).
Так вот. Осенью 2004 года в прямом смысле ВСЯ СТРАНА была заполнена
рекламой Януковича. Где-то 30% бигбордов было завешано серией
"Выбор-2004", где Виктор Федорович и некоторое количество известных в
стране личностей призывали голосовать нужным образом. На всех каналах
(я не преувеличиваю - на всех, кроме пятого) были проплачены
масштабнейшие рекламные кампании. Какова была технология оплаты? Мелкие
телеканалы и маленькие рекламные организации бывали заставлены
бесплатно прославлять светлое имя В.Ф.Я. (например, одному из местных
одесских телеканалов за подготовленную и пущенную в эфир передачу о
том, как любая личность одесского уровня хвалит Януковича, переводили
на расчетный счет 50 гривен, то есть примерно $10 при том, что для
коммерческой организации подготовка и размещение аналогичной передачи
обошлась бы примерно в $1000). А на крупных каналах и крупных
организациях все делалось очень масштабно, через откаты - в результате
при средней стоимости аренды одного бигборда в Одессе на тот момент
$300/мес политикам он обходился раза в два дороже, и за это платили.
Дошло даже до того, что в один уик-энд по городу появилось несколько
десятков бигбордов за Януковича - их повесили безо всяких согласований,
просто вот взяли и повесили, потом не смогли продать и сняли.
Изготовление металлоконструкции на один бигборд - это $1000-$5000.
Печать бигборда - $100...$300.
Давайте считать бабло. По моим подсчетам, в Одессе и Одесской области в
период рекламной кампании В.Ф.Я. висело порядка 500 бигбордов. Может, и
1000. Одесская область - самая большая по площади, но средняя по
населению и его плотности, плюс областной центр - не самый крупный
город страны. Областей порядка двух десятков. Плюс крупные города -
Киев, Донецк, Харьков (Одесса меньше). Получается что-то от 10 000 до
20 000 бигбордов. То есть порядка $2млн-$4млн только на печать (в
масштабах страны), порядка $20млн на аренду. Это я посчитал только одну
статью расходов - визуальную, но не самую денежную. Сколько пошло на
TV? Я не Гельман ;).
Тем не менее, цифры ~$900млн за Я и ~$300млн за Ю много раз
озвучивались - и их никто не оспаривал.