2 с. В.
Продукты в ГДР сильно дотировались государством, как и сельское
хозяйство в целом Более чем на 70%), но западные немцы (через Запалный
Берлин)вывозилм большую часть. Поэтому CCCР тратил очень много на
поддержание восточногерманских штанов и снабжение продуктами Берлина
почти полностью шло из СССР. До 60-го года и ГДР, и СССР кормили
Западный Берлин, считая это необходимыми, но допустимыми издержками. В
60-м, когда вывоз продуктов из Берлина приобрел массовый характер в
связи с введением "свободных транзитных поездов" из ФРГ в Западный
Берлин (который официально частью ФРГ не являлся), ГДР официально
предложил другой стороне упразднить прицепные "багажные"
вагоны-хододильники к этим поездам. Однако ФРГ даже увеличили частоту
курсирования "свободных поездов", и с января 61-го года из Западного
Берлина в ФРГ в составе этих поездов ежедневно курсировало до 120
вагонов-рефрижераторов в качестве "багажных".
Западные немцы радостно писали о "острой нехватке" продовольствия в ГДР
и радостно предсказывали введение карточной системы на продовольствие...
но оказалось, что Стену построить дешевле.
Если отбросить "современную интерпретацию истории", то легко найти
документы о том, что до 65 года особых проблем у восточных немцев при
поездке в Западный Берлин не было - они практически свободно пересекали
границу по внутреннему паспотру ГДР. В 65-м ФРГ стало требовать от
въезжающих (входящих) исключительно загранпаспорт и в Берлине, а вот с
ним у восточных немцев стали возникать проблемы. Поскольку по закону он
не выдавался лицам в течение пяти лет после осуждения за уголовные
преступления...
Ну а самострелы - это уже с 68-го года.
"Политические запреты" - штука понятная. Непонятно одно - зачем мирному
человеку лезть на стену, если можно уехать без Стены? С 64 по 89 год в
ФРГ ездило по разным надобностям более 5 миллионов восточных немцев -
почти каждый третий. Причем - не 5000000 поездок, а 5000000 человек,
многие - по нескольку раз.
Учите историю и старайтесь думать собственной головой. Оно полезно.