70-е еще модно было называть годами научно-технической революции.
На производстве символами этой революции были АСУ и станки с ЧПУ, в быту
– телевизоры и пылесосы, в школах и вузах – кинопроекторы.
Харьковский исторический музей тоже шел в ногу со временем. Здесь был
создан целый отдел ТС, технических средств, то бишь.
Тужился он долго, и наконец выпукнул жутко современную идею: экспозиции
были оборудованы магнитофонами. Чтобы в нужный момент оживлять
монотонную речь экскурсовода: ну песня, там, народная польется или
выступление незабвенного Леонида Ильича на ХХIII съезде партии,
например.
Магнитофоны были отечественные, мерзкие, шипучие и ломкие, кроме того
установлены неумело. Неудивительно, что научные сотрудники, не говоря
уже о бабушках-смотрителях (им вменялось перекручивать пленку в
исходное состояние), эту технику недолюбливали и практически не
использовали. Отчитались, отрапортовали и на какое-то время о ТС все
благополучно забыли.
Пока… Да, пока не грянул очередной юбилей. Победы в Великой войне. К
юбилею музей разродился новой экспозицией – большой, светлой и
оснащенной по последнему слову техники.
Принимать ее прибыла высокая комиссия из Москвы. Естественно,
подтянулось и местное начальство. А что вы хотите – Харьковский
исторический музей был признанным методическим центом! К тому же, нужно
было учитывать важность идеологический составляющей. Да и международная
обстановка… мировой империализм не дремал! Короче, кворум собрался
нешуточный.
И вот зав. отделом войны (сам ветеран и инвалид, кстати) на небывалом
подъеме ведет показательную экскурсию, особо напирая на Руководящую Роль
Коммунистической Партии в Великом Подвиге Советского Народа. Именно так,
все слова - с большой буквы. Обстановка торжественно-напряженная,
чиновники стоят практически навытяжку, «осознают». Вовсю задействованы и
технические средства.
В нужный момент динамик голосом Левитана должен возвестить о нашей
Победе. Такая вот мощная кода. Должна была получиться. Ага.
Включил наш зав магнитофон и…
Звенящую тишину разорвал невозможный, хриплый и надрывный голос:
«Вдоль обрыва
По над пропастью
По самому по краю
А коней своих
Нагайкою…
Ну, далее по тексту.
Весь ужас ситуации заключался в том, что включено чудо техники было на
полную громкость. И выключаться не хотело категорически. Грохот и
канонада разносились под куполом экспозиции. Комиссия позорно бежала с
поля боя. Наши победили!
Расправа была скорой и жестокой.
Следствием (подозреваю, что с применением пыток) было установлено
следующее:
Оказалось, что менты, призванные охранять предметы матеральной культуры,
после закрытия музея устраивали там бесчинства! Ночами они попросту
бухали под Высоцкого и др. неутвержденный репертуар!
Мало того, они еще приводили девок, и … предавались с ними в… в ….
разных местах экспозиции, как–то: на кровати (реконструкция жилища
фабричных и заводских рабочих периода империализма, высшей и последней
стадии развитого капитализма), на лавке (реконструкция жилища
крестьянина-середняка того же периода) и даже в застенках (реконструкция
тюремной камеры, в которой царские сатрапы гнобили участников революции
1905 года).
Ментов примерно наказали. А одного так вообще выперли из органов. Позже
он стал известной личностью, бизнесменом и писателем, имел издательский
бизнес и даже баллотировался в президенты Украины.
А магнитофоны из экспозиции убрали. Технический прогресс, конечно,
хорошо, но уж лучше от греха подальше.
http://www.journals.ru/journals.php?userid=19000