Первый раз близко столкнувшись с дюймовой системой измерения я был
просто шокирован!
Я ведь правильные дроби складывал последний раз где-то в классе 6-м,
считай тридцать лет назад. А тут с ними надо не только сложением
заниматься, но и делением-умножением тоже!
Помню, начал работать на фирме по производству больших баков из
пластика. И надо было узнать остаток от большого листа...
Это выглядело так: 1/8 (толщина фрезы) умножить на три, 2 фута 5
и 1/3 дюйма умножить на два, прибавить 3 фута 4 и ½ дюйма, все
это сложить вместе и отнять от 12 футов ¼ дюйма...
И ведь калькулятором не воспользуешься...
К концу этого упражнения я невероятно четко вспомнил свою учительницу
арифметики, Веру Петровну, которая говорила: «Дети, учите дроби, они
всегда вам в жизни пригодятся!». После чего добавляла «Камчатка,
прекратите разговаривать!!»
Я сидел на камчатке...
Со временем я наблатыкался с этой имперской арифметикой Пупкина.
Вспомнил, как находить общий знаменатель. Подсмотрел, как это делают
канадцы. Они, например, складывают и отнимают все эти дроби не в уме,
а закорузлым пальцем на рулетке. Визуально, так сказать. И умножение
там же производят сложением. Получается быстрей.
Меня интересовал вопрос - как же у них токари свои детали меряют?
Неужто вытачивают деталь диаметром 1 и 87/144 дюйма? Оказалось проще -
разделили дюйм на 1000 частей и дальше все как в метрической системе.
Я был удовлетворен. Все-таки метрическая система победила!
Но недавно узнал систему американскую измерения объемов. И был радостно
поражен.
Привожу ее в переводе:
1 галлон - 4 четверти
1 четверть - 2 пинты
1 пинта - 2 чашки
1 чашка - 16 столовых ложек
1 столовая ложка - 3 чайных ложки
И теперь я не удивляюсь, почему у них размер сопел космического Шаттла
равен ширине двух лошадиных жоп...
В.Х.