Две истории про вакуум.
На физтехе в весеннем семестре 1-го курса была, да, кажется, и сейчас
есть физлаба про вакуум. Делается она на установке, состоящей из кучи
колб, двух насосов и манометров. Лаба сложная, геморройная, делается
очень долго. Технология такова: сначала откачиваете воздух т. н.
форвакуумным насосом (жужжалка с мотором, хе-хе) до определенного
давления. Меряете што надо. Потом продолжаете откачивать масляным
насосом, ибо форвакуумный до слишком низких давлений не доводит.
Включаете, опять же, более тонкий манометр (ионизационный), меряете. Его
можно включать только при определенном давлении, достаточно низком,
иначе он сгорит, а штука ето дорогая. При выключении насоса воздух через
всякие дыры пытается забраться обратно, давление возрастает довольно
быстро, поэтому сначала выключается манометр, потом насос.
Так вот. Делает, значить, мой друг (Макс, он щас в штатах, привет) лабу.
Делает последним, все остальные сделали и ушли. А евонный преп в ето
время для каких-то своих изысканий включил аналогичную установку, и тоже
воздух качаеть. Вдобавок ко всем приборам секундомерами обложился.
Меряеть. Што-то важное.
И вот, значить, Макс заканчиваеть, выключаеть свою установку и идет к
щитку, как добропорядочный студиозус, выключить за собой питание большой
красной кнопкой. А увлеченный преп замечаеть это не сразу, довольно
поздно... Тут события развиваются довольно быстро.
Преп яростно так, громко кричить (давление возрастет, а он намерять
ничего не успел)
- НЕ ВЫКЛЮЧАТЬ!!!
Макс отчасти по инерции, отчасти от страха рефлекторно таки жметь на
большую красную кнопку. Хлоп!.. Електричества нету, измерения к чертям
собачьим... (воздух быстро-быстро залазит в колбы). Тут, восприняв
препский крик разумом, Макс решаеть как-то поправить ситуацию, щас, мол,
включу все ето дело обратно, типа не все пропало, если быстро, преп не
будет так злиться... И тянется, значит, к большой черной кнопке, штобы
снова включить питание... Преп это видит, и понимает, што выключить свой
ионизационный манометр он не успеет, а давление уже ого-го и истошно так
снова вопить:
- НЕ ВКЛЮЧАТЬ!!!
Ан нет, поздно :). Макс отчасти по инерции, отчасти отягощенный желанием
помочь препу, успеваеть-таки нажать на большую черную кнопку. ...
Хлоп!.. Преп в шоке. Макс в шоке (тоже все понял). Манометру кранты.
Вторая история была лично со мной.
Пришел я как-то на ту же лабу. Накануне я, конешно же, читал лабник, где
черным по белому большими буквами написано, што етот самый ионизационный
манометр нельзя включать до достижения определенного давления, а то
сгорить, а он дорогой. К лабе еще специальная книжка прилагалась, где
тоже два раза это все было написано. Я это хорошо понял и осознал.
Хе-хе, елаем мы, значить, с напарником лабу. Больше всего манометр
боимся сжечь. Но вот, наконец, и наступаеть этап, когда типа пора его
включать. Все вроде нормально, обычный манометр показывает, што все с
давлением пучком. Включаем. Ан нет, не работает. Не показываеть, што
должен. Хе-хе, ну, думаем кранты манометру. Сожгли-таки, замучили. Минут
десять помялись вокруг установки, делать нечего, пошли от препа огребать
всяческих разностей.
Подходим и говорим эдак жалобно: "А мы, наверное, манометр сожгли..." А
он тоже так хитро прищуривается и говорит: Да, говорит? А где ваша
установка? А, во-о-от. Ну што, типа, давление, говорит, в порядке. Ну,
стало быть, держите...
... И достает из кармана предохранители %).
Весело было на физтехе учиться.