Два вола, впряженные в телегу, медленно подымались по дороге. Наш возничий Виктор, прихлебывая отвар люцерны из деревянной чарки, рассуждал:
— Тот, кто не учится на ошибках истории, обречен их повторять. Знаете, когда-то в юности мы с друзьями решили за одну ночь истребить всех московских гугенотов. В итоге нас чуть не исключили из института. События той ночи заставили меня многое пересмотреть в жизни… Вы успеваете записывать?
Окунув гусиное перо в смесь чернильного ореха и жженых костей, мы киваем, чтобы он продолжал. Диктофоны на фестивале запрещены. Но мы уже привыкли. Спасибо московским властям! Хоть фестиваль и проходит за городом, Водоканал по просьбе мэрии еще за неделю до мероприятия перекрыл в столице воду и канализацию. Во время открытия ярмарки меда пресс-глашатай мэрии, стоя на бочке, зачитал соответствующий эдикт отцов города: «В знак солидарности мы решили реконструировать обычную жизнь Москвы XVII века».
Костюмы и декорации участники реконструкций делают сами, и все проходит на бесплатной основе. Поэтому, чтобы все-таки как-то распилить деньги, чиновникам пришлось найти самых талантливых сотрудников. Возможно, именно этим объясняется объявление на сайте мэрии о тендере на проведение реконструкции перехода Суворова через Альпы в Куршавеле.
— Психологи отмечают терапевтический эффект участия в реконструкциях, — говорит Виктор. — Например, после реконструкции Аустерлицкой битвы все, кто изображал раненых и смотрел на небо, резко изменили свою жизнь.
Виктор начинал пятнадцать лет назад обычным оруженосцем, а теперь он верховный магистр клуба «Балашихинские кельты» и глава ордена московского отделения крестоносцев. Удивительная карьера для незаконнорожденного!
— Для нас это не игра, а настоящая жизнь, — начинает он, но внезапно умолкает из-за приступа чахоточного кашля. Утерев платком с брабантскими кружевами кровь с губ, Виктор продолжает: — Рыцарство, галантное отношение к дамам — всего этого так не хватает современному обществу! И самые закоренелые феминистки где-то в душе чувствуют то же самое. Правда! Вы не поверите, но даже шуточное предложение сжигать ведьм делает женщин вокруг намного более покладистыми.
Наконец мы подъезжаем к месту проведения фестиваля. Всюду царит неповторимый дух искреннего энтузиазма, ведь многие участники начали готовиться к этому событию заранее и бросили мыться еще полгода назад. Особенно радуются фестивалю подростки: для аутентичности в этот день были заключены несколько браков среди четырнадцатилетних.
Впрочем, не обходится без эксцессов. В дни фестивалей реконструкций на 17% увеличивается поступление в больницы пострадавших от ударов палицей или копьем. Хотя на территории действуют медики, так как они тоже реконструкторы, то кроме молитв и кровопускания ничего предложить не могут.
Мимо нас проходит пара пингвинов. Потом пара зебр. Потом проползает пара морских котиков. Наконец, встретив пару попугаев, мы не выдерживаем и спрашиваем, куда они все направляются. Оказалось, кружок христианских реконструкторов построил какой-то корабль...