Классная история, завлекательно-интригующая и поручительная.
У меня почему-то появилось ощущение, что выживший врал осознанно, причём сразу рассказал свою версию деду, понимая, что при опросе тот перескажет именно ее, что будет косвенным подтверждением версии, мол, не успел в себя прийти и сразу рассказал…
Плюс, без вопросов)
Контроль высоты - радиовысотомер (само собой, не РВ-5). Контроль положения - гироскопы, акселерометры (инерциалка), GPS/Глонасс. В то время такое оборудование не существовало. Сейчас GPS дает приемлимую точность. На мультикоптерах энтузиасты помимо магнитного компаса/гироскопов/акселерометров/GPS используют сонар (высота) и видео для фиксации положения коптера.
Продолжаю. Но тот самый ветер в 0,5 м/с, который почему-то не хотят брать в расчёт сторонники этой сказки, будет СНОСИТЬ 10-тонный вертолёт именно на 0,5 метра каждую секунду. А учитывая, что ветра на Балхаше явно поболе будут, то и гораздо дальше. Ну а про расход топлива и элементарный контроль параметров вообще промолчим. Такие вот пирожки с котятами.
P. S. Посвящается всем свидетелям переползания по тросу с одного борта на другой "Экипаж-2")
Ну раз так случилось, что тема касается меня самым прямым образом(как самого что ни на есть профессионала в этой теме), вставлю свои 5 копеек. Без технических, пилотажных и прочих углублений. Конечно истории подобно этим во всех летных и технических вузах и училищах ходили постоянно. Уж если и вызывали они трепет, то от силы до второго курса. Потом всё становилось и так понятно - голимая ерунда. А позже, когда еще и практически налетаешь не одну тысячу часов на вертолёте, вообще диву даёшься - ну как можно в такое поверить? Вот вы едете на автомобили большой компанией, ночью. Пассажиры сморились и уснули. А водитель, завидуя спящим, заклинил монтировкой руль и акселератор, тоже решил подремать полчасика на ходу. Пока дорога прямая и степь кругом. Достоверно, правда? Опять же, не вдаваясь в принципы работы всех трех каналов автопилота на Ми-8 (а судя по всем данным это должен был быть только он) и обязательного присутствия на борту второго пилота и бортмеханика, а не только "афганского аса", скажу: да, оттримеровать вертолет можно и даже минуты 1,5 даже может провисит на месте. Но тот самый
Сам не специалист, но знакомые говорили что вертолет в силу конструктивных и аэродинамических свойств отвечает на команды управления не мгновенно а с небольшой задержкой. При полете на высоте это не так заметно, но опустить ровно висящий над одним местом вертолет ровно на один метр - задача требующая опыта и умения. Так что если бы девушке и удалось добраться до управления, в лучшем случае она бы увела вертолет в сторону или вверх, в худшем - уронила бы его прямо им на головы.
Я эту байку с вертолётом над озером слышал от одноклассника в начале 1980-х годов, он тогда учился в Саратовском вертолётном училище. Приезжал домой в отпуск, у него тогда уже появился забавный саратовский акцент в разговоре.
Эдиссон ★★➦dobrovit• 15.08.18 20:23
О, да. И Ворд сука не подчеркнул...
Ах, а может у меня причастие, а не прилагательное, типа варенные (ударение на первый слог, проверка - сваренные) тогда правильно...)))
Уже четвёртый или пятый раз читаю подобную историю про пилотов— распиздяев и вертолёт на автопилоте. Меняются только водоёмы и состав купающегося экипажа. Самая правдоподобная была про морских вертолётчиков на Камовской машине. На Ми-8 советских времён это невозможно, на Ми -4 тем более. Вроде на форумавиа обсуждали подобную байку, вертолётчики сказали— брехня.
Не владею техническими аспектами пилотирования, единственное знаю - сам в том районе регулярно бывал - там постоянно очень сильный ветер, Дамасы с трассы сдувает. Байка выпимшего рыбака.
Эдиссон ★★➦Dutchnick• 15.08.18 13:04
Насчет "постоянно сильный ветер" - это уже вы загнули! Я лично там был два раза летом, и оба раза почти полное безветрие. Но не будем спорить, а пусть нас рассудит Яндекс Погода. Что же мы видим? Сейчас там температура 27-28 градусов, влажность 10%, ветер 3-4 метра в секунду, температура воды 22 градуса. В прогнозе на завтра ветер 1-2 м/сек. Судя по всему - я выиграл, с вас бонус.
ashamalo➦Эдиссон• 15.08.18 20:42
Два года на Балхаше прослужил, на 38й площадке. Осталось ощущение постоянного ветра, утром с берега на озеро, вечером с озера на берег(может наоборот, давно это было). А так - плюс :)
Xopoxopb➦Эдиссон• 16.08.18 08:40
А что, позвольте спросить, наводит на мысль, что выиграли? Ветер не внушает трепета? Али кто-то, кроме спортсменов, так запросто умеет плавать со скоростью 3-4 м/с. Это между прочим 11-14 км/ч! Вертолет относительно поверхности перемещается вместе с ветром и с его скоростью. Элементарная аэродинамика.
Пусть специалисты расскажут, есть ли у стандартных ЧМ вертолётов в Казахстане (а не штатах) такие автопилоты, что можно выпрыгнуть. Что-то не верится.
Портланд➦Портланд• 15.08.18 10:56
Учитывая что вертолет гораздо менее стабильный чем самолёт
Байка старая. Давно читал подобное.
Но написано хорошо.
А может и это не первые наступившие на такую мобель граблей..
Хрен поверю, что вертолёт может висеть так ровно.
Только с постоянным контролем тяги, крена и тангажа. Какой там автопилот?
Лажа.
Эдиссон ★★➦Paulpelz• 15.08.18 10:45
Не ставил себе цель разобраться в данном вопросе, но как инженер понимаю, что реализовать автопилот в вертолете не такая уж и сложная техническая задача. Гироскопы в летательных аппаратах применяют уже лет 50-60, а сделать систему на их основе с обратной связью, сможет сделать даже выпускник нормального технического ВУЗа, причем с минимумом электроники.
Ага. А два "выпускника нормального технического ВУЗа" могут за две недели своего отпуска собрать в гараже межконтинентальную баллистическую ракету с ядерной боеголовкой и, заодно, испытать ее в действии, на доме тещи одного из них.
У моего товарища с факультета ЛА (летательные аппараты) была дипломная работа (1993 год) на похожую тему, только для ракеты (что-то вроде сохранение устойчивости в полете, при изменении угла атаки). Как раз с гироскопами. Так, что не ерничайте.
Сердж ★➦Paulpelz• 15.08.18 13:20
Полностью согласен. В те года такой умной электроники на вертах не было точно. Сейчас, наверное, возможно. Уже год валяется на полке 6-ти канальный микровертолёт с ладошку. Так вот, у него какая-то система курсовой устойчивости интегрирована. Короче, он висит, пульт лежит, а если на вертик веером подуть, то сопротивляется - на том же месте висит и не сдувается. А вот по высоте да - или потихоньку снижается или поднимается. Приходится шагом основного винта поправлять.
Это таки разные вещи- стабилизирлвать летательный аппарат по скорости, кререну и тангажу, или по местоположению
(Координаты и высота). Второе значительно сложнее. Первая задача решается с помощью гироскопов, вторую, пожалуй, без Глонасс или GPS и не решить. Возможно, на этом вертолете и была инерционная стабилизация, летчик ее включил при покидании вертолета, забыв, что в статике эта система работает с погрешностью. Вот и итог. Вполне может быть.
Эдиссон ★★➦Сердж• 15.08.18 13:50
Какая-такая умная нужна электроника? Напомнить вам в каком году Королев пилотируемые ракеты в космос запускал? А там на порядок сложнее задачи стояли...
Сердж ★➦Эдиссон• 15.08.18 14:12
Всё равно лажа. Робинсонов в те годы в Казахстане, да и у таких распиздяев лётчиков точно не было. Камов тоже вряд ли - военный морской вертолёт, хотя соосная схема очень устойчивая в полёте. Остаётся МИ-2. Более серьёзные машины не в счёт. А МИ-2 особо и не славился лёгкостью и удобством в управлении. Так что всё из серии: выхожу я на крыло покурить...
Хотя есть и вариант. Девка на борту не простая была, а вертолётчица. Вот вертик и хотела умыкнуть.
Эдиссон ★★➦Сердж• 15.08.18 14:15
<<Остаётся МИ-2.>>
А почему не МИ-8, в какой-нибудь продвинутой модификации?
Paulpelz ★➦Эдиссон• 15.08.18 14:52
Не припомню там высотомера, который бы держал высоту в висении, хотя бы с точностью до метра.
Paulpelz ★➦Сердж• 15.08.18 14:55
В Ми-2 пилота, восемь паксов плюс браконьерские трофеи не затолкать. Максимум, вшестером летали и с пустыми руками.
Paulpelz ★➦Эдиссон• 15.08.18 15:06
Королёвский "Союз" де-факто был баллистической ракетой Р-7, которая управляется гиростабилизированной платформой и с радиокомандной коррекцией. Никакой особой электроники там не было. Смартфон или компьютер, с которого Вы сейчас читаете эти буквы, превышает по вычислительной мощности ВЦ Госплана в те времена.
Полагаю, что речь идёт про Ми-8, дгугих машин в МЧС для стандартных задач не припомню. Если бы в нём был радио- или лазерный высотомер, то генерал Лебедь до сих пор радовал бы нас своим командирским рыком.
Вам все уже объяснили более продвинутые, чем я, комменаторы.
Просто для человека ЧУТЬ-ЧУТЬ понимающего в электронике и прочей технике (и помнящего ход ее развития в последние 30 лет) все эти варианты самопальной разработки гироскопов не вызывают ничего, кроме задорного смеха.
Напомнило мне американский худ фильм "Астронавт Фармер" - как фермер на своей ферме построил своими руками ракету и запустил на ней своего сына в космос. Моей подруге при просмотре понравилось, т.к. "вдохновляюще", а я весь фильм катался по полу от смеха... Все же, средний уровень технических знаний у американцев (раз они снимают и СМОТРЯТ такие фильмы) явно на порядок ниже, чем был у жителей СССР...
Вам все уже объяснили более продвинутые, чем я, комменаторы.
Просто для человека ЧУТЬ-ЧУТЬ понимающего в электронике и прочей технике (и помнящего ход ее развития в последние 30 лет) все эти варианты самопальной разработки гироскопов не вызывают ничего, кроме задорного смеха.
Напомнило мне американский худ фильм "Астронавт Фармер" - как фермер на своей ферме построил своими руками ракету и запустил на ней своего сына в космос. Моей подруге при просмотре понравилось, т.к. "вдохновляюще", а я весь фильм катался по полу от смеха... Все же, средний уровень технических знаний у американцев (раз они снимают и СМОТРЯТ такие фильмы) явно на порядок ниже, чем был у жителей СССР...
Не совсем понял насчёт "самопальной разработки гироскопов". Что-то, а инженерное преподавание у нас на высоте. Может быть не везде, но в топ 10 технических Вузов точно.
ОК, добавлю "самопальной разработки и ИЗГОТОВЛЕНИЯ гироскопов".
gipermaster➦Paulpelz• 15.08.18 18:59
А зачем до метра? если лестница метров 20 опустил вертолет на 15 метров получается 5 метров запаса
gipermaster➦Paulpelz• 15.08.18 19:00
Лебедевский вертолет зацепился за ЛЭП в тумане. сам был на том месте...
Да,понял, как сказать проще. Любая система стабилизации по скорости имеет погрешность. Когда вертолет летит со скоростью 20 м/с погрешность в 0,1 значения не имеет. Но если требуется скорость 0 м/с, то тут 0,1 совершенно недопустимо. Вплавь не угонишься.
asper➦Paulpelz• 15.08.18 21:48
Хрен поверю, что пилот, даже пьяный, выпрыгнет из машины купаться, оставив её без пилота, какой бы точный автопилот там не был.