«Моргать фарами — это низкая социальная ответственность»
Интервью с простым уральцем, который поставил камеру и зарабатывает на штрафах
Водители Курганской области жалуются на тотальный видеоконтроль на дорогах. Сейчас на дорогах региона работает 24 стационарных комплекса фотовидеофиксации нарушений, это число планируется увеличить еще на 18. Кроме того, постоянно дежурят 58 передвижных камер, которые особенно раздражают водителей. Житель города Шумиха Сергей Жданов, который обслуживает одну из передвижных камер, практически каждый день сталкивается с оскорблениями и грубостями. Неадекватных водителей он снимает на видео, несмотря на негатив стараясь доказать: его профессия нужна людям.
— Как часто вам приходится сталкиваться с грубостью водителей или угрозами в ваш адрес?
— Я работаю три месяца, пока нападений на меня не было, в основном это разговоры, неадекватное поведение. Люди пытаются припугнуть, сделать вид, что хотят на меня наехать, обрызгать грязью в дождливую погоду. Драк у меня не было, но у нас в фирме были случаи, когда на ребят набрасывались с битами.
— Это было в Курганской области?
— Да, но, видимо, не стали предавать огласке этот инцидент.
— Насколько я понимаю, чаще всего ваши оппоненты считают, что вы должны предупреждать с помощью знака о том, что ведется видеонаблюдение?
— Да, но, если посмотреть ГОСТы, знаки для таких переносных камер не предусмотрены.
— Возможно, некоторые считают, что вы делаете деньги из воздуха?
— Если бы не было нарушений, не было бы камер. Я специально ставлю камеру закрытым способом, чтобы люди через деньги научились соблюдать скоростной режим. Я стоял на участке с ограничением в 40 км в час, а там машины ездили по 90-100 километров.
Эти люди ни о чем не думают, а когда им придет штраф в пять тысяч рублей, начнут задумываться.
— Есть и такие, кто мечтает заняться подобным бизнесом. При этом многие считают, что нужно иметь какой-то блат в ГИБДД, это так?
— Фирма, которая выиграла тендеры, берет у правительства в аренды камеры и обеспечивает их работоспособность.
— То есть нельзя просто так приобрести камеру и поставить ее…
— Нет, конечно, у нас бы пол-России так зарабатывало бы. Процент от штрафа совсем небольшой. Насколько мне известно, с постановления о штрафе, независимо от суммы, идет 45 рублей. Фирма на этом не зарабатывает, она зарабатывает на тендере.
— А ваша оплата фиксированная или зависит от пойманных нарушителей?
— У нас есть парни, у которых по 10 штрафов в месяц, у меня в среднем около тридцати, но оплата у нас сейчас 100 рублей за час.
— То есть нет заинтересованности штрафовать как можно больше людей?
— Нет, хоть десять тысяч оштрафуй, ничего нам не перепадет с этого.
— Есть мнение, что из-за того, что повсеместно ввели камеры, стали сокращать число сотрудников ГИБДД. При этом камеры не выявляют нетрезвых водителей. То есть вы как бы провоцируете людей на пьяную езду, исходя из этой логики.
— Я думаю, что между камерами и сотрудниками ГИБДД нет никакой связи, правительство решило сократить штат, дабы эффективно использовать бюджет. Камеры работают на постоянной основе, что невозможно было бы сделать с сотрудниками полиции. Что касаемо пьяных водителей, люди сами дают этому зелёный свет — не пресекают, не сообщают об этом в органы правопорядка. У меня есть товарищи, которые выявляют целенаправленно таких водителей и делают все возможное, чтобы органы правопорядка их задержали. Что касается провоцирования на пьяную езду, люди сами дают дорогу беззаконию: в соцсетях выкладывают информацию с местонахождением постов ДПС, моргают фарами встречным водителям. Это и есть низкая социальная ответственность.