Даже сейчас меня иногда спрашивают в Канаде, почему развалился Советский Союз. Много чего можно было бы сказать, но правила small talk не предусматривают серьезного ответа, так что я отшучиваюсь:
- Горбачов водку запретил, народ протрезвел и, наконец, увидел, в каком говне живет...
Не то 1984, не то 1985 год. Еда по талонам, одежда по талонам, сахар и водка по талонам. Да фиг еще этот талон отоваришь. Особенно на водку. Очередь на несколько часов, драки, вопли, нервы.
И вот два мужика отвоевали себе по бутылке, довезли на метро до станции «Ждановская» (ныне «Выхино») и на лестнице перед входом в подземный переход одну бутылку уронили и разбили...
Нет, не так.
Разъебашили! Раздолбали! Разхуячили! Разъездили вчистую о ступеньки!
Вы метро Выхино в час пик видели? Как народ в переход идет? Ходынка, право слово, Ходынка. Если не дай бог, чего на пол уронишь и попытаешься поднять - раздавят, растопчут, расплющат.
Но как у мужиков бутылка то звезданулась, в мгновенно распространяющихся парах водки толпа дружно выдохнула: «Ах-х». А мужики, словно Бога узрели – на колени бах-х. Ползают по полу, подбирают осколки, что побольше, и из осколков переливают уцелевшие капельки во вторую бутылку.
И ведь никто, ни один человек из толпы ни на осколок, ни на мужиков не наступил. Раздвинулось людское море, как Красное море перед евреями, все мужиков обходят, дают возможность капли собрать... И люди движутся скорбно, тихо, как в очереди в мавзолей.
И тут кто-то в толпе громко так говорит: «Это ж до чего коммунисты людей довели!»
Вот как-то так СССР и развалился.
Игорь Левицкий (www.levitski.com)