Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №915993

Об опыте преподавания иностранного языка в Узбекистане.

Моя бабушка, вдова с четырьмя детьми, три девочки подросткового возраста и их маленький братик пешком ушли с последним обозом из маленького городка в Латгалии, дошли до железной дороги, где всех беженцев посадили на платформы и повезли в Россию, под прикрытием паровозного дыма...
Такая предосторожность была не лишней - местные обстреливали поезда и отступающую Красную Армию.
Я опускаю здесь многие детали - потерялись под бомбежкой, нашлись, разыскали друг друга, добрались до какого-то аула в Узбекистане, стали устраиваться, время было голодное, хлопковые поля до горизонта, арыки с грязноватой водой, местные малограмотные селяне.
Первой паёк в семью принесла моя мама - молодая, энергичная и весёлая, она пошла на курсы трактористов и быстро освоила хлопковую механизацию.
Надо сказать, что у этой семьи беженцев было преимущество - они были грамотны, писали, читали и свободно говорили по-русски, редкость среди выходцев из Латвии.А всё благодаря их няне, да будет благословенна эта русская женщина, вырастившая их и научившая их и говорить и писать по-русски...
Отвлекусь, извините, память о ней живёт в нашей семье, спустя многие годы - она была преданна семье и детям беззаветно,они её обожали, её выражения, иногда крепкие, иногда грубоватые, но всегда сочные и меткие до сих пор применяются в семейном фольклоре, с обязательным упоминанием автора, "как сказала бы Минадора в этом случае...".
Итак, первый успех в Узбекистане, средняя дочка работает на тракторе, заменяя ушедших на войну мужчин, но ...
Одного пайка на пятерых не хватает, они хватаются за любую работы, только дай - работы нет, впрочем , вы ведь грамотные?
Вот и учите детишек русскому, местная школа представляла жалкое зрелище, привели её в порядок, почистили, покрасили - добро пожаловать русский язык учить, однако.
Маленькая закавыка, узбекский знал только маленький братишка мамы, шустрый и умный, он быстро, как только дети умеют, научился разговаривать и охотно служил переводчиком на уроках новоиспечённых учителей.
Для быстроты и конспирации он часто переходил на идиш, явно незнакомый узбекским ребятишкам.
Я иногда пытаюсь представить эти уроки: мои тёти учат детишек русскому, растолковывает им по-узбекски мой дядя, пытаясь донести значения слов, вопросы детей переводятся на идиш и затем на русском возвращаются в виде ответов, тот ещё сумасшедший дом...
Однако и результаты появились, учителей там годами не хватало, многих забрали на фронт, даже такое обучение было даром неслыханным.
Завуч всё довольнее, дети уже сносно болтают по-русски, письму учатся...
Как однажды, зайдя на урок, она услышала идиш и у неё возникла идея преподавания иностранного языка, немецкого.
Как ни пытались ей объяснить, что между идишем и немецким существует большая разница - она и слушать не хотела, давайте хоть так их научим, хоть чему- то.
Делать нечего, учим узбеков идишу...
С помощью того же брата, теперь уже на двух языках, идут уроки.
История умалчивает, насколько всё это было успешно, война кончилась и они вернулись в Латвию, в свой городок, Минадора присматривала все эти годы за их домом...они его довольно быстро продали и перебрались в Ригу, спасаясь от тоски полностью уничтоженного местечка с призраками убиенных и убийц...
Бабушка уберегла свою семью, решив уйти с красноармейцами, никто из оставшихся не выжил.
Жизнь, однако продолжалась, пошли дети, внуки, правнуки и Узбекистан покрылся мифической дымкой.
Но если вы будете в Ферганской долине и встретите узбека с хорошим знанием идиша - это наши узбеки, детишки военных лет...
Если же вам нужен перевод с узбекского в районе Беверли-Хиллза - дайте знать, мой дядя-полиглот вам охотно поможет, я недавно его проведал, на слух его узбекский звучал вполне себе ничего...
+514
Проголосовало за – 664, против – 150
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
65 комментариев, показывать
сначала новые

RRaf ★★★★08.11.17 04:38

Миша, это уже не байка, бери повыше

+0
ответить

Ленка пенка 08.11.17 03:14

Потрясающе. Больше слов нет.

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Ленка пенка08.11.17 03:20

Спасибо!
От души писал, с грустью и радостью...

+1
ответить

Daniil178 ➦Michael Ashnin08.11.17 05:23

Очень душевно и интересно! Спасибо.

+0
ответить

siux 08.11.17 01:50

"Делать нечего, учим узбеков идишу..."

А когда диктант на экзамене писали, каким алфавитом пользовались, армянским или
грузинским?
Или в местном РОНО такие уж совсем чебуреки сидели, что и буквы одну от другой
отличить не могли?

Воля ваша, автор, но это больше всего похоже на обычную семейную легенду.

Ну, ты знаешь, типа: а прадед твой, внучек, был такой сильный, что его даже на войну не взяли -
вить он один мог запросто одной левой целый вражеский полк расшвырять, несмотря что с детства ногу подволакивал.
Полковники отказывались от него, и всё: никто не хотел всего одним солдатом командовать, зазорно
им, вишь, было без денщика, потому что прадед гордый был и даже генералу портянок стирать не стал бы, не
то, что полковнику... А какой красивый был! Выйдет, бывало, из синагоги - а девки деревенские тут же все глаза долу,
прямо смотреть на него не могли, боялись чувства свои выдать, стоят пунцовые прямо все, такой был красивый... Сорок пять лет неженатый ходил, пока
прабабушке корова на дойке копытом в глаз не въехала и этот глаз у неё кверху не повернулся. Вот тут она его и увидела и
как следует и разглядела... И т.д.

Что я хочу сказать: в любой семье (и моя тоже не исключение) есть подобные легенды.
Я, например, отношусь к ним с долей здоровой иронии.

+2
ответить

Chicago95 ➦siux08.11.17 02:37

Слушай, купи себе курицу и ей морочь голову, а не нам. Тебя послушать, так среди сиу никто на идише и не говорил!

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Chicago9508.11.17 03:14

Старый фильм напомнил, Мel Brooks,"Blazing saddles", там он играет вождя индейцев, говорящего на идиш!))

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦siux08.11.17 03:18

Слушай, польщен, такая простыня, любо-дорого, спасибо.
Ответ один - это байка, не показания, данные под присягой , документальная основа, с полулитературными обработками.
Легенды Греции правдой не являются, однако какое-то представление о жизни народа дают, не надо принимать Медузу Горгону за исторический факт.

+1
ответить

Атака Гризли08.11.17 00:10

«Здравствуйте, – скажу я непринужденно, – вот, привезла вам рассказ узбекского писателя, на русском языке, на еврейскую тему».

(с)

+2
ответить

Сс127507.11.17 22:35

Привет автору из Латгалии! Сам из Даугавпилса, мимо Ливан часто проезжаю, иногда заезжаю. Нынче тоже довольно унылое впечатление, к сожалению. Из-за бедности.
Я так понял, автор из Риги в Штаты перебрался уже после 1991.
Такого имени (М...) не слышал, но у местный бабушек-староверок я тоже встречал диковинные имена, все так и есть.
У нас Даугавпилс тоже, как я недавно узнал, был еврейским городом. До 1939 почти половина были евреи, треть русских, потом поляки, латыши и др. Сейчас евреев 3,5 человека осталось. Как жизнь непредсказуема. История интересная, спасибо.

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Сс127508.11.17 03:01

Привет, земеля!))
Даугавпилс был одним из крупнейших центров еврейской культуры с громадным населением.
Был...

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Michael Ashnin08.11.17 03:12

Нет, в 1990.

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★07.11.17 21:22

Горько, но весело написано. Такие непросто пишутся. Хорошая история, Миша.

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Некто Леша08.11.17 03:10

Спасибо!
Я не упомянул малярию у мамы, родившегося в эвакуации первого внука, моего двоюродного брата и многое чего...
Жанр байки не позволяет перегружать повествование.

+0
ответить

Эстет07.11.17 21:20

Хорошо, Миша!

+1
ответить

Чатланин07.11.17 20:15

Классная история! Наверно, человек, знающий идиш, русский и узбекский, в любой точке мира сможет объясниться!

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Чатланин07.11.17 20:46

Я бы порекомендовал ещё английский...)))

+1
ответить

Чатланин➦Michael Ashnin07.11.17 21:41

Это само собой!)

+1
ответить

AleM 07.11.17 18:18

Мне рассказывали байку, как преподаватель французского языка, по национальности лезгин, направленный в Узбекистан по распределению после института, долго и плодотворно учил лезгинскому языку узбекских детей. Вся правда раскрылась, когда в школу приехала проверяющая комиссия, среди которых оказался тоже лезгин.

+1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦AleM07.11.17 18:39

Где байки, а где реальность - кто знает...
Со времён Вавилонской башни люди мучаются языками!

+0
ответить

Перчик07.11.17 17:58

Миша, спасибо за историю. Плюс. Извини, меня зацепила одна фраза: "работы нет". Ведь до самой кончины Союза официально неработающие обвинялись в тунеядстве. Ты это и сам хорошо знаешь. Последствия были не из лучших для любого, а уж в военное то время и подавно. Потому эта фраза в твоём, в целом хорошо изложенном, рассказе, мне показалась немного ни к месту.

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Перчик07.11.17 18:22

Внимательному читателю вдумчивый ответ: война, беженцы, смешение и незнание языков и навыков, городские в сельской местности тотального хлопка,без жилья, без знаний местного быта и колорита...
Надеюсь, ответил.

+0
ответить

Перчик➦Michael Ashnin07.11.17 18:53

Миша, но ведь к наличию работы это не имеет отношения. У нас на Урале изначально спали прямо в строящихся заводских корпусах, потом уже строили себе бараки. Это были лишения, неимоверные, требующие сверхчеловеческих усилий. Но сказать "работы нет" тогда было нельзя. Это бы приравняли к предательству. Сказать, что не было работы по специальности, было бы в твоей истории правильнее.

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Перчик07.11.17 19:12

Не сравнивай организованную эвакуацию заводов со структурами и отделами кадров и дикую неразбериху эвакуации массы людей без документов и навыков...
И какая специальность могла быть у подростков- школьников?
Или у домашней хозяйки?
Плюс, их знание Русского языка не сильно помогло в разрешение их проблем - в Узбекистане.
А вот история моего отца абсолютно противоположная, он уже в 16 лет имел специальность электрика, был эвакуирован в Россию, Кировская область, если не ошибаюсь - где его моментально взяли на завод, несмотря на никакой русский и дали броню, от которой он полугодом позже отказался и ушёл на фронт добровольцем, как 18 стукнуло.

+0
ответить

Перчик➦Michael Ashnin07.11.17 19:32

Миша, да я и не сравниваю. Просто привожу пример. Вот, если хочешь, другой, более поздний. Мои друзья жили в Узбекистане до самого развала СССР. До сих пор помню их рассказы про начало 80-ых, тогда секретарём ЦК был, кажется, Андропов. Был у них и рассказ о том, как люди ехали на междугороднем автобусе. Автобус остановили, и всех пассажиров отправили на уборку хлопка. От и до. Пока страда не кончилась. А уборка хлопка - это ручная работа. Пассажирам того автобуса не сказали, что работы нет. А люди попали домой только через несколько недель. Всем им, конечно, дали справку - мол, были на уборке хлопка.

+3
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Перчик07.11.17 19:44

А вот это тянет на историю...
Похищение хлопковых рабов.
Верю, кстати, у них школы закрывали и всех гнали на уборку хлопка.

+0
ответить

Янги➦Перчик07.11.17 21:07

Перчик! Ну ты и памятливый!
\\А люди попали домой только через несколько недель\\

Не, ну я балабол, слушал балаболов, но такого я в первый ряз вижу

Автобусы останавливали. Да. Пока не соберут сколько там надо этого хлопка.
А собирали его после машинной уборки. То ест клочки ваты по всему полю. В напузный мешок. Ну такой типа фартук хлопкороба. Собрали, свалили в кучу и уехали домой.
Но вот что они на работу вышли спустя неделю..! Это класс!
Я такие шутки всегда приветствовал.
Меня тоже однажды тормознули хлопок собрать. Там же, где-то на Ферганщине.
Милиция на трассе - Гоп-стоп! Права сюда и вперёд на хлопок.
А я вез стиральный порошок с ферганского завода. И когда меня на поле определили, я радостно ладошками потёр - Ух я нынче разживусь!
И главному менту - в путёвке укажите что остановили и послали?
А то у нас за не вовремя вернулся с рейса, ругают шибко. Ага. Время и дату.
А сам думаю - ну я братцы себе этого порошка на всю жизнь сворую.
Меня ж послали, я не сам груз бросил. А кто там за ним следил? Кто там стерёг? пусть с ментами потом сами разбираются
Но мент был видать не пальцем деланый - А что везёшь?
- Да фигню всякую. Нынче вот стиральный порошок
- Езжай. Кет-кет. Не задерживайся. А то дождик пойдёт намочит

+6
ответить

Янги➦Янги07.11.17 21:10

А школы, да. Отправляли на хлопок. С 8-го класса.
Меня как второгодника это миновало. А хотелось
Там ведь весело.:))
А в НИИ однажды с недельку побыл. Наших повозил с поля на поле
Потом назад отозвали. Кайфоломщики

+2
ответить

Перчик➦Янги07.11.17 23:58

Вот ведь, суки, значит и меня обманули. Я ещё тогда, сразу, неладное заподозрил. Уж больно они были загорелые. Но ведь супротив справки не попрёж

+1
ответить

Дядя Дися ➦Перчик08.11.17 00:19

звездешь.
одноклассник был из Ташкента.
всех пригоняли на уборку хлопка, с 5 класса до пенсионеров.
как в Московской области "на картошку".
автобусы не тормозили, это ложь.
ты себе как представляешь, едет третий зам секретаря райкома в автобусе - а его под дулом автомата что-ли заставляли хлопок собирать ?

5 лет назад проехал весь (почти) Узбекистан. на тот момент - на хлопок призывали как в армию. можно было нанять вместо себя дехканина за небольшую сумму.

+0
ответить

Перчик➦Дядя Дися08.11.17 00:40

В Ташкенте хлопок тогда не сажали, потому и автобусов там не останавливали. Откуда твоему однокласснику про это знать? Вот если бы он разъезжал где-нибудь по ферганской долине.. Ну, и не будучи секретарём райкома, конечно. Мои друзья тоже секретарями райкомов не были. Как-то им не довелось. Да и зачем звездить-то, просто непонятно? И автоматы зачем? Гаишник останавливает водителя, временно забирает права. Всем в транспортном средстве, водителю, пассажирам, всем, выдают по баулу, и вперёд хлопок собирать. Собрали, доверху наполнили, дальше поехали.

+0
ответить

Дядя Дися ➦Перчик08.11.17 00:49

в Ташкенте хлопоу не сажают так-же, как в Чикаго кукурузу. они на асфальте не растут.

ТЫ сказал "несколько недель" ?
вот про это я и ответил : "звездишь".

+0
ответить

Перчик➦Дядя Дися08.11.17 01:20

Ну, от скромности я не умру. Надеюсь, что не сильно вас ослепил. Своей величиной.
ТЫ с большой буквы тоже красиво.
Мне понравилось. Спасибо.

+0
ответить

Дядя Дися ➦Перчик08.11.17 01:31

Гы.
не ослепил.
не расстраивайся.
всегда найдется, от чего умереть.
ТЫ -не умею ставить ударения на клаве.
если хочешь - вот тебе ВЫ.

пожалуйста, мне не жалко.
лучше - здоров будь.

+1
ответить

Перчик➦Дядя Дися08.11.17 01:51

ТЫ мне в самый раз. Мой размер.
ВЫ был бы лишним.
Обоюдно, и тебе не кашлять.

+1
ответить

Дядя Дися ➦Перчик08.11.17 01:53

щаз прокашляюсь и перестану.

+2
ответить

Sarkis➦Перчик12.11.17 09:37

По поводу - "нет работы". Вроде такое было, пример - последнии дни Цветаевой. Там о "специальности" речь уже и не шла. Правда на ней "клеймо" белогвардейки было ...

+0
ответить

Juno07.11.17 17:28

- Ты откуда так хорошо знаешь идиш?
- А нас в школе учителем английского был еврей.

+4
ответить

Juk ➦Juno07.11.17 17:47

Почти, как в анекдоте: Ша, Мойша, он думает,что это английский

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Juk07.11.17 18:18

Точно! Про китайский ресторан в Бруклине.

+2
ответить

РАдостный 07.11.17 16:09

а ведь кто-то искренне был уверен, что он выучил немецкий язык))

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦РАдостный07.11.17 18:44

Русский, да, выучили, прилично.
А немецкий...
Тут просто надо было галочку поставить завучу, применение немецкого там, на хлопковых полях, было так же вероятно как марсианского.

+1
ответить

LA style➦Michael Ashnin07.11.17 21:19

Напоминает анекдот про грузина, учившего чукотских детей грузинскому под видом английского.

+2
ответить

Янги07.11.17 15:44

Мимшка, +
Жалко что я материться на идише не научился. Такой пробел.. блин! в воспитании
НА казахском, умею. На узбекском. НА русском вообще без акцента
А вот идиш упустил.
Наверстаем? Идишь его мать!

+1
ответить

Uhalus Posovinomus 07.11.17 15:12

Роскошно! Михаил, один из лучших рассказов!
Узбеки, говорящие на идиш... А ведь это сюжет для хорошего спектакля.

+1
ответить

Juk 07.11.17 14:44

Красиво и с душой изложено

+1
ответить

Генрих Монт 07.11.17 11:58

А какой именно городок в Латгалии? Я родился там, интересно...

+0
ответить

Генрих Монт ➦Michael Ashnin07.11.17 12:06

Рядышком. Впрочем, там все рядышком. Я резекненец.

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Генрих Монт07.11.17 12:13

Я рижанин, но меня всегда тянуло в Латгалию...
Я там проходил практику, туда же поехал по распределению.

+1
ответить

Дядя Дися 07.11.17 11:37

а одноклассник у меня был из Ташкента, он нас всех материться по-узбекски научил...
мен сен сикиман, джиляб и т.д.
пять лет назад ездили в Узбекистан, чиста посмотреть Хиву, глинянные крепости и Эль-Регистан - в переговорах с местными таксистами иногда помогало.

+1
ответить

Дядя Дися 07.11.17 11:31

у Алеся Адамовича (кажется) было про гитлера сказано (это эпиграф был): "чем выше обезьяна взбирается по дереву, тем лучше виден ее красный зад."

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Дядя Дися07.11.17 12:07

А это ты к чему вспомнил?))

+0
ответить

Дядя Дися ➦Michael Ashnin07.11.17 12:33

гитлера ?
не знаю, к чему.
помню, что в 3-4 года от роду
я его уже ненавидел.
потом, когда "демократы" рассказали про строительство автобанов и др. свершения на тему подъема германского народа - я параллельно с ненавистью его зауважал.
потом еще почитал книжек - и опять осталась только ненависть.

у меня мама старая уже была, че-то разговорились - и она выдает :
"немцев ненавижу!".
я ей "ну за что, 70 лет прошло, нет уже тех, кто твоего деда в землянку жить зимой прогнал".
а она мне в ответ : "из-за них я до 15 лет ни разу до сыта не ела."

+-1
ответить

Chicago95 ➦Дядя Дися07.11.17 17:11

Тебе, наверное, очень легко понимать чеченцев, прибалтов, крымских татар, да и евреев также

+-1
ответить

Juk ➦Дядя Дися07.11.17 17:52

А ещё гитлер собак любил и рисовал масляными красками отлично. унд? 50 миллионов загубленных душ, из них 6 - из моего народа, не перевесишь никакими автобанами и няшами с собачками

+1
ответить

Дядя Дися ➦Juk07.11.17 20:08

я, разве, не то же самое написал, только другими словами ? унд ?

+0
ответить

Дядя Дися ➦Juk07.11.17 20:11

акварели он рисовал, по-моему - довольно посредственные.

+1
ответить

Дядя Дися ➦Chicago9507.11.17 20:50

парнишко, я вообще не делю людей по нациям на тему дружить/понимать.
у меня за столом украинец, еврейка, русский, татарин всегда были просто гостями, я прекрасно работал с армянами, узбеками, таджиками и азербайджанцами.
все люди - братья, за исключением сестер )))

+0
ответить

LA style➦Juk07.11.17 21:15

Ну, вообще Гитлер тоже жертва, первой мировой. Если бы не та война, не было бы и второй мировой. Что, конечно, не оправдывает его преступлений.

+1
ответить

AAfromA ➦Chicago9507.11.17 23:08

А так же корейцев, этнических немцев и прочих политически ненадёжных.

+0
ответить

Chicago95 ➦AAfromA08.11.17 04:05

Не; ну теперь историю представляют очень упрощённо. Воевала белая сила с чёрной. Белую все любили, а чёрную ненавидели. Только правда то далеко не так однозначна.

+1
ответить

AAfromA 07.11.17 10:31

Вай, катта рахмат дарагой! Прямо родиной запахло, лепешками, самсой, и пловом.

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦AAfromA07.11.17 14:48

Судьба - интересная вещь...
Где Узбекистан, где Латвия, где Аласка и где Калифорния!!)))

+1
ответить

yls2➦AAfromA07.11.17 15:07

Ташкент, город хлебный.

Миша, молодцом.

+2
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru