Каким должно быть среднее образование?
Интересным и спокойным, без авралов. Задача средней школы – обеспечить спокойное, достойное, интересное времяпровождение детей. Невозможно научить всему и сразу.
Общий стандарт вполне может быть минимальным, потому что ребенок не должен (понимаете?) и не может физически учиться после 13:00 в одной стае. Ему побегать, попрыгать надо, спортом позаниматься, воздухом подышать. Столько сейчас всего по интересам дополнительного, что нельзя всех под одну гребенку свыше минимального норматива подгонять.
Вот честно: многие из нас регулярно посещают курсы повышения квалификации? Ау? Мы сами в состоянии слушать друг друга внимательно более 20-30 минут? Наблюдения за собой и коллегами привели к неутешительным выводам: преподавателям важнее самим высказаться, чем поддержать конструктивный диалог, друг друга слушаем очень критически и физически умираем через два часа от речей даже очень умных. Два часа – это абсолютный предел, после которого уровень квалификации реально перестает всех волновать, начинается паническое расползание по, безусловно, весьма уважительным причинам. А детям каково?
С 8:30 до 18:00 с 10-минутными перерывами сидеть и слушать ахинею многие после 30 лет пытались? Нет, не креативить, выполнять указания шефа, заниматься работой, а именно вникать в точку зрения говорящего? Кто из нас реально с 8:30 до 18:00 пытался внимательно выслушивать ближнего? А еще пересказывать ему его же слова?
От министерства образования требуются хорошие и разумные стандарты ликбеза, которые более-менее здоровый ребенок может освоить без помощи (!!!) родителей. И понятные учебники. И чтоб после 13:00 детей отпускали на волю. Нет, я понимаю, что папе и маме удобно забирать детей из школы после 18:00, но, может быть, тогда для желающих по старой доброй традиции после 13:00 – спорт и кружки с массовиками-затейниками, а не высшая математика в пятом классе? Хорошая еда и библиотека, где нежелающие прыгать через козла на досуге, могут почитать Шекспира? По собственному желанию.
Мы ж все равно трахнем мозг своим отпрыскам всем тем, чему сами не смогли научиться. И музыкальную школу, и изучать японский на китайском, и чтоб и на лыжах, и плавать, и чтоб к.м.с. в 10 лет. Только не надо все-таки требовать от государства этим всем заниматься. Как-нибудь сами справимся?
Хорошая советская школа не предполагала сидения учеников на жопе после обеда по государевой воле.