Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №867109

Промелькнувшее на сайте выражение апостола Павла о том,
что "В царстве Божьем нет ни эллина ни иудея " по странной ассоциации напомнило мне рассказы отца о фронте.
Много упоминается печально известный Латышский Легион, незаслуженно часто, явно с политическими целями.
И очень мало-о Латышской( Латвийской) 201 дивизии, впоследствии 43 гвардейская дивизия. А между тем эта была славная и храбрая дивизия, тяжело воевавшая на Западном фронте, под Старой Руссой. Потери в пехоте достигали 50% и выше, отец был ранен и увезён в госпиталь, если не ошибаюсь- в Свердловск. История, однако, не об этом.
Уже в Гороховецких лагерях, где дивизия формировалась, стало понятно, какие разные люди пришли в дивизию добровольцами.
Я имею в виду национальный состав.
Немцы оккупировали Латвию в первую неделю войны, набор в Красную Армию закончился, не успев начаться...
Так кто же тогда пришёл в дивизию?
Молодые сыновья красных латышей, оставшихся в СССР по идеологическим причинам- строить коммунизм. Говорили они на отличном русском и плоховатом латышском. Проблема? Большая, поскольку до 30 процентов были латвийскими евреями, которым удалось эвакуироваться до прихода немцев.
Вот они- то говорили на хорошем латышском и идише, могли кое-как договориться с латышскими командирами.
Что абсолютно не помогало русским, белорусам и украинцам, составлявших более трети состава дивизии.
Время было суровое, они были нужны на фронте- командиры быстро вышли из положения-занятия велись на русском, латышском и идише, латыши помогали евреям с русским языком, евреи освежали им знания латышского.
Справились.
Другая разница была в религиозности личного состава.
Латыши были воинствующие атеисты, евреи- верующие или воспитанные в религии люди.
Курсы молодого бойца закончены, на фронт.
Полностью необстрелянный личный состав, за исключением части офицерского состава- держался стойко.
Кто- то сказал- в окопах нет атеистов. У Твардовского Тёркин, отрицая Бога, ангелов оставил про запас.
Так вот- это правда. По рассказам очевидцев- ветеранов, вера в окопах ценилась высоко. Праведные евреи, подымаясь в атаку, вслух молились, читая самую главную молитву в иудействе- Шма, Исроэл-" Внемли, Израиль".
Потери были ужасные...
Латыши поинтересовались- что вы там бормочите? Молитву.
Помогает? Помогает ещё как- отвечали им готовые встретить Создателя евреи.
В следующей атаке уже не только еврейский " Шма" был слышан-его подхватили почти все вместе, без различия наций...
Надеюсь- это помогло им, людям, шедшим на верную смерть- из той атаки вернулись немногие.
Они и рассказали.
+574
Проголосовало за – 775, против – 201
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
29 комментариев, показывать
сначала новые

Floksa11.02.17 17:04

не понимаю. 50% погибало. из той атаки вернулись не все. далеко не все, но молитва помогает? где логика?

+0
ответить

Соломон Маркович 23.01.17 14:09

Спасибо за историю! В моей семье пять мужчин погибло только мой дед вернулся. Матершинник был ужасный и в бой шел с матом и когда ногу ампутировали без наркоза в госпитале в Махачкале в сороквтором году крыл доктора всю операцию потому что стакан спирта боль не заглушал. Они герои

+1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Соломон Маркович23.01.17 16:17

Да, поколение было удивительное!
Горько стало от слова было- ушли они все...

+1
ответить

Мимохожий22.01.17 01:00

Привет, Миша! С наступившими тебя! За историю поставил +. Спасибо!

+0
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Мимохожий22.01.17 01:33

И тебя!))
Рад, что понравилось.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★21.01.17 21:04

Спасибо. Автор, пиши еще. Ты настоящий. А настоящих всегда зашкаливает от самого смешного до самого грустного. И что суждено нам после себя оставить, пусть так и напишется, как нам хочется. Остальное - по Стивену Кингу, фотки после того, как все уже случилось. Дима, ломающий голову, куда это отправить и каким тэгом снабдить, суровые критеги и благодарные читатели :)

+-1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Некто Леша22.01.17 05:29

Спасибо, Лёша!

+-1
ответить

alex544821.01.17 20:03

Имел честь быть знакомым с Героем Советского Союза Вольфасом Виленскисом и другими его однополчанами. Таких людей уже не делают.

+4
ответить

Alex Golovin21.01.17 18:46

Ну хоть не про микросхемы, хотя там тоже "люди рассказали".

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Alex Golovin21.01.17 18:52

Вот тут вы меня похвалили?
Не совсем понял- плюсанул на всякий случай...))

+-1
ответить

Michael Ashnin ★★★21.01.17 12:38

Антифа, выйди вон.

+0
ответить

НМ ★★21.01.17 11:41

К вопросу о...

"В самый разгар войны с немцами Сталин дал приказ
прочесать все уголки России и найти литовцев, чтоб создать
национальную литовскую дивизию. Как ни старались военкоматы,
кроме литовских евреев, бежавших от Гитлера, ничего не смогли
набрать. Пришлось довольствоваться этим материалом. Литовских
евреев извлекали отовсюду: из Ташкента и Ашхабада, из
Новосибирска и Читы, отрывали от причитающих жен и детей и
гнали в товарных поездах к покрытой толстым льдом реке Волге"

Э. Севела "Моня Цацкес - знаменосец"

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦НМ21.01.17 11:52

Многие красные стрелки после революции не вернулись в Латвию, организовали коммуны и колхозы.
Так что у Латышской дивизии какое- то количество латышей было.
Отец меня представлял некоторым ветеранам в Риге- евреи и латыши.

+-1
ответить

НМ ★★➦Michael Ashnin21.01.17 11:58

Я думаю, что и Севела слегка преувеличил, человек 30 литовцев было и у них. Латвия побольше, так что и латышей (в том числе красных) явно должно было быть больше. Просто Севела в трех строках написал примерно то же, что Вы - в тридцати...

+1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦НМ21.01.17 12:34

Вообще- то Литва побольше, по населению- точно.
Нет, я думаю латышей было больше- потомки латышских красных стрелков.

+-1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦НМ21.01.17 12:59

Да, Севела хороший писатель, с юмором.
Но - писатель, не историк.

+-1
ответить

НМ ★★➦Michael Ashnin21.01.17 13:06

Территория независмой Литвы до 1939 г. была меньше, чем сейчас, поэтому население Литвы и Латвии было примерно равным тогда...

+2
ответить

Uhalus Posovinomus ➦НМ21.01.17 17:40

Тоже вспомнил "Моню..."

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Uhalus Posovinomus21.01.17 17:45

Надо будет перечитать, подзабыл..

+-1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦НМ21.01.17 17:51

У отца было по- другому- большинство пришли добровольцами.
Латвийских евреев селили достаточно компактно, например, в Кировской области много было эвакуированных семей.
Отец отказался от брони на заводе- рвался на фронт парнишка 18 лет.

+-1
ответить

Kyiv➦НМ21.01.17 17:59

Хм, часто ездил в Литву, в том числе и на раскопки и реставрации... Поэтому немного слышал о Литовской дивизии, сверился с Вики на всякий случай:
По данным на 1 января 1943, из 10 250 солдат и офицеров дивизии было 7 тысяч литовцев и жителей Литвы. В дивизии было 3720 литовцев (36,3 %), 3064 русских (29 %), 2973 (29 %) еврея, 492 (4,8 %) представителя других национальностей.

Все-таки не сплошь из евреев состояла дивизия - 30 процентов литовцы. А самих евреев литовцы очень быстро и без фашистов, собственоручно, выпилили. Читал что в Каунасе было форменное побоище.
А Севела - он же писатель, а не историк, я не ошибаюсь?

+1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Kyiv21.01.17 18:31

Да , это звучит правдоподобно, похоже на мои цифры.
Нет, не историк- просто хороший писатель.
Приход немцев был для евреев Каунаса облегчением- зверства прекратились, их переселили в гетто, откуда повели на расстрел,
В Риге до прихода немцев латыши согнали несколько тысяч евреев в синагогу и сожгли.

+1
ответить

НМ ★★➦Kyiv21.01.17 18:41

Он, конечно, писатель, да и романы у него были большей частью юмористические или сатирические...
Но при этом он прошел войну в качестве "сына полка", награжден медалью "За отвагу"... Так что он что-то явно представлял себе о той войне, даже не будучи историком.

+2
ответить

Kyiv➦НМ21.01.17 18:50

Я уверен, что он представлял что-то о войне. Побольше чем вы и я вместе взятые - вполне возможно.
Но как вы сами понимаете "представлять что-то" не гарантирует того, что литературные тексты будут исторически точными.
"Солдат Швейк" тоже отражает правду, но не является историческим трудом, не так ли?

+-1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Kyiv21.01.17 19:40

Да, вы правы.
За духом эпохи-к писателям.
За фактами-к историкам.

+-1
ответить

НМ ★★➦Kyiv21.01.17 19:41

Разумеется. В Литовской дивизии евреев было 34%, а в Латышской - 11%. Титульной нации - примерно по 30% и 40%, остальные русские.

+2
ответить

Michael Ashnin ★★★➦НМ21.01.17 19:50

Правильные цифры- в общем раскладе дивизии.
Другое дело подразделения, там , например, были взвода и роты на треть еврейские.
По причине плохого знания русского языка евреи были менее полезны в штабе или технических подразделений.
Простая целесообразность принудила к концентрации их в подразделения , которыми командовали люди с навыками понятных им языков.

+0
ответить

Uhalus Posovinomus ➦Michael Ashnin21.01.17 21:36

Уважаю Севелу, очень классный. Слышал, что он запрещён в Израиле? Если это правда, то я крайне удивлён. Писатель не менее еврейский, чем Шолом-Алейхем.

+1
ответить

Michael Ashnin ★★★➦Uhalus Posovinomus21.01.17 23:38

Не знаю...
Возможно- мужик тот ещё бунтарь.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru