Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №847669

"Черный квадрат" Малевича в юности я считал обыкновенной малярной мазней. Чел просто не умел рисовать. Закрасить квадрат кисточкой проще, чем нарисовать Рождение Венеры Боттичелли. Но и скучнее. То, что квадрат еще и слегка кривой, прекрасно вписывалось в нравы футуристов. Западло даже линейкой ровно отмерить, пипл и так схавает. Заранее прикинул восторги и размышления всяких ослов (зачеркнуто) малевичеведов над этой едва заметной кривизной. И не ошибся. То, что читал давно, уже не помню, хотя хохотал громко, но и нынешняя вики радует:

"художник исследовал базовые возможности цвета и композиции" (Леонид Ильич исследует пять лучиков своей пятой звезды Героя)

«Геометрия Малевича удивляет мощью личной, по сути ни с чем не сравнимой образно-пластической экспрессии"

Такой культуроведше хер покажи обыкновенный, а не унылый черный квадрат - наступит новый период ее творчества. Семь томов напишет о его необычайных формах и их глубочайших значениях.

Дальнейшее воспитание пошло мне на пользу. Я осознал гениальность квадрата, мучительные творческие поиски главы супрематизма. Но озорная мысель оставалась - а что, если он всех надул. В ночь перед выставкой, измучившись бл.дями, не найдя линейки, но обнаружив холст метр на метр и тюбик черной краски, попытался нарисовать слабеющей рукой всё, что умел в этом состоянии - нечто похожее на квадрат.

Я давно привык относиться к этому квадрату как к манифесту, а не как к малярной живописи. Но оказывается, Малевич слямзил этот манифест. Тридцатилетней давности. Поль Бийо, 1882, картина Combat de nègres dans un tunnel. Я бы перевел как "драка негров в туннеле". Ессно, там виден только черный квадрат. Умиляет статья вики, что эта картина явилась "своеобразным предвестником" картины Малевича. Как будто хоть что-нибудь добавилось. По мне, сп.зжено вчистую. Да еще и с утратой прикольной подписи.

Но оказывается, не только рукописи не горят, но еще и подписи. Неугомонные малевичеведы продолжали биться над любимой картиной и обнаружили на ней под слоем черной краски порядком зашифрованную надпись художника: "Битва негров в подземелье». Эх, не пили сук, на котором сидишь. Малевич признался, что спер сюжет давно забытой картины. Но сделал это застенчиво - типа, найдут много времени спустя после моей смерти.

Закрасить квадрат черной краской дело нехитрое. Но Малевич сделал это всего четырежды, несмотря на мировую известность его картины. Удивляюсь, что не оставил их тысячу. Метался в стороны. Белый квадрат на белом (знакомый прикол для программиста из 90-х), красный квадрат, черный круг, черный крест. Но пиплу это было уже пофиг, надоел.

Судьба последнего, четвертого черного квадрата особенно занятна. Настал пц царской России, где ж найти бедному художнику холст метр на метр. Малевал на чем придется. 53,5 на 53,5 см. Ее принес в Инкомбанк некий чел в 1993 году в качестве залога за кредит. Далее цитата: "Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. Президент аукционного дома «Гелос», Олег Стецюра, утверждал, что перед аукционом у него было несколько заявок на покупку «Чёрного квадрата», и если бы «картина вышла на международный рынок, то цена достигла бы и 80 млн долларов». По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов и был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей), а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж. Таким образом, «Чёрный квадрат» стал своего рода единицей измерения финансового успеха"

Я лично восхищен. Похоже, тома искусствоведов о волшебных пропорциях кривого квадрата, о неописуемой образно-пластической экспрессии написаны не зря. Есть и великолепный повод для нового тома. Как обогащает наше понимание гения то, что самую знаменитую свою картину он свистнул у давно забытого француза.
+229
Проголосовало за – 415, против – 186
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
37 комментариев, показывать
сначала новые

Некто Леша ★★★★★24.09.16 01:19

>Янги➦Некто Леша• Пятница, 23 Сентября 2016 07:46:05 #
>Ты вырвал квадрат и его автора из контекста того времени.
>А в сторону Малевичу нужно бы плясать от Эпохи Возрождения.
>Через Альфреда Сислея.

Янги, если суммировать замечания критегов, то я должен
(1) избегать многабуков и
(2) при рассказе о мелком забавном приколе про кражу негров плясать от Эпохи Возрождения

Начиная свою историю, я думал уложиться в 2 строчки. То, что произошло с автором далее, вполне описано в анекдоте: "Пуля попала Штирлицу в голову. Разрывная, раскинул мозгами Штирлиц"

Мимоходом походя,
>Шедевр существует в единственном экземпляре - на то он и шедевр (вершина творения). Если он выпускается некоторым тиражом - это уже не шедевр, ширпотреб

Я видел только один квадрат из 4, но даже не входя в эту тему, заранее знаю, что остальные квадраты тоже кривые, и при этом по-разному кривые. То есть художник упорно работал над достижением совершенства :)

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★23.09.16 03:12

Думал, меня тут порвут на части. Но это самая приятная обсуждалка за многие годы, всем спасибо. Вот что значит написать о культуре :)

Если бы тут можно было нажать кнопку и выдать приз авторских симпатий комментам, ну там букет роз чтобы появлялся рядом с лучшим комментом или бриллиантовая диадема, я бы безусловно нажал эту кнопку в адрес Ленки пенки. Причем как самым симпатичным комментам комментам за год, а то и за много лет, для меня лично. Любой коммент говорит прежде всего о самом человеке, его сделавшем. Я услышал внутреннюю музыку и гармонию, мне созвучные, и местами просто залюбовался образами.

Ленка пенка,

Когда пишешь о чем-то с душой, невольно заражаешься объектом. Мой текст не так прост. Я ничего не делал нарочно, но перечитывая наутро, понял, что написал нечто, симметричное этой картине.

Первый слой - простое восприятие подростка. Работа маляра, глупая черная краска и скучный квадрат.

Второй слой - со временем я прочитал многие другие мнения и начал понимать, что не все так просто, и возможно, что эта картина гениальна.

Третий слой - а вдруг он все-таки просто всех надул, и мы видим необычайную экспрессию в обыкновенной футуристической фиге. Кто такие были футуристы и как они работали, добро пожаловать в любопытный цикл Галковского в ЖЖ, где я и встретил ключ к своей истории - упоминание о драке негров в темноте. В футуризме много было халтуры как метода намеренного издевательства над глупостью образованной публики.

Надеюсь, что все эти мои цветные слои все-таки просвечивают над плоскостью обыкновенного пасквиля.

Меня в этой истории привлекла загадка двойного решения. Из серии - Бог есть или бога нет. Талант или халтура. Мучительные поиски гения или обыкновенный розыгрыш. Долго трудился или наляпал в ночь перед выставкой. Во всех этих случаях истина остается недоказуемой.

К нынешнему виду Черного квадрата это тоже относится. Я видел его в оригинале, несколько раз, в очень разные годы своей жизни. Но КАК видел - зависело от настроя на этот день. Бывало - искаженная форма была живой, динамичной, дышащей дверью в бездну, а сквозь нее тихо сияли многоцветья.

А в другие дни - ясно видел порепанность обыкновенной мазни. Чистого холста под рукой не оставалось, взял уже размалеванный неудачными цветными красками. Закрасил нафиг черным, а краска оказалась хреновой. Быстро покрылась морщинами, приобрела другие оттенки, как усы Кисы Воробьянинова, и слегка пропустила просвечивать замазанную цветную неудачу. Как из полного краша сделать хэппенинг - в этом весь футуризм.

Это в чистом виде антитеза между религией и атеизмом. Как хорошо, верю! - говорит одно чувство. Примерещилось! - говорит другое.

Вы уже выбрали сторону. Гормон счастья обрушивается и цепляется за любую фигню, но легко находит и самое ценное, пока ты молод или влюблен. До сих пор помню восхитительный запах и треск целлофанового пакета, в котором нам вручали новогодние подарки - мандарин и кучу конфет. Или упоительный запах громадной карты обоих полушарий, которую я расстилал на ковре. Каждая страна была раскрашена в свой, безумно сочный цвет. Я объездил полсотни этих стран, но до сих пор помню их цвет на этой карте. А ведь если разобраться, все это - сплошная химия и детское счастье.

Вот Вы пишите, что его картина как снег. Счастливая Вы человек. Я помню искрящийся и хрустящий снег детства, снег влюбленности, но во взрослой жизни это довольно скучная субстанция, которую лучше обойти. При этом я прекрасно сознаю, что в моей жизни что-то не так, если я так его теперь воспринимаю.

Я и сейчас могу понять в Малевиче соцветья, пробивающиеся сквозь унылый черный квадрат, но только - в комплекте со многими другими его, цветными картинами, которые мне нравятся. Спокойно нравятся - как искусство отельного и комнатного дизайна, в ту пору неведомого. Орнаменты. На их вершине живой, слегка неправильный, слегка многоцветный, потрескавшийся от времени черный квадрат смотрится уместно. Без них - ну принес бы обыкновенный маляр или нектолеша эту мазню. Стоить будет нуль. Но и в оригинале Малевича остается двойное решение - действительно возможно, что он просто всех надул.

+0
ответить

Янги➦Некто Леша23.09.16 07:46

Ты вырвал квадрат и его автора из контекста того времени.

А в сторону Малевичу нужно бы плясать от Эпохи Возрождения.
Через Альфреда Сислея. И вообще, задать себе вопрос - Почему он взял в руки кисть, а не мастерок каменщика?
И тогда возможно ты найдёшь ответ на стоимость его квадрата

+0
ответить

Ленка пенка ➦Некто Леша24.09.16 02:37

Дорогой Некто Леша!
Спасибо за цветы! Я их люблю больше камней, которые тоже люблю. Следы на песке, след от корабля в море - то, что никогда не исчезает.
Находить радость в мелочах, в огне и снеге - это то, что меня спасало и спасает. Чем огромнее счастье, тем чаще оно влечет почти непереносимую боль. Иногда организм не выдерживает и снижает обороты. Значит, ему так надо, а потом однажды снова мир станет объемным.
То, что картина меняет лики - признак того, что она жива, и Вы живы.
Я счастливый человек. Это правда. Несмотря ни на что. И причину Вы угадали.

И птицам с нами было по дороге,
И рыбы поднимались по реке,
И небо развернулось перед нами...

Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.

Но я все равно хочу продолжать видеть оттенки и слышать музыку.

+1
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Ленка пенка25.09.16 22:39

Здравствуйте, Ленка пенка

Спасибо за пост, порадовался. Я пробежал Вашу ленту комментов - зря не пишете для основных выпусков. Комменты читаются единицами, они хороши, как стравливание лишнего пара. Но если весь человек уходит в пар - это неправильно. Правильно писать для сотен тысяч, а не для комментаторов, в основном достаточно злобных и неудачных созданий. Про непереносимую боль - понимаю. Но это буддизм, качели счастья, про наказание земных страстей. А у меня есть русское решение - всегда любил из бани в снег и обратно, из большого города в глушь и обратно, и так далее. Могу ничего не вспомнить от дороги к офису и обратно, даже если проехал его тысячу раз, но любую свою поездку туда, где никогда не был, помню навсегда. Первый след вечен, второй - не нужен. Если Вы счастливы - завидую белой завистью. У меня попеременно. Иногда ошеломляет радость бытия и любви, а иногда вспоминаешь, кому и что ты должен (не в денежном смысле, с кредитами давно рассчитался) - и вот подумаешь, хорошо бы сейчас сдохнуть. Чтобы никому и ничего. Я повидал в жизни достаточно, с моими повадками больше сорока обычно не живут.

+-1
ответить

RubinGTX23.09.16 01:16

LOL

+0
ответить

Атака Гризли22.09.16 21:58

"What oft was thought, but much better expressed" - например "Крыса на подносе" (Аверченко)

Если все так просто, Леша, то Вам и карты в руки - малюйте черный квадрат, и мировая слава вкупе с деньгами у Вас в кармане, тем более что для этого достаточно что-то "свистнуть". Ах, не получится? А почему у Малевича получилось?

Как обычно, Ваша денежка с дырочкой, НЛ.

+1
ответить

Мимоходом походя➦Атака Гризли23.09.16 09:38

А что получилось у Малевича? Это еще большой вопрос. Кроме того. Шедевр существует в единственном экземпляре - на то он и шедевр (вершина творения). Если он выпускается некоторым тиражом - это уже не шедевр, ширпотреб, пусть и эксклюзивный, как, например, бентли. Либо надо определиться - какое именно изделие из данной серии является шедевром. А восхищенные эксперты могут говорить все, Что угодно. В конце концов, именно за эту свою работу они и получают на пропитание

+-2
ответить

Мимоходом походя➦Мимоходом походя23.09.16 09:39

Это - если даже не принимать во внимание кражу чужой идеи.

+-2
ответить

Ленка пенка ➦Мимоходом походя24.09.16 02:17

Насчет того, какая картина из четырех хороша, а какая нет, надо разбираться, я согласна. Про восхищенных экспертов тоже согласна. То есть чисто случайно они могут говорить правду, конечно. Но я думаю, что "Черный квадрат" потому хорош, что он не черный и не квадрат, и эти отступления незаметны, но обладают определенной гармонией.
А по поводу кражи идеи - не разделяю Вашего мнения. Вы же не обвиняете Рафаэля в краже идеи, потому что он написал Сикстинскую мадонну? Ведь сколько художников писало Богоматерь с младенцем, не счесть.

+1
ответить

Курёнок22.09.16 21:45

В уже упомянутом Русском музее на выставке Малевича было довольно много его классических работ. Рисовать он действительно умел. А Чёрный Квадрат изначально рисовался как декорация к спектаклю "Победа над солнцем". Если правильно помню, как олицетворение ночного города.

+1
ответить

ir316 22.09.16 16:35

Злые языки утверждают, что Малевич не фамилия, а прозвище данное коллегами по творчеству...

+3
ответить

Lamed22.09.16 15:18

Битва негров в подземелье написал Альфонс Алле

+0
ответить

Sarkis➦Lamed22.09.16 15:50

Альфонс Алле написал "Combat de Nègres dans une cave pendant la nuit", а Поль Бийо "Combat de nègres dans un tunnel".
Понимать же надо! =D

+4
ответить

Sarkis➦Sarkis04.08.17 00:03

Точнее, написал-то Бийо, а Алле переименовал и опубликовал (под авторством Бийо). Но это они так шутили. Французы! А Казимир Северинович, как Председатель Пространства, сурьезный был мужчина ...

+0
ответить

A111122.09.16 14:38

"Черный квадрат" — это, на самом-то деле, мощнейший
психологический тест: если человеку можно впарить
"Черный квадрат" в качестве гениальной картины, то ему
можно впарить вообще всё что угодно. Методикой от
"искусствоведы заявляют" и вплоть до "рекомендации
лучших собаководов".

+3
ответить

Ленка пенка ➦A111122.09.16 17:14

Да мне вообще наплевать на искусствоведов, литературоведов и прочих едов. Нравится так нравится, не нравится - ну и ладно. Мало того, я вообще отношусь довольно безразлично к мнению толпы на любую тему. Я даже моду не люблю, по-моему, это глупость :) Однако картина мне понравилась, хотя заранее я была настроена примерно как Вы. Вы все же посмотрите оригинал, прежде чем судить. Там много цветов и мазков, незаметных для сознания обычного человека, но видных его глазу и производящих впечатление, совершенно отличное от настоящего черного квадрата. Этот квадрат настолько же черный, насколько лес зеленый. Наверное, если Вы будете гулять по обычному лугу, у Вас будут другие ощущения, чем если гулять по траве, выкрашенной зеленой краской по случаю приезда военного начальства. Так и с этой картиной.

+0
ответить

Sailin➦Ленка пенка22.09.16 19:27

Так, за сколько ты готова купит эту картинку (черный квадрат)?

+-2
ответить

Ленка пенка ➦Sailin22.09.16 23:26

У меня таких денег нет, я согласна, чтоб мне его подарили :)

+1
ответить

v7013➦A111123.09.16 09:05

Ерунда.
Цена здесь определяется не ценостью физического или духовного содержания, а тем за сколько его можно потом реализовать. Так же как деньги или акции(частично)

+0
ответить

Myau22.09.16 14:19

Первый чёрный квадрат появился в 1617 году, под названием "Великая тьма", автор -Роберт Фладд.

+4
ответить

Ленка пенка 22.09.16 14:11

А у меня вопрос. Эту картину автор и комментаторы видели, так сказать, живьем или только на репродукции?

Я смотрела на оригинал, и он притягивал взгляд. У меня это вызвало удивление, так как к квадратам я равнодушна, а черный цвет не люблю. Кто там считает или не считает что-то шедевром, мне тоже глубоко наплевать. Настроена я была более чем скептически. Но тут смотришь, и хочется дальше смотреть, глаз словно отдыхает и что-то видит - ощущение немного похожее на то, что возникает, если смотреть на огонь или ручей. Причины я не поняла.

Почитала потом про "Черный квадрат", оказалось, что на самом деле он совсем не черный. И эти почти невидимые мазки и делают его картиной. На репродукциях этого не видела.

+0
ответить

Грол➦Ленка пенка22.09.16 15:06

Это как слушать музыку (настоящую музыку) живьём и в записи. Даже винил ( не говоря уже о цифре) не может передать тонкости и нюансы, которые дель "живую" музыку живой.

+-2
ответить

Мимоходом походя➦Ленка пенка22.09.16 15:17

Если долго на что-то смотреть- войдешь в транс. И необязательно на квадрат. И не обязательно на черный. Кстати, Вы на какой из четырех смотрели?

+2
ответить

Ленка пенка ➦Мимоходом походя22.09.16 17:06

Я в Русском музее впервые его увидела, если не ошибаюсь.
В транс не вошла. Цели такой не было :) Когда я иду в музей, я смотрю только на те картины, которые останавливают мой взгляд. Не сложилось так не сложилось, будь эта картина самой знаменитой на свете. И наоборот, если неизвестная картина меня тронула, могу подолгу у нее стоять. "Черный квадрат" на меня произвел впечатление, остановил. Смотрела потому, что было хорошо, как я уже говорила, как если смотришь на ручей, огонь, снег. Но не могу сказать, что эта картина меня глубоко потрясла. Такого не было. Просто хорошая картина (по моему мнению).

+1
ответить

Ленка пенка ➦Грол22.09.16 17:19

Очень точное сравнение. Когда я в филармонию хожу, слушаю музыку, у меня чувство, что я воспринимаю ее не только ушами, что-то внутри в резонанс входит. Доступные мне колонки режут частоты (или они уже в записи срезаны), по радио и телевизору вообще вместо классической музыки слышен какой-то пилеж. И это я еще в музыке серый человек. А те, кто понимает, у кого слух настоящий, слышат много больше моего.

+1
ответить

Мимоходом походя➦Ленка пенка23.09.16 09:43

Вы просто не заметили, но состояние,в котором Вы находились, было именно трансом. Так же верующие ощущают благодать, когда слушают церковные песнопения и смотрят на иконы.

+-1
ответить

Мимоходом походя➦Ленка пенка23.09.16 09:44

Вот-вот. Знакомо.

+-2
ответить

Ленка пенка ➦Мимоходом походя24.09.16 02:10

Вообще-то я не от всего, что мне нравится, впадаю в транс :) Хотя иногда бывает. Но тут не настолько понравилось (и не так долго смотрела). Уж до благодати точно далеко. Ощущение благодати, которая властвует над тобой, ко мне приходило только на берегу Байкала.

+1
ответить

alpet22.09.16 13:44

Дарение последнего квадрата Эрмитажу я помню. Представитель музея сказал, что теперь нужно изыскать около 50 000 долларов на реставрацию картины.
Я потом долго пытался представить себе этот процесс.

+6
ответить

Грол22.09.16 12:32

А я вот не читал "Чёрный квадрат" Малевича. Культуры, бля, не хватает..

+7
ответить

Michael Ashnin ★★★22.09.16 11:35

Ну можешь же...
Плюс.

+-1
ответить

Uhalus Posovinomus 22.09.16 10:35

На все 100 согласен!

+0
ответить

Постоянный22.09.16 10:20

Лет 10 назад смотрел как-то по ящику аукцион. Продавалась картина - на белом фоне косая черная черта и точка. Называлась "Маша приди завтра до обеда...", имя художника не запомнил. Ушла за 120 тыс баксов...

+0
ответить

Armor22.09.16 09:50

"Себестоимость производства долларовых банкнот номиналами от $1 до $100 варьируется от 4,9 до 12,3 цента.
http://izvestia.ru/news/583391
(К вопросу о том, что такое цена, реальная стоимость, а также реклама и пиар.)

+0
ответить

Armor➦Armor22.09.16 09:56

И еще для любознательных:
http://life-pics.ru/articles/167-proi...larov.html
(много разных "черных квадратов")

+1
ответить

НМ ★★➦Armor23.09.16 23:25

Себестоимость часов а-ля Ролекс (если без особого золота, серебра, и т.п.) - долларов 5. С золотом - чуток дороже. Это к вопросу о том, что такое цена, реальная стоимость, а также реклама и пиар. Всякие простенькие часы типа Swatch реально стоят центов 40-50 за штуку.
Кстати, себестоимость докторской колбасы - меньше 50 руб. за кг.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru