Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №842098

Личные воспоминания о 19 августа 1991 г.
В этот день я и еще два десятка моих коллег были на Украине, в длительной двухнедельной командировке, по хоздоговору с одним достаточно крупным украинским предприятием. Был жаркий август, и "хозяева" решили всех нас, командировочных, вывезти на свою пригородную турбазу на мелкой речушке, притоке Днепра - купание, шашлыки, и т.п.
17 августа (в субботу) нас туда вывезли на автобусе, а часа в 4 вечера 18 августа (в воскресенье) вернули тем же автобусом в нашу городскую гостницу. С понедельника 19 августа у нас должна была начаться вторая неделя трудовых командировочных будней - они, конечно, начались, но после просмотра с ранннего утра "Лебединого озера" и прослушивания речи Кравчука на тему "не знаю, что там эти москали опять выдумали, но нам пора уже от них отделяться".
В общем, когда мы возвращались к себе домой через Москву 24 августа, по Москве уже шастали радостные толпы алкашей с криками "Я памятник Дзержинскому валил!", а на Украине уже была принята Декларация независимости.

Маленькое "но".
На тот момент нам ГКЧП представляли как полдюжины мужиков, неожиданно собравшихся днем 18 августа и чего-то там захотевших от Горби, с чем он не согласился, после чего все и "завертелось".
Но был маленький момент 18 августа, который на тот момент я недооценил (т.к. не понял), и лишь потом он вписался в общую картину событий.
Завод, на который мы приехали в командировку, был в небольшом украинском райцентре. Рядом с нашей гостницей было отделение связи, откуда мы все (и я в том числе) звонили своим родным в Россию. Сотовых телефонов тогда, я напомню, не было, а с городских телефонов нужно было ждать соединения через телефонистку полчаса-час, автоматическая междугородняя связь с городских телефонов тогда не работала.
А вот в отделении связи висели телефоны-автоматы, с которых за 15 коп в минуту можно было позвонить домой. Обычно рядом с автоматами сидела барышня, которая принимала заказы на переговоры с теми пунктами, куда с автомата нельзя было дозвониться (мелкие городишки и села), а также могла разменять пятиалтынные монеты.
Так вот, этот переговорный пункт в это городке в выходные НЕ РАБОТАЛ - о чем сообщала монументальная вывеска на здании.
Поэтому мы все, командировочные, поговорили со своими домашними по телефону в пятницу, перед отъездом на турбазу, и попрощались с родными до понедельника.
И вот, возвращаясь с турбазы 18-го августа, в воскресенье ВЕЧЕРОМ, я замечаю из атобуса, что двери переговорного пункта - открыты! А мне что-то хотелось срочно сообщить родным - сейчас уже не помню, что именно. Прошу остановить автобус, выхожу, захожу в переговорный пункт - НИКОГО нет (ведь все же знают, что в ВОСКРЕСЕНЬЕ пункт НЕ РАБОТАЕТ!), и сидит дежурная барышня, как-то диковато на меня посматривает. 15-копеечных монет у нее не оказалось! А у меня они были, но "дома", в гостиничном номере (в 100 метрах от переговорного пункта). Я ее спрашиваю "А вы до скольки сегодня работаете?". Ее реакция мне показалось странной, у нее началась какая-то дрожь, и она ответила вопросом на вопрос: "А почему вы спрашиваете?" Я, без всякой задней мысли ей отвечаю: "Да вот хотел домой позвонить, а у меня монетки в гостинице, вы через полчаса еще не закроетесь?" Напоминаю, это день, когда переговорный пункт ВООБЩЕ работать не должен был, причем дело идет к 5 вечера...
Она вполголоса отвечает "Не закроемся". Я пожал плечами ("странные эти хохлушки, выходят на работу в выходной, сидят на работе, хотя ни одного клиента нет, не говорят, когда закрываться собираются В СВОЙ ЗАКОННЫЙ ВЫХОДНОЙ"), сбегал за монетками, поговорил с домашними, вернулся в гостиницу - а наутро все и завертелось...
И только через несколько месяцев я понял, то если в каком-то там далеком от Москвы, от Киева, и от Фороса райцентре какая-то рядовая телефонистка (или не рядовая, а особо доверенная?) была вызвана в выходной день на работу именно 18-го августа, то логично предположить, что по всей стране таких телефонисток было вызвано на работу (думаю, понятно, кем, только не вполне понятно, зачем) в тот день НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ, если не десятков тысяч, то это, в общем-то, дает несколько иное представление о размахе готовившихся событий, по сравнению с официальной версией...
+294
Проголосовало за – 487, против – 193
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
41 комментарий, показывать
сначала новые

alexsu20.08.16 13:53

И где смеяться? Одно графоманство

+-2
ответить

Codex20.08.16 07:27

Да, интересно...наверняка была директива сверху...думаю нет, открыто в тот день было совсем не для военных - у них как раз действительно все свое ношу с собой...скорее просто сканировать ситуацию по стране в режиме idle...а начнись где-нибудь заварушка/какие либо действия, беспорядки - и тут же кое кто из "сознательных" граждан побежал бы звонить в областной центр, а уж оттуда все пошло бы наверх. Небось и Вас она приняла за особиста, оттого и дрожь началась ;-)

+0
ответить

Darren20.08.16 02:23

как сейчас помню, утром 19-го августа стучится к нам в дверь сосед - махровый сталинист - майор внутренних войск в отставке - и радостно размахивает "Правдой": "всё, конец вашй перстройке, Ельцину! сейчас их всех на фонарях повесим!"
а мы (родители и я) как раз недавно впервые в Америку съездили, в Лос-Анжелес. подумали - не надо было возвращаться. поверили очередной "оттепели" дураки.

но, к счастью Ельцин, царствие ему небесное, победил.

Спасибо вам, Борис Николаевич, что красного дракона разломали.

у меня до сих пор весь совок ассоциируется со этим старым вертухаем с перекошенным от ненависти и торжества лицом и газетой Правда в руке.

+4
ответить

mores19.08.16 23:20

конечно, все это было спланировано

+1
ответить

НМ ★★19.08.16 19:45

"у автора воспаленная фантазия... Мы провели полтора суток на объектах с оружием и боеприпасами с целью недопущения захвата данных объектов"
То, что безоружная телефонистка пришла на работу - это "воспаленная фантазия"? А "с оружием и боеприпасами" - это в порядке вещей?
Лучше скажите, когда вас направили на "охрану объектов" - 18-го или 19-го?

+1
ответить

НМ ★★19.08.16 18:28

Уважаемый wolverine, если честно - не знаю!
Гадаю о смысле сего необыкновенного происшествия вот уже 26-ой год!
Думал, кто-нибудь из работников связи тех лет прочтет историю и прольет, так сказать свет, поднимет завесу молчания.
Но увы мне! Ничего конструктивного пока предложено не было.
За аналогию с пчелками - гран мерси. Ухмыльнулся.
"А версию, что именно этой телефонистке надо было именно в этот день дозвониться куда-то по своим личным делам, не рассматриваем?" - нет, не рассматриваем. Не сомневаюсь, что при СССР все узлы связи находились на охране, опечатывались, и т.п. Могу напомнить, что даже помещения с пишущими машинками тогда обязательно опечатывались на выходные. А тут - целый узел связи, куда телефонистка идет как к себе домой! Нереально. Все слишком хорошо помнили цитату про "почту, телеграф, телефон". У большинства сотрудников телефонных станций, кстати, домашние телефоны как раз были. Пусть без автоматического набора межгорода- но что девушке стоило позвонить своей коллеге на станцию: "Люсенька? Это я, Оксана. Соедини-ка меня по-быстрому, пожулуйста..." Ради одного звонка - в свой законный выходной переться на работу, снимать все здание с сигнализации, рисковать выговором - нет, неправдоподобно... Зачем ей было сидеть на рабочем месте как минимум час (это при мне, не знаю, сколько всего ей пришлось там сидеть)?
Думаю, самый правдоподобный вариант - за какое-то время до тех событий был принят закон о чрезвычайном положении. Явно были к этому закону и подзаконные акты, всякие инструкции. Мб у Минсвязи была инструкция, что при объявлении ЧП на всех узлах связи должны были появиться дежурные. Ну, типа, при попытке штурма - дать знать в отделение милиции, чтобы прислали наряд/отряд/танк/самолет. Видимо, ЧП втихую объявили уже днем 18-го числа, и, соответственно, прошла команда "Тревога, код (скажем) 245!" Звонок из соответствующего отдела нашей Оксане по домашнему телефону: "Срочно прибыть на узел связи, ждать дальнейших указаний". Трясущаяся Оксана прибывает на узел связи, почему-то держит входную дверь открытой (может, мужа ждала для моральной поддержки, откуда я знаю).
Не могу исключить, что немалый процент всех отделов связи в тот день в ответ на переданный "код 245" послали передавших куда подальше и никуда не пошли. Или вообще загорали на речке, и до них так и не дозвонились... А именно в этом городке команда таки дошла до исполнителя и была выполнена...

+1
ответить

sasha1024➦НМ19.08.16 19:02

> Не сомневаюсь, что при СССР все узлы связи находились на охране, опечатывались, и т.п.
> Могу напомнить, что даже помещения с пишущими машинками тогда обязательно опечатывались на выходные.
Действовало ли ещё это в конце 80-х / начале 90-х?

+1
ответить

НМ ★★➦sasha102419.08.16 19:37

Машинки опечатывали года до 1987-1988. На узлы связи Вы и сейчас просто так не зайдете.

+0
ответить

НМ ★★➦НМ19.08.16 20:31

Закон СССР N 1407-I (ВВСС 90-15) от 3 апреля 1990 г. «О правовом режиме чрезвычайного положения»

Статья 4. В условиях чрезвычайного положения, в зависимости от конкретных обстоятельств, органы государственной власти и управления могут применять следующие меры:

....

14) ограничивать или запрещать использование множительной техники, а также радио и телепередающей аппаратуры, аудио и видеозаписывающей техники; изымать звукоусиливающие технические средства; устанавливать контроль за средствами массовой информации;

15) вводить особые правила пользования связью;

+0
ответить

Serge712➦НМ19.08.16 21:22

'Помещения с пишущими машинками опечатывались' - ну вы и загнули. Небыло такого никогда, ни в 1970-ые, ни в 1980-ые, ни в 1990-ые. Работал я в разных организациях, нигде не видел чтобы опечатывали помещения с пишущими машинками. А еще был вычислительный центр, там стояли 'пишущие машинки' размером со шкаф, их тоже никто не охранял.

+1
ответить

НМ ★★➦Serge71219.08.16 21:48

Не хотите - не верьте, кто Вас заставляет... Но можете погуглить, почему-то об этом все пишут, и я это видел лично, правда, не на выходные, а на праздники... В отношении ограничения доступа в узлы связи у Вас сомнений нет, я полагаю? Или Вы это тоже "не видели, поэтому этого не было"?

+1
ответить

НМ ★★➦Serge71219.08.16 21:56

У начальства всегда были проблемы с компьютерными технологиями - например, 25 лет назад международную телефонную связь было отключили, а электронную почту - нет... Не все в КГБ знали, что это такое...

+1
ответить

Serge712➦НМ19.08.16 22:35

На праздники могли опечатывать все помещения, и пишущими машинками и без, такое я припоминаю. Сельский телефонный узел это не совсем узел, это скорее один-два телефона, конец телефонной линии, никакого стратегического значения иметь не может.
Скорее всего министерство связи выпустило приказ 'всем работникам быть на рабочих местах' и все от министра до уборщицы вышли на работу.

+1
ответить

НМ ★★➦Serge71219.08.16 23:05

Кто Вам сказал "сельский телефонный узел"? Райцентр с 150 тыс населения. Двухэтажный узел связи (причем далеко не единственный в городе).

+1
ответить

НМ ★★➦Serge71219.08.16 23:16

Министров в райцентре замечено не было. Уборщиц тоже. Так что Ваше предположение неверно.
В случае ЧП приказы дают не обязательно через министерство. И точно не уведомляют уборщиц.

+0
ответить

sasha1024➦НМ20.08.16 11:27

Разве ближе к распаду СССР печатные („пишущие“) машинки в нём не появились в свободной продаже?

+0
ответить

wolverine888819.08.16 17:06

Милости просим, глубокоуважаемый НМ, поясните нам, что это означает!!!

Учитывая, что у правительства и армии как бы своя связь, от телефонисток не зависящая...

+0
ответить

Грол19.08.16 16:03

18 августа 1991 года я вернулся из командировки в Москву, где был пару дней. Когда 19-го пришёл на работу, мужики шутили: "Это ты там всю эту бодягу замутил и уехал?"..)))
А ещё запомнилось, что когда я приехал в Москву и пришёл в контору, куда меня направили (весьма крупный и известный "почтовый ящик"), первое о чем меня спросили аборегены, было:"А как у вас относятся к Ельцину?". На что я ответил что нам похрен кто такой Ельцин и с чем его едят, и вообще мы работаем и нам некогда заниматься политикой... Почему-то обидились.

+-1
ответить

Горшок с цветами➦Грол19.08.16 16:11

Фашист ты! Такую тему для рассуждений и споров запорол...

+-1
ответить

Грол➦Горшок с цветами19.08.16 20:57

Коммунист я, коммунист..у меня и партбилет КПСС дома припрятан..а вдруг?...)))

+0
ответить

Darren➦Грол20.08.16 02:10

ты не коммунист, а сталинист. это немного разыне вещи

+-3
ответить

СамСусам19.08.16 15:47

Очень закрученная фантазия. А версию, что именно этой телефонистке надо было именно в этот день дозвониться куда-то по своим личным делам, не рассматриваем?
"К этим автоматическим аппаратам можно было подключаться через армейские телефоны" еще одна фантазия. В Союзе у военных были свои собственные каналы связи, работавшие лучше гражданских. И, естественно, независящие от гражданских телефонов-автоматов.

+3
ответить

wolverine8888➦СамСусам19.08.16 17:06

наверно, наиболее логичное пояснение....

+1
ответить

Serge712➦СамСусам19.08.16 21:29

Если бы военным надо было подключиться, они бы просто врезались бы в телефонную линию или подключились бы в распределительный шкаф.

+1
ответить

HITler 19.08.16 14:04

загавар каклов? ;-)

+-4
ответить

Бам Барбиев 19.08.16 12:25

Я тоже отлично помню 18 августа 1991г.
В тот день я был на речке на пляже. В небесах щебетали птички, в траве стрекотали кузнечики, пчёлы перелетали от одного полевого цветка к другому.
Вдруг я заметил как одна пчела внезапно резко оторвалась от цветка, взмыла вверх и умчалась в неизвестном направлении.
И только через несколько месяцев я понял, что если в каком-то там далеком от Москвы от Фороса пляже какая то рядовая, а может и не рядовая, а вполне боевая пчела получила тогда приказ прибыть на место сбора, то в общем это дает несколько иное представление о размахе готовившихся событий, по сравнению с официальной версией...

+24
ответить

vova6x919.08.16 11:17

Декларация независимости в Украине принята 16 июля 1990 года. За год до ГКЧП.

+1
ответить

Справедливый ➦vova6x919.08.16 12:07

она была принята НА Украине.
а "в" было уже потом.

+-1
ответить

sasha1024➦vova6x919.08.16 14:33

То была декларация о суверенитете (16 июля 1990).
А это декларация о независимости (26 декабря 1991).

+3
ответить

Serge712➦vova6x919.08.16 21:35

В Украине - на Украине - с каких это пор украинцы устанавливают правила русского языка? В русском языке всегда было и есть 'на Украине', украинцы могут устанавливать нормы украинского языка, но к русскому они не имеют никакого отношения.

+4
ответить

sirduke3419.08.16 10:47

прослушивания речи Кравчука на тему "не знаю, что там эти москали опять выдумали, но нам пора уже от них отделяться".
Помню я это выступление, он так не говорил. Скорее "не знаю, что там они опять выдумали и чем это кончится, давайте обождём, займитесь пока огородами". Осторожничал Кравчук.

+9
ответить

НМ ★★➦sirduke3419.08.16 21:50

Звиняйте, мог спутать тексты Кравчука от 19 августа и от 24 августа.

+0
ответить

Alex77719.08.16 10:46

Для такого гигантского масштаба результат мизерный.

+0
ответить

Маг Боевой19.08.16 10:17

Интересная мысль...

+-3
ответить

Людовед и Душелюб19.08.16 10:12

Кто-то хотел захватить почты, телеграфы и телефоны, и поэтому телефонисток вызвали сторожить эти здания от захвата? Такая версия у автора?

+6
ответить

Uhalus Posovinomus ➦Людовед и Душелюб19.08.16 10:45

Нет. Просто могла понадобиться срочная связь. К этим автоматическим аппаратам можно было подключаться через армейские телефоны - вот вам и ещё один вариант связи в случае движения войск.

+-2
ответить

Sailin➦Людовед и Душелюб19.08.16 10:47

Нет, телефонистки сидели с ключами, что бы передать захватчикам. Если двери будут закрыты, их же разломают при захвате, а тут уже и двери открыты, и ключи наготове...

+2
ответить

big_andy ➦Sailin19.08.16 15:48

>а тут уже и двери открыты, и ключи наготове...
И телефонистки подмыты...

+7
ответить

Горшок с цветами19.08.16 09:30

"Сотовых телефонов тогда, я напомню, не было, а с городских телефонов нужно было ждать соединения через телефонистку полчаса-час, автоматическая междугородняя связь с городских телефонов тогда не работала..."

э-эх, золотое время было...

+0
ответить

LA style➦Горшок с цветами21.08.16 08:33

По крайней мере, от жены гулять было проще

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru