К рассказу о «Ролексах» в концлагерях
Не ставлю под сомнение историю за 28.04.16 о том, как английские военнопленные получали посылки с часами через «Красный крест» с оплатой потОм, а хочу рассказать о других часах.
Один мой знакомый Шауль приехал в Израиль из Румынии в 1948 году вместе с отцом. Шауль (благословенна его память) умер три года назад в возрасте 83 лет. Несмотря на возраст был он во вполне здравом уме и лишь за полгода до своей смерти перестал подрабатывать. Он два раза в неделю разносил газеты по почтовым ящикам три-четыре часа по нашей жаре. Исключительно для поддержания здоровья. Заработок был совсем не велик.
И он вспоминал время в конце войны, – он был тогда обычным еврейским подростком, - когда через Румынию шли на запад советские войска. Как советский солдат, наставив на прохожего свою винтовку, потребовал отдать ему ручные часы. Шауль видел сам и был в недоумении – самые обычные ручные часы, не золотые, не с каким-нибудь особенным циферблатом или дорогим ремешком. Как вы понимаете, безо всяких обязательств оплаты в будущем.
Ну и заодно. Он, Шауль, мне с жаром рассказывал, что курили русские солдаты. Начал подробно рассказывать, как отрывали кусок газеты, засыпали табак… Я-то понял, что речь шла об обыкновенной самокрутке, но ему это слово было неведомо. Вряд ли оно переводится на румынский язык. А изумление его было вызвано тем, что при этом ежедневно через них, по его словам, проходили тысячи танков. Я, впрочем, не думаю, что тысячи. Наверное, сотни – не знаю. Так вот, он говорил, что и союзники, и немцы курили сигареты. И при таком количестве танков можно бы было не выпустить только один танк, и этих денег хватило бы на то, чтобы обеспечить сигаретами всех солдат. Ведь страна послала их на войну, на смерть – неужели не могли при этом снабдить их нормальным куревом? Он много еще любопытного рассказывал, но это займет время и место.
Для справки. Шауль репатриировался сюда в 1948 году, когда Палестина была под британским мандатом ООН, и англичане патрулировали морские пути к Палестине и не пропускали еврейских мужчин призывного возраста, чтобы те не могли принять участие в арабо-израильской войне за независимость Израиля (1947-1949г.г.) Поэтому его отец сказал, что Шаулю всего пятнадцать (!) лет. Англичане, к слову, при голосовании в ООН в 1947 году по резолюции о разделе Палестины на два государства – еврейское и арабское, - не поддержали резолюцию. В отличие от СССР (тремя голосами, включая Украину и Белоруссию), США и около тридцати других государств.
СССР через Чехословакию тогда очень помог оружием Израилю. Только через некоторое время, поняв, что здесь не собираются строить советский социализм, поссорился и стал дружить с арабами.
Сам Шауль принимал участие в нескольких арабо-израильских войнах в качестве водителя грузовика. Попадал и под бомбежки.
Ну и для моих возможных злопыхателей. Мой отец жил в селе Куренец Минской области. До раздела Польши между СССР и Германией в 1938 году это было польское село Курженец. В июне 1941-го через два дня после начала ВОВ в село вошли немецкие войска. Еще через год, в октябре 1942го немцы согнали всех живших там евреев – больше тысячи (!) человек в одну избу, подперли двери и сожгли всех живьем. Там же были отец, мать и старшая сестра моего папы. Мой отец чудом спасся, полтора месяца прятался по лесам, а потом попал к партизанам. Старший брат отца в 1943 в звании красноармейца погиб на Карельском фронте. Когда Белоруссию освободили, отцу исполнился как раз призывной возраст, и его призвали в армию, где он участвовал в войне на Дальнем Востоке против японской армии в Маньчжурии. После войны работал в милиции, начав с кинолога, а потом сразу в уголовном розыске, за тридцать лет пройдя путь от рядового до майора(!).
Ну а я после университета три года отработал в энергетике, а потом двадцать лет в милиции. А после выхода на пенсию уехал сюда, в Израиль. Это я, чтобы не попрекали меня, что в свои шестьдесят не возвращаюсь в Россию и не строю страну.
Вот такая история про часы.