Курсантские будни 6. Непредсказуемые последствия армянского коньяка.
Тамбовское ВВККУХЗ 1990 год. Осень. Начало 2-го курса.
В прошлой своей истории я рассказывал про Инженерную графику, Теперь дошла очередь до Инженерной подготовки. Это сугубо военная дисциплина на которой курсанты изучают (и отрабатывают практические действия) правила возведения оборонительных сооружений (окопы, капониры, ДОТы и ДЗОТы и т.д. и т.п.), а так же основы минно-подрывного дела. Вел у нас эту дисциплину полковник Амелин. Ему было 50 с небольшим лет и он был единственным из преподавателей нашего училища воевавшим во время ВОВ. Правда сыном полка, но все же. Дядька он был добрый и справедливый, без понтов и гипертрофированного чувства собственного превосходства полковника над курсантами (ох и много было ему противоположностей из числа полковников преподавателей). Но в то же время курсантам спуску не давал и дисциплина на его занятиях была железная. Полковник Амелин был профессионалом высокого класса. О нем в училище ходили легенды. Говорили, что он может одним взрывпакетом сложить девятиэтажку, по тому что знает где и как произвести подрыв. Так же, его крылатые фразы и выражения, пополнили наш лексикон. Любимой его поговоркой была: "В армии есть три непреодолимых препятствия - дубы, надолбы и долбо@бы". Или: "это первый раз больно, когда саперной лопатой по @балу получишь, а потом привыкнешь".
В то время новый (два года как в должности) начальник училища, молодой полковник, развернул активную деятельность по строительству материальной базы учебного центра (УЦ), который находился в лесу, в 17ти км. от города. Курсанты рубили просеки, строили дороги, возводили полевые учебные корпуса. При этом и о занятиях не забывали. В итоге наш УЦ стал лучшим в МВО, но это было много позже.
И вот, мы выехали в УЦ на полевые занятия по инженерной подготовке. Темой занятия была установка и приведение в действие тротиловых зарядов. Для этой цели была выбрана свежая, еще с не выкорчеванными пеньками, просека. Расчет был прост - соединить приятное с полезным. Курсанты отработают навыки подрывного дела и пеньки выкорчевывать не надо - сами вылетят.
На предыдущих занятиях мы отрабатывали как правильно устанавливать взрыватель, учились приводить его в действие и бесконечно отрабатывали порядок отхода от взрываемого объекта. Короче были затренированны вусмерть. И не удивительно, потому что когда дойдет до дела, любая ошибка может стоить чьей-то жизни. После полутора часов занятий и нескольких десятков подорванных взводом пеньков, был объявлен перерыв. Полковник Амелин, на перерывах был весьма демократичен и мы любили послушать его байки на перекуре. Вот взвод собрался кружком вокруг Амелина и я, будучи младшим сержантом и зам.ком. взвода задал коллективный вопрос от всего взвода, давно нас интересовавший:
- товарищ полковник, младший сержант Шепелёв, разрешите обратиться?
- обращайся сержант.
- товарищ полковник, о Вас давно в училище ходят легенды как о классном подрывнике, не покажите свое мастерство?
- на чем же я тебе его покажу? Курсанта что ль в космос запустить?
дружный смех взвода
- никак нет, товарищ полковник, курсанта не надо. Сможете пенек в круг метрах в двадцати положить? Старший курс рассказывал, что Вы у них на занятиях такое делали.
- старший курс, говоришь? А они не рассказывали что я просто так не работаю?
лукавый прищур с полуулыбкой полковника
- никак нет, товарищ полковник, а что надо?
- литр армянского пятизвездочного. Потянешь?
- потянем, товарищ полковник, нас 25 человек во взводе.
- ну смотри, сержант, поверю тебе на слово. Ща забабахаем. Рисуй круг.
Диспозиция следующая: пеньки стоят почти ровным строем "в колонну по три", т.е. в три ряда, чуть по одаль траншея укрытия, которую перед началом занятий мы сами же и вырыли. Делаем закладки под первую шеренгу пеньков, уходим в траншею укрытия, подрываем, и так следующий ряд, и следующий. Таким образом, при подрыве последнего ряда, нам нужно было преодолеть расстояние до укрытия метров 100-150. Подрывали мы при помощи электрического заряда, это когда от взрывателя тротиловой шашки тянется шнур, который присоединяется к динамо-машинке. Но Амелин, на то и профессионал, чтоб не искать легких путей. Он решил воспользоваться бикфордовым шнуром. Мы начертили круг, он выбрал пенек. Что то помурлыкал себе под нос делая расчеты, поколдовал с закладкой и дал нам команду "в укрытие". Мы добежали до траншеи и укрылись в ней, выглядывая и наблюдая за происходящим. Полковник запалил шнур и быстрым шагом двинулся к нам на ходу в полголоса отсчитывая в обратном порядке секунды до взрыва (время определяется длиной шнура). На счете "ноль", он спрыгнул в траншею. ВЗРЫВ. Пенек стартовал с места и по навесной траектории отправился в круг за двадцать метров от него. "К кругу бегом", последовала команда от Амелина. Мы выскочили из траншеи и галопом унеслись к кругу. Наш пенек лежал точно в центре. Обернувшись мы увидели полковника, которые неестественной, держа спину колом и немного прихрамывая, походкой направлялся к нам. Дойдя до нас, он посмотрел на пенек и перевел взгляд на меня.
- доволен?
- так точно, товарищ полковник! Завтра утром я с оплатой у Вас.
Мы застыли в немом восхищении. Так рассчитать количество тротила и направление взрыва это поистине верх военного искусства.
- так, сержант, взвод в машину для следования в ППД (пункт постоянной дислокации). И про коньяк я пошутил, забудь.
- есть, товарищ полковник! Товарищ полковник, а что с вами? Помощь нужна? Вы ходите странно.
- да когда в траншею прыгал, слегка напоролся мягким местом на корень который торчал из земли. Плохо твои архаровцы подготовили место укрытия. Корни срубать подчистую нужно! А тут еще ты со своим коньяком....
- а коньяк то тут причем, товарищ полковник?
- да анекдот вспомнил про алкаша которого по пьяни трахнули, и фразу из него:"да ну его на х@й этот армянский коньяк! От него по утрам ж@па болит!"