Абсолютная брехня, не было таких экспериментов, и Броше тут ни при чём
@Гексогеныч, @kukumyavka
"Позже была составлена группа экспертов по оценке красных и белых вин, которые должны были в слепую выявить самое лучшее вино из представленных…"
Тогда уж давайте и "самое лучшее" обсудите. Или по-вашему так можно сказать?
Вся история - дикая чушь, что то вроде "пейте вина за 100р., они совершенно ничем не отличаются от вин за 100$"
Начать хотя бы с того, что Фредерик Борше владеет винодельней, которая производит множество коллекционных вин за сотни евро бутылочка...
Alex777
А чем же вина Испании, Италии, Франции, Чили, США в наших магазинах отличаются от вин Испании, Италии, Франции, Чили, США в иностранных????
Да и среди наших есть среднего уровня вина, просто нужно уметь выбирать
Арсений,
сделайте одолжение, читайте посты, прежде чем на них отвечать. Если я беру в кавычки слово "бесполезные" по отношению к экспертам, о чем это говорит?
Ваша полемика скорее должна быть обращена к автору комментируемого текста, и к Бурбулятору. В моем случае, Вы стучитесь в открытые ворота.
Коллеги, Броше мог быть и бакалавром, и выпускником детского сада с похвальной грамотой, и кем еще только не. Но он в том момент готовил диссертацию на PhD. В не совсем точном переводе на русский - был аспирантом.
Разумеется, любого человека, например, пишушего докторскую в России, мы можем назвать также и кандидатом наук (т.к. без этого ему не дадут писать докторскую), или окончившим такой-то ВУЗ (без этого он, в свою очередь, не стал бы кандидатом), или выпускником такой-то школы (без этого он в ВУЗ не поступил бы). Ну и смысл в этом какой? Все-таки имеет значение последний, наиболее высокий уровень...
начальное образование (фр. enseignement primaire) — 3—4 года в детском саду (фр. L'école maternelle) и 5 лет в начальной школе (фр. L'école élémentaire).
среднее образование (фр. enseignement secondaire) — 4 года в коллеже (фр. Le collège) и 3 года в лицее (фр. Le lycée).
высшее образование (фр. enseignement supérieur) — возможно после получения диплома бакалавра об окончании среднего образования (фр. Baccalauréat).
В реале было только два эксперимента: крашенное белое вино и дешевое вино в бутылке из под дорогого. При этом оценивали вино не эксперты, а студенты-сомелье.
История с дешевым вином, якобы занявшем первое место при слепом тестировании - чистой воды брехня.
Всё по рецепту. Берем две правдивые истории, искажаем их содержание (меняем неопытных студентов на экспертов), и впихиваем вместе с ними отворенную ложь. В итоге пипл хавает и охотно верит в то, что эксперты-шарлатаны.
в общем -2, не люблю, когда лапшу на уши вешают
"Позже была составлена группа экспертов по оценке красных и белых вин, которые должны были в слепую выявить самое лучшее вино из представленных…"
Да не согласен, я. "вслепую" пишется вместе.
>В результате победителем стало самое дешевое вино. Это ещё раз подтверждает, что >дегустаторы и винные критики, это - миф.
Ну так есть отличное вино за $5 и ужасное за $20, причем тут критики?
>По результатам анализа ответов экспертов было выявлено, что все дегустаторы >выбирали то вино, которое просто им больше всего нравилось по вкусу.
Логично.
Скромнее, скромнее, нелюбезная Гризли... Сколько уж можно повторять банальную вещь - если *лично вам* что-то бесполезно, то это еще не значит, что оно бесполезно вообще. Эдак можно и светофоры обругать, сославшись на то, что "на цвет товарища" нет и дальтоники видят красный по своему, а потому смысл?
Не претендуя на экспертность, нормальные вина тем не менее легко можно различить по оттенкам вкуса (очень грубо говоря - горчее, кислее, слаще); вот специалисты и уточняют степень вкусовых качеств по этим шкалам, будучи неким общим знаменателем для большинства (уточню - большинства, интересующегося именно вкусом, а не плодово-выгодностью).
Твердо уверен, что если набрать тестовую группу из рабочей молодежи откуда-нибудь из Выхино и предложить им на выбор Верку Сердючку, Бетховена и что-нибудь из радио Шансон - то их выбор категорически разойдется с мнением экспертов от музыки, и что теперь - консерватории закрывать будем? :)
Об чём спор?
Слово "эксперт" давно уже стало синонимом слов "проходимец" и "шарлатан".
Так что о какой "экспертной" оценке можно вообще рассуждать?
Ура! Обнаружена четвертая вещь (после медицины, искусства и воспитания чужих детей), в которой все разбираются.
Я вот тоже никогда разницу во вкусе спермы не различал, а "эксперты" говорят разная, типа, разная...
Помёт Удодов
Во Франции понятие "бакалавр" в применении к высшему образованию не используется. То, что у англо-саксов называется bachelor's degree, во Франции называется licence. Единственный момент, когда звучит вообще слово "бакалавр" - это при сдаче выпускного экзамена после старшей школы, этот зкзамен называется baccalauréat. Поэтому между англо-саксонской и французской терминологией возникает некоторая путаница при сравнении аналогичных уровней.
Черт меня дернул залезть в эти дебри, нет бы прикусить свой виртуальный язык. Отпустите душу на покаяние, а?
Бурбулятор - "эксперты нужны там где можно провести объективную оценку чего-то. А в случае со вкусом (чего угодно) - эксперты абсолютно бесполезны."
О скунсах не спорят, дело ясное. Какие там критерии, и какая может быть объективность? Тем не менее, создатели/производители чего бы то ни было так и норовят получить медальку на свою бутылку, премию для своей книги/картины/киноленты, первое место на конкурсе для своего парфюма, и так далее. Даже кошек и собак выставляют, награждают/отбраковывают, не говоря уж о прекрасных дамах (всяческие "Мисс"). А раздают все эти цацки комитеты "бесполезных" экспертов, почему-то пользующиеся бешеной популярностью. Удивительно, но факт.
Ладно, с этапами прояснили. Теперь с бакалавром. Это как минимум 3 года университета, нихт вар? При чём здесь ЕГЭ?
(Безусловно, для сути истории всё это значения не имеет.)
Помёт Удодов
Во Франции baccalauréat, или bac - то же, что ЕГЭ в России.
Сначала среднюю школу, по-французски колледж, потом старшую школу, или лицей. Потом университет, потом аспирантура, я просто не перечислила все этапы, извините. Весь смысл моего маленького пояснения был только в том, что если человек во Франции аспирант - то он точно бакалавр, потому что этот уровень пройден гораздо раньше. Для сути истории это значения не имеет.
Атака Гризли:
>Он окончил среднюю школу, сдал выпускные экзамены (bac), и поступил в аспирантуру для подготовки кандидатской, или PhD
Из средней школы - да сразу в аспиранты? Круто...
Что красное от белого не смогли отличить - это сказка годится только для любителей "трёх топоров".
Атака Гризли - эксперты нужны там где можно провести объективную оценку чего-то.
А в случае со вкусом (чего угодно) - эксперты абсолютно бесполезны. То факт что эксперт оценил вино низко или высоко, совершенно не гарантирует что потребилели согласятся с его оценкой, из чего возникает вопрос - зачем он нужен?
Вот оценить содержание вредных веществ в вине - да, тут нужен эксперт, и это может быть важно потребителю, но вкус - нет уж, эксперт не поможет.
HM - очень хороший анализ, только одна небольшая ошибка в терминологии: Brochet в то время был и бакалавром, и аспирантом. Во Франции baccalauréat, или bac - то же, что ЕГЭ в России. Он окончил среднюю школу, сдал выпускные экзамены (bac), и поступил в аспирантуру для подготовки кандидатской, или PhD. Но по сути Вы совершенно правы - это были эксперименты из области психологии, но никак не энологии и/или дегустирования вина, и испытуемыми были добровольцы из числа студентов, а не эксперты-дегустаторы.
Странно, что история с притянутой за уши и банальной моралью "на вкус, на цвет..." получила такой высокий рейтинг. Теперь, очевидно, следует ждать продолжения о предвзятости Гонкуровской и прочих литературных премий, некомпетентности арт-критиков, и вообще ненужности экспертов? Ну-ну.
spamkerdyk
...или то, что для непрофессиональных дегустаторов такой вкус был более привычным и приятным.
Боюсь, что это дань сенсационности, а не поиски правды. Профессиональные дегустаторы никогда не видят откуда им наливают пробы. И все пробы не только в одинаковой лабораторной посуде, они одинаковы и по количеству налитого и даже в том, что идут под номерами, а не названиями. Серьезные дегустаторы прекрасно понимает, что антураж влияет на оценку, никто из них не будет доказывать обратное.
Здесь было доказано только то, что тестирование в некорректной обстановке может дать парадоксальный результат.
Кстати, то, что победителем оказалось самое дешевое вино может так же означать, что первоначальная оценка этого вина либо не проводилась, либо была выполнена халтурно, и на самом деле это вино должно было занять более высокое место.
Лишнее подтверждение, что мнение эксперта основано только на его сугубо внутреннем ощущении. Я не буду вдаваться в подробности кто дегустировал студент или бакалавр, но поверьте, это не первый и не единственный случай когда авторитетное мнение не отображает действительности. Что студент, что бакалавр имеют те же, правда в разной степени развитые, вкусовые рецепторы. И не надо думать что остальные потребители обладают сверхчувствительностью рецепторов. Иными словами если пьешь недорогое вино это не говорит о том что у тебя отсутствует вкус и обоняние и наоборот.
http://inosmi.ru/untitled/20020122/142827.html
ДЕГУСТАТОРАМ ВИНА НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ НА СЛОВО ("The Times", Великобритания)
Оценки так называемых "знатоков" ничем не лучше, а, может быть, даже и хуже, чем оценки обыкновенных любителей вина
22/01/2002
Да, кстати, статья Frédéric Broche опубликована в журнале "Brain and Language", а не в каком-нибудь винодельческом журнале...
"Недавно" - это вроде как в 2001 году? В интернете сей текст копипастится уже лет 10. Хорошее "недавно"...
Аспирант (не бакалавр!) Броше проводил свой эксперимент в городке Talence во Франции, а вот дегустаторами у него выступали студенты, а вовсе не высококвалифицированные эксперты...
Статью Броше можно легко найти в интернете, и она посвящена, скорее, терминологии, используемой при оценке вкуса вина, а не самой его оценке.
Короче: 1) баян 2) поздравляю, господа, соврамши...
Согласно другой версии - бакалавр Броше проводил опыты над студентами-первокурсниками, а не над настоящими экспертами.
Возникает вопрос: А сколько именно правды пишут учёные в отчётах о проведении того или иного эксперимента?