Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №784762

Эксперимент Фредерика Броше

Недавно в Бостоне прошла дегустация вин, в которой приняли участие знаменитые ценители этого напитка. Правила дегустации вина были очень простыми. Двадцать пять лучших вин, цена за которые не должна превышать двенадцать долларов, были куплены в обычном магазине в Бостоне. Позже была составлена группа экспертов по оценке красных и белых вин, которые должны были в слепую выявить самое лучшее вино из представленных…

…В результате победителем стало самое дешевое вино. Это ещё раз подтверждает, что дегустаторы и винные критики, это - миф. По результатам анализа ответов экспертов было выявлено, что все дегустаторы выбирали то вино, которое просто им больше всего нравилось по вкусу. Вот вам и "эксперты".

Кстати, в 2001 году Фредерик Броше из Университета Бордо, провел два отдельных и очень показательных эксперимента над дегустаторами. В первом тесте, Броше пригласил 57 экспертов и попросил их описать свои впечатления о всего лишь двух винах.

Перед экспертами стояло два бокала, с белым и красным вином. Хитрость заключалась в том, что красного вина не было, на самом деле это было то же белое вино, подкрашенное пищевым красителем. Но это не помешало экспертам описать «красное» вино на языке, который они обычно используют для описания красных вин.

Один из экспертов высоко оценил его "jamminess" (вареньеподобие), а другой даже "почувствовал" "измельченные красные плоды". Никто не заметил, что это было на самом деле белое вино!!!

Второй эксперимент Броше оказался ещё более убийственным для критиков. Он взял обычное Бордо и разлил его в две разные бутылки с разными этикетками. Одна бутылка была "гран-крю", другая - обычное столовое вино.

Несмотря на то, что они на самом деле пили одно и то же вино, эксперты оценили их по-разному. "Гран крю" был "приятным, древесным, комплексным, сбалансированным и обвалакивающим", а столовое было, по мнению экспертов "слабым, безвкусным, ненасыщенным, простым".

При этом большая часть даже не рекомендовала "столовое" вино к употреблению.
Эксперты - показатели моды и их вкус ничем не отличается от чувства вкуса обычного человека. Просто люди хотят прислушиваться к чьему-либо мнению, для этого и существует "эксперт".

Возникает вопрос: А существуют ли "эксперты"? Или это просто мнение авторитетного человека. Другими словами, мы - разные люди, и наши вкусы разнятся так же, как и марки дешевого вина, кому-то они нравятся, а кому-то нет.
+1443
Проголосовало за – 1721, против – 278
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
32 комментария, показывать
сначала новые

Compiler01.10.18 11:53

Абсолютная брехня, не было таких экспериментов, и Броше тут ни при чём

+1
ответить

cha05.10.15 02:48

@Гексогеныч, @kukumyavka

"Позже была составлена группа экспертов по оценке красных и белых вин, которые должны были в слепую выявить самое лучшее вино из представленных…"

Тогда уж давайте и "самое лучшее" обсудите. Или по-вашему так можно сказать?

+0
ответить

Neroid02.10.15 19:11

Вся история - дикая чушь, что то вроде "пейте вина за 100р., они совершенно ничем не отличаются от вин за 100$"
Начать хотя бы с того, что Фредерик Борше владеет винодельней, которая производит множество коллекционных вин за сотни евро бутылочка...

+1
ответить

Neroid02.10.15 19:02

Alex777
А чем же вина Испании, Италии, Франции, Чили, США в наших магазинах отличаются от вин Испании, Италии, Франции, Чили, США в иностранных????
Да и среди наших есть среднего уровня вина, просто нужно уметь выбирать

+-2
ответить

Alex77702.10.15 17:58

А вина из наших магазинов лучше не пить...

+0
ответить

Атака Гризли02.10.15 12:20

Арсений,

сделайте одолжение, читайте посты, прежде чем на них отвечать. Если я беру в кавычки слово "бесполезные" по отношению к экспертам, о чем это говорит?

Ваша полемика скорее должна быть обращена к автору комментируемого текста, и к Бурбулятору. В моем случае, Вы стучитесь в открытые ворота.

+-4
ответить

kukumyavka02.10.15 05:09

Гексогеныч

Тогда уж и запятая после "согласен" не нужна.

+-2
ответить

НМ ★★02.10.15 01:28

Коллеги, Броше мог быть и бакалавром, и выпускником детского сада с похвальной грамотой, и кем еще только не. Но он в том момент готовил диссертацию на PhD. В не совсем точном переводе на русский - был аспирантом.
Разумеется, любого человека, например, пишушего докторскую в России, мы можем назвать также и кандидатом наук (т.к. без этого ему не дадут писать докторскую), или окончившим такой-то ВУЗ (без этого он, в свою очередь, не стал бы кандидатом), или выпускником такой-то школы (без этого он в ВУЗ не поступил бы). Ну и смысл в этом какой? Все-таки имеет значение последний, наиболее высокий уровень...

+-1
ответить

Sollo77701.10.15 23:19

начальное образование (фр. enseignement primaire) — 3—4 года в детском саду (фр. L'école maternelle) и 5 лет в начальной школе (фр. L'école élémentaire).
среднее образование (фр. enseignement secondaire) — 4 года в коллеже (фр. Le collège) и 3 года в лицее (фр. Le lycée).
высшее образование (фр. enseignement supérieur) — возможно после получения диплома бакалавра об окончании среднего образования (фр. Baccalauréat).

+0
ответить

mitosSmitos 01.10.15 20:55

В реале было только два эксперимента: крашенное белое вино и дешевое вино в бутылке из под дорогого. При этом оценивали вино не эксперты, а студенты-сомелье.
История с дешевым вином, якобы занявшем первое место при слепом тестировании - чистой воды брехня.
Всё по рецепту. Берем две правдивые истории, искажаем их содержание (меняем неопытных студентов на экспертов), и впихиваем вместе с ними отворенную ложь. В итоге пипл хавает и охотно верит в то, что эксперты-шарлатаны.
в общем -2, не люблю, когда лапшу на уши вешают

+5
ответить

Гексогеныч01.10.15 20:23

"Позже была составлена группа экспертов по оценке красных и белых вин, которые должны были в слепую выявить самое лучшее вино из представленных…"

Да не согласен, я. "вслепую" пишется вместе.

+0
ответить

Silm01.10.15 19:50

>В результате победителем стало самое дешевое вино. Это ещё раз подтверждает, что >дегустаторы и винные критики, это - миф.

Ну так есть отличное вино за $5 и ужасное за $20, причем тут критики?

>По результатам анализа ответов экспертов было выявлено, что все дегустаторы >выбирали то вино, которое просто им больше всего нравилось по вкусу.

Логично.

+0
ответить

Арсений 01.10.15 19:36

Скромнее, скромнее, нелюбезная Гризли... Сколько уж можно повторять банальную вещь - если *лично вам* что-то бесполезно, то это еще не значит, что оно бесполезно вообще. Эдак можно и светофоры обругать, сославшись на то, что "на цвет товарища" нет и дальтоники видят красный по своему, а потому смысл?

Не претендуя на экспертность, нормальные вина тем не менее легко можно различить по оттенкам вкуса (очень грубо говоря - горчее, кислее, слаще); вот специалисты и уточняют степень вкусовых качеств по этим шкалам, будучи неким общим знаменателем для большинства (уточню - большинства, интересующегося именно вкусом, а не плодово-выгодностью).

Твердо уверен, что если набрать тестовую группу из рабочей молодежи откуда-нибудь из Выхино и предложить им на выбор Верку Сердючку, Бетховена и что-нибудь из радио Шансон - то их выбор категорически разойдется с мнением экспертов от музыки, и что теперь - консерватории закрывать будем? :)

+3
ответить

pavise01.10.15 19:31

Об чём спор?
Слово "эксперт" давно уже стало синонимом слов "проходимец" и "шарлатан".
Так что о какой "экспертной" оценке можно вообще рассуждать?

+-2
ответить

васька ★★01.10.15 18:53

Ура! Обнаружена четвертая вещь (после медицины, искусства и воспитания чужих детей), в которой все разбираются.

+1
ответить

Арина01.10.15 16:10

Я вот тоже никогда разницу во вкусе спермы не различал, а "эксперты" говорят разная, типа, разная...

+-1
ответить

Помёт Удодов01.10.15 15:47

Атака Гризли:

Прочитал про LMD, спасибо.

+0
ответить

Атака Гризли01.10.15 15:34

Помёт Удодов

Во Франции понятие "бакалавр" в применении к высшему образованию не используется. То, что у англо-саксов называется bachelor's degree, во Франции называется licence. Единственный момент, когда звучит вообще слово "бакалавр" - это при сдаче выпускного экзамена после старшей школы, этот зкзамен называется baccalauréat. Поэтому между англо-саксонской и французской терминологией возникает некоторая путаница при сравнении аналогичных уровней.

Черт меня дернул залезть в эти дебри, нет бы прикусить свой виртуальный язык. Отпустите душу на покаяние, а?

+-2
ответить

Атака Гризли01.10.15 15:21

Бурбулятор - "эксперты нужны там где можно провести объективную оценку чего-то. А в случае со вкусом (чего угодно) - эксперты абсолютно бесполезны."

О скунсах не спорят, дело ясное. Какие там критерии, и какая может быть объективность? Тем не менее, создатели/производители чего бы то ни было так и норовят получить медальку на свою бутылку, премию для своей книги/картины/киноленты, первое место на конкурсе для своего парфюма, и так далее. Даже кошек и собак выставляют, награждают/отбраковывают, не говоря уж о прекрасных дамах (всяческие "Мисс"). А раздают все эти цацки комитеты "бесполезных" экспертов, почему-то пользующиеся бешеной популярностью. Удивительно, но факт.

+-3
ответить

Помёт Удодов01.10.15 15:13

Ладно, с этапами прояснили. Теперь с бакалавром. Это как минимум 3 года университета, нихт вар? При чём здесь ЕГЭ?
(Безусловно, для сути истории всё это значения не имеет.)

+0
ответить

Атака Гризли01.10.15 14:54

Помёт Удодов

Во Франции baccalauréat, или bac - то же, что ЕГЭ в России.

Сначала среднюю школу, по-французски колледж, потом старшую школу, или лицей. Потом университет, потом аспирантура, я просто не перечислила все этапы, извините. Весь смысл моего маленького пояснения был только в том, что если человек во Франции аспирант - то он точно бакалавр, потому что этот уровень пройден гораздо раньше. Для сути истории это значения не имеет.

+-2
ответить

Помёт Удодов01.10.15 14:29

Атака Гризли:
>Он окончил среднюю школу, сдал выпускные экзамены (bac), и поступил в аспирантуру для подготовки кандидатской, или PhD

Из средней школы - да сразу в аспиранты? Круто...

+0
ответить

Опля01.10.15 14:10

Что красное от белого не смогли отличить - это сказка годится только для любителей "трёх топоров".

+1
ответить

Бурбулятор01.10.15 13:57

Атака Гризли - эксперты нужны там где можно провести объективную оценку чего-то.

А в случае со вкусом (чего угодно) - эксперты абсолютно бесполезны. То факт что эксперт оценил вино низко или высоко, совершенно не гарантирует что потребилели согласятся с его оценкой, из чего возникает вопрос - зачем он нужен?

Вот оценить содержание вредных веществ в вине - да, тут нужен эксперт, и это может быть важно потребителю, но вкус - нет уж, эксперт не поможет.

+-1
ответить

Атака Гризли01.10.15 13:37

HM - очень хороший анализ, только одна небольшая ошибка в терминологии: Brochet в то время был и бакалавром, и аспирантом. Во Франции baccalauréat, или bac - то же, что ЕГЭ в России. Он окончил среднюю школу, сдал выпускные экзамены (bac), и поступил в аспирантуру для подготовки кандидатской, или PhD. Но по сути Вы совершенно правы - это были эксперименты из области психологии, но никак не энологии и/или дегустирования вина, и испытуемыми были добровольцы из числа студентов, а не эксперты-дегустаторы.

Странно, что история с притянутой за уши и банальной моралью "на вкус, на цвет..." получила такой высокий рейтинг. Теперь, очевидно, следует ждать продолжения о предвзятости Гонкуровской и прочих литературных премий, некомпетентности арт-критиков, и вообще ненужности экспертов? Ну-ну.

+-1
ответить

Фря 01.10.15 12:50

spamkerdyk

...или то, что для непрофессиональных дегустаторов такой вкус был более привычным и приятным.

+0
ответить

spamkerdyk 01.10.15 12:37

Боюсь, что это дань сенсационности, а не поиски правды. Профессиональные дегустаторы никогда не видят откуда им наливают пробы. И все пробы не только в одинаковой лабораторной посуде, они одинаковы и по количеству налитого и даже в том, что идут под номерами, а не названиями. Серьезные дегустаторы прекрасно понимает, что антураж влияет на оценку, никто из них не будет доказывать обратное.
Здесь было доказано только то, что тестирование в некорректной обстановке может дать парадоксальный результат.
Кстати, то, что победителем оказалось самое дешевое вино может так же означать, что первоначальная оценка этого вина либо не проводилась, либо была выполнена халтурно, и на самом деле это вино должно было занять более высокое место.

+3
ответить

Михаил Ш 01.10.15 11:54

Лишнее подтверждение, что мнение эксперта основано только на его сугубо внутреннем ощущении. Я не буду вдаваться в подробности кто дегустировал студент или бакалавр, но поверьте, это не первый и не единственный случай когда авторитетное мнение не отображает действительности. Что студент, что бакалавр имеют те же, правда в разной степени развитые, вкусовые рецепторы. И не надо думать что остальные потребители обладают сверхчувствительностью рецепторов. Иными словами если пьешь недорогое вино это не говорит о том что у тебя отсутствует вкус и обоняние и наоборот.

+0
ответить

Фря 01.10.15 10:40

http://inosmi.ru/untitled/20020122/142827.html
ДЕГУСТАТОРАМ ВИНА НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ НА СЛОВО ("The Times", Великобритания)
Оценки так называемых "знатоков" ничем не лучше, а, может быть, даже и хуже, чем оценки обыкновенных любителей вина
22/01/2002

+0
ответить

НМ ★★01.10.15 10:36

Да, кстати, статья Frédéric Broche опубликована в журнале "Brain and Language", а не в каком-нибудь винодельческом журнале...

+0
ответить

НМ ★★01.10.15 10:27

"Недавно" - это вроде как в 2001 году? В интернете сей текст копипастится уже лет 10. Хорошее "недавно"...
Аспирант (не бакалавр!) Броше проводил свой эксперимент в городке Talence во Франции, а вот дегустаторами у него выступали студенты, а вовсе не высококвалифицированные эксперты...
Статью Броше можно легко найти в интернете, и она посвящена, скорее, терминологии, используемой при оценке вкуса вина, а не самой его оценке.
Короче: 1) баян 2) поздравляю, господа, соврамши...

+1
ответить

Lotos12 01.10.15 09:31

Согласно другой версии - бакалавр Броше проводил опыты над студентами-первокурсниками, а не над настоящими экспертами.

Возникает вопрос: А сколько именно правды пишут учёные в отчётах о проведении того или иного эксперимента?

+1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru