Философия спорта.
У меня был совершенно замечательный первый тренер. По большому счету, мужику надо было готовить спецназ.
Он решил, что в нашем виде спорта самое главное – это именно общая физподготовка. Чем мы только не занимались. Бег с трамплинами, батуты, кроссы, прыжки вверх, в длину, куда угодно, куча всяких диких сочетаний упражнений. Помню, как он привел нас, не умеющих толком плавать, в 50-метровый бассейн, плюхнул в ледяную воду (на советской Руси почему-то ледяная вода в бассейнах считалась полезной) и засек время. С горя приплыли к финишу все, если точнее, он всех дождался. Мы прыгали с вышек. Лично я залезала на 7-метровую. Удовольствия ноль, но почему бы и нет, раз можно. Могла бы, в принципе, и на 10 метров полезть, он бы не остановил.
В футбол мы играли так, что местная взрослая сборная по футболу, которая перед нами тренировалась на, как сейчас принято говорить, многофункциональной площадке, закончив свою тренировку, поднималась на трибуны и смотрела, как представители столь экзотичного в те годы вида спорта играют в футбол. Наши ребята забивали гол с другого конца поля в импровизированные ворота из… бегового трамплина.
Одно плохо – свирепствовали и интриговали родители. Раньше поездка на соревнования была как загранкомандировка. Круто и престижно.
Часто родители спортсменов совершенно отказывают тренерам в праве отбирать сильнейших. Но они совершенно не представляют себе, на что обрекают своих отпрысков.
В какой-то момент я тупо сдалась и сама ушла. Тупо не выдержала психологической нагрузки. Родители конкурентов по команде ликовали. Поймите, я не злорадствую. Дальше… дальше мой уже бывший тренер раздобыл опус с физподготовкой американских летчиков, кою принялся опробовать на юных спортсменах. Народ заработал мениски, защемление легкого и т.п. Одна бедолага даже резала себе ладони бритвой, чтобы только не тренироваться. Тренер никого не заставлял, он говорил: «Можешь – делай, не хочешь - свободен». Заставляли детей оголтелые родители, жаждущие результата.
Это к тому, что когда в большой спорт пихают плохо приспособленных для этого детей, последствия бывают самые неприятные.
А я, я уползла на реабилитацию к женщине-тренеру, которая занималась, в основном, маленькими детьми. Ржали почти все, но мне было в кайф с детками играть :)
Она не экспериментировала. У нее были импортные методички с четко расписанными нагрузками для детей каждого возраста. Неважно, кто лучший. По шее огребали все, кто интриговал и гадил ближнему. Дети в ее команде дружили друг с другом. И вот что удивительно: в соревнованиях по физподготовке они почти всегда проигрывали ученикам моего первого тренера, но в нашем виде спорта оказывались, в принципе, на том же уровне. У нее просто не было денег на то, чтобы развивать дальше спортивную карьеру всех своих учеников. Но я насмотрелась на настоящие чудеса: больные детки вылечивались, через три-четыре года тренировок снимали очки, икс-образные ноги вырастали в стройные ножки, даже страшные диагнозы снимались.
Правильно, с научной точностью рассчитанные нагрузки позволяют снимать диагнозы, выздоравливать. А спорт высоких достижений – это для аномально сильных людей. Есть такие. Их надо выявлять и отбирать для соревнований определенного уровня. Потому что премиальные в идеале не должны направляться на лечение.
Родителей юных спортсменов отличает некоторая оголтелость. Как-будто если они «пропихнут» свое чадо «наверх», чаду обязательно «будет счастье». Чаду будут лишние 5-7 км кросса. В лучшем случае.
Первый тренер – он был именно тренером спорта высоких достижений, которому в идеале должно было быть позволено отбирать самых сильных и заинтересованных. Ведь из всей нашей команды двое тогда сами залезли в бассейне на 10-метровую вышку, и именно они со временем заняли высокие строчки в рейтинге. Хорошо, что в бассейн родителей не пустили…