История №762111
Долгое вступление.
Наша страна периодически оказывается впереди планеты всей. Каждый раз в чем-то новом. Но такое ощущение, что каждый раз правительство пугается лидерства и быстро сдает позиции.
Вот и сейчас заголосили, что «слишком много образованных, с высшим образованием», «девать их некуда», «революция во Франции произошла, потому что слишком много умных было» (перлы из программы Швыдкого М.Е.), и надо, судя по настрою, пускать народ «в поля» и переставать его образовывать.
Куда пристроить «столько умных»?
Мои родители преподаватели. Я сама преподаватель, даже в школе пришлось работать одно время. Так получилось, что с детства вертелась при институте, слушала разговоры про то, как лучше построить учебный процесс. Удалось послушать лекции хороших западных педагогов. Потом свои дети пошли в школу.
Вначале современных школьных учителей считала чуть ли не варварами, которые «уродуют» юные дарования. Вспоминала свою школу, учителя в которой ухитрились обучить меня так, что до сих пор многое помню. А потом пришло понимание.
Совершенно случайно в моем школьном классе оказалось учеников 17. Простая районная школа. Но мы учились без репетиторов. Бестолковые учителя над нами не издевались, талантливые – учили.
Дело в том, что с моей точки зрения, оптимальное количество учеников в классе/группе - 12-15 человек. Не больше. Именно при таком количестве можно контролировать дисциплину (нет стадного инстинкта) и усвоение знаний каждым учеником/студентом.
Куда «девать» столько образованных людей? В образование. Не сокращать надо ВУЗы, а набирать новых педагогов. Интернет и современные базы данных позволяют очень быстро составлять лекции, учебные материалы. Выбор огромен. Люди не идиоты и быстро учатся. Но каждому интересно что-то свое, как объяснять, так и учить.
Не надо заставлять педагога трендеть 4-5 часов подряд. Если работать честно, от такой нагрузки можно тронуться. И потом будешь не новые материалы по теме готовить к занятию, а бездыханным трупом лежать на диване, отдыхая от звуков собственного голоса.
По большому счету, читать лекции орде из сотни студентов (что мне пришлось пережить) можно, но в таких условиях не имеешь возможности видеть глаза каждого, ориентируешься на самых внимательных и сообразительных, тогда как цель – обучить ВСЕХ.
Сейчас много говорят о дистанционном обучении. Но оно совершенно не развивает речевые, ораторские навыки, умение вести устную дискуссию.
Людям в принципе свойственно желание поговорить. Кому-то больше, кому-то меньше. Вот о чем? Сплетничать учить детей? Обсуждать новости? Столько разговоров о «социальности». Наверное, живой диалог с преподавателем по конкретной теме, умение слушать одноклассников, вести беседу, не вцепляясь в физиономию несогласным, намного адекватнее непрерывного сидения перед монитором.
Когда мозги заняты учебой, и разговоры о ней только поощряются, на сплетни остается намного меньше времени. Как составить реферат, доклад, что такое курсовая, дипломная работа – это же надо объяснить КАЖДОМУ. С каждым надо обсудить интересующий его вопрос.
Или мы деградируем, или строим учебный процесс так, чтобы ВСЕ имели возможность учиться. Общий средний уровень должен быть очень высоким, должны быть место и повод для живого общения по делу, потому что мы люди и нуждаемся друг в друге.
Если мы хотим, чтобы дети любили школу, у учителей должно быть ВРЕМЯ на каждого и на самих себя. Учителей должно быть МНОГО и РАЗНЫХ.
Когда неучи и воры рвутся к власти, им важно опустить общий уровень туда, где деньги компенсируют нехватку знаний.
Сама история.
Чиновники затеяли аккредитацию ВУЗов. Я плакала. Вместо проверки сути учебных программ (на что нужны мозги и знания по теме), они проверяли СПИСОК КОМПЕТЕНЦИЙ, которые должны были вставить в программы преподаватели в соответствии с инструкциями.
Некоторые перлы из цидули свыше:
«Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) – ДЛЯ ЭТОГО НУЖНА КОМПЕТЕНЦИЯ?????? НЕ ВИДЕЛА ЧЕЛОВЕКА БЕЗ ОНОЙ ПОЗИЦИИ….;
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества – ДА МЫ ПРОСТО БОГОВ ИНТЕЛЛЕКТА, ТИТАНОВ МЫСЛИ ГОТОВИМ….
для формирования гражданской позиции (ОК-2) – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?;
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках – КАК ОН ПОСТУПИЛ В ВУЗ, ЕСЛИ УЖЕ ЭТОГО НЕ УМЕЕТ????
для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) – ФИЛОСОФСКИЕ ЗАДАЧИ, ОДНАКО….;
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) – ВООБЩЕ ТО ОБЩИЙ ХОРОШИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ И САМ ФАКТ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОДИН ВУЗ УЖЕ ОБЪЕДИНЯЮТ ЛЮДЕЙ;
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8) – ОНИ САМИ ПОНЯЛИ, ЧТО ИМЕЛИ В ВИДУ????;
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) – ЭТО ПОЛИТОЛОГИ???????????? ПРАВИЛЬНО, НО, К СОЖАЛЕНИЮ, ЭТОМУ ТОЛКОМ НЕ УЧАТ.
И это только часть чиновничьих маразмов…
+28–
Проголосовало за – 64, против – 36