Братьям Райт посвящается. О малоизвестном факте из новейшей истории
американской гражданской авиации.
Как известно, при взлете и посадке самолета в аэропорту существует
несколько опасностей, одна из которых, - неугомонные и претендующие на
свое место под солнцем птицы. Пернатые друзья нередко имеют обыкновение
пикировать прямо в турбины самолетов или в фюзеляж, что причиняет тем
самым немыслимый ущерб воздушным судам или же приводит к трагическим
последствиям на взлетных полосах. Далее сама история.
В одном из крупных городов штата Канзас некий орнитолог в середине 90-х
гг. 20 века предложил Федеральной Службе Гражданской Авиации США выход
из сложишейся с течением времени серьезной ситуации. Напомнив чиновникам
о том, что они (включая НАСА) тратят огромные средства на негуманные
(хотя и необходимые) испытания самолетных турбин на антиптичью прочность
посредством забрасывания в работающий на полную мощность турбо-двигатель
мертвых кур (а также выстреливанием дохлыми пернатыми по испытательному
фюзеляжу), орнитолог предложил использовать на взлетных полосах обычного
ястреба, который охотился бы за чайками и прочими птичками или же
просто-напросто спугивал бы их с территории аэродрома. При этом
стоимость корма в день на одного ястреба составляет около 1 доллара в
день, а сама птица стоит в пределах полутора тысяч долларов и живет
весьма долго. Взвесив все за и против, чиновники ФСГА согласились, и
любитель птиц был нанят аэропортом в качестве работника, "управлявшего"
дрессированным ястребом. В помощники была также взята его собака,
которая шугала птиц из травы и из кустов вдоль взлетных полос.
Результаты не заставили себя ждать, и популяция тусующихся в аэропорту
птиц резко пошла на убыль.
Опыт канзасского аэропорта вскоре переняли чиновники международного
аэропорта имени Кеннеди, что в Нью-Йорке. Теперь там есть своя
"голубятня", где содержится 15 прирученных ястребов, гоняющих птиц и по
сей день.
Но на этом решили не останавливаться. Некий конструктор из Канады
смастерил механического ястреба в несколько раз превосходящего размерами
своего прототипа, работающего на масле и бензине. Во время летных
испытаний робо-ястреба (как его прозвали) птицы в округе приходили в
ужас и уносили ноги со скоростью света. Американцы заинтересовались, и
уже в скором времени робо-ястребы могут сменить живых.
Единственная проблема от всего этого оригинального ястребиного решения -
вынужденная миграция или смерть некоторых птиц, занесенных в
американскую Красную книгу и охраняющихся законом США. Статистика
покажет, насколько это все серьезно.
Metal