История 10. Езда на мотоцикле по-китайски
«...Недостатки народа необходимо критиковать, но при этом надо стоять на подлинно народных позициях, проникнуться горячим стремлением защищать народ и воспитывать его...» Мао Цзэдун, «Выступление на Совещании по вопросам литературы и искусства в Яньане» май 1942, избр. Произв. Т. III
Не хау (кит. до свидания)! Народ в Китае ездит в основном на муниципальном транспорте, велосипедах, мотороллерах и мотоциклах. Почти все автобусы новые и китайского производства. Очень редко попадаются корейские и японские микроавтобусы. Почти все мотоциклы и мотороллеры тоже китайского производства. Но есть и японские. Очень популярны мотороллеры на аккумуляторах местного производства. И это дело поощряется. Такими награждают передовиков производства и знатных комбайнеров. Видел в ТВ новостях. Развивают скорость 40-60 км/час. Аккумулятора хватает на 30-40 км. Стоят примерно 260-350 амер. долларов. Но мотоциклов с колясками почти нет.
Езда на мотоцикле по-китайски – это отдельная история. Наряду с мужичками, тетки тоже во всю «мотоциклетят» и, особенно, «моторолят». По центральной улице Гуангжоу, где на прекрасных дорогах три ряда в одну сторону, разделительный паребрик и негде развернуться, на мотоцикле вполне могут ехать по встречной полосе. Или по тротуару. Причем часто сидят по трое, а то и по четыре! Понятно, что большинство ездоков безо всяких шлемов. Во время тропического ливня ездоки надевают накидку с двумя или тремя разрезами для голов. Так, что едет накидка о трех головах! Или сзади и спереди на мотоцикле товар положен до небес. Например, по пять ящиков кока-колы. Как он дорогу видит? Или справа и слева к мотоциклу привязаны две 100-литровые бочки. И ведь едет! Что интересно – аварий нет, и гаишники их не трогают! Для наших «стражей дорог» здесь бы было золотое дно.
И еще на перекрестках кучкуются мотоциклисты. Что делают – не понятно. Сначала я, грешным делом, думал – рокеры тасуются или, «ангелы ада» какие-нибудь. Присмотрелся – нет. Есть люди под шестьдесят – вроде, поздно «рокеровать» – пора о душе подумать. Да, и одеты не как «ангелы ада» - поприличней. Поинтересовался у китайских товарищей. Говорят: «это люди извозом-бизнесом заняты – 1 юань за 1 км (примерно 3.4 руб.). Почти в 3 раза дешевле, чем такси». Тоже по-божески! Кстати, такой бизнес популярен во многих больших и средних китайских городах.
В сельской местности, где народ особо не балуют, владелец мотоцикла – кулак, а если не женатый – завидный жених. Ведь на мотоцикл сзади безо всякого прицепа можно погрузить, например, стог сена! Что и делают. Кроме того, в сельской местности меньше чем втроем на мотоцикле ездить, похоже, вообще, неприлично. А в небольших городах, где такси не популярно, извозом занимаются владельцы небольших мотоколясок, что ли. Это такой маленький мотоцикл, а сзади полукрытый фургон с двумя скамейками. Помещается или один мой хороший товарищ Александр Бринкен, или 2-3 европейца, или 10 китайцев. С каждого европейца по 10 юаней вне зависимости от расстояния. Хотя с иностранцев норовят содрать и побольше. А ты не давай! Вот так и ездим в Китае, перекрестясь, и с божьей помощью! Се се (кит. до свидания)!