История 8. Китайские дети
«Вы, молодежь, полны бодрости и энергии, подобно солнцу в восемь- девять часов утра...» Мао Цзэдун, Речь на встрече с китайскими студентами и практикантами в Москве (17 ноября 1957)
Может Председатель Мао и прав, но я имею дурацкую привычку работать по ночам. Поэтому в такую рань встаю не часто. Несмотря на ряд жестких ограничений на рождение 2-го ребенка (могут, например, запросто выгнать с работы), детей в Гуангжоу много. Кстати, ограничение на ребенка касается только национальности «хан», составляющей более 90% китайского населения, и не касается остальных. Бездомных или не учащихся детей в Китае, понятное дело, нет. Учатся в школах 11 лет, с 6-летнего возраста. Занятия, «подобно солнцу», начинаются в 7-8 часов утра, заканчиваются не раньше 3-5 часов дня, в зависимости от возраста. Знания оценивают по 100-бальной шкале: от нуля до ста. Понятно, что ноль он и в Африке ноль. Каникулами не балуют – начиная с 7-го класса летом только два месяца. Школы, включая завтраки-обеды, естественно, бесплатные. Все учебники тоже выдаются. Видел учебники английского для 4-го класса. Великолепно изданы. Множество цветных иллюстраций, примеров и случаев из китайской истории и нынешней жизни. Надо сказать, что английский учат и взрослые и дети. Как-то в парке рядом стояла девчушка с мороженым лет восьми. Подозревая, что она меня не поймет, обращаюсь к ней по-английски:
- Девочка, дай мне, пожалуйста, попробовать твое вкусное китайское мороженое!
И что вы думаете? Протягивает мне мороженое со словами:
- Пожалуйста, сэр, пробуйте!
В каждой китайской школе своя форма. Обычно очень красивая и пестрая. Вообще, школьная форма – великое изобретение. Во-первых, она воспитывает патриотизм по отношению к своей школе, и товарищам. Во-вторых, форма позволяет сгладить имущественные различия родителей и избежать ненужных детских соблазнов. Не зря, даже в дорогих западных частных школах ученики носят школьную форму. Про гитлерюгенд и не говорю! А в-третьих, для милиции очень удобно – сразу видно, кто откуда! Так вот, китайские детишки носят форму, а некоторые, но не всегда, - пионерские галстуки. Правильно. Чего каждый день зря трепать! Оказывается дело не в этом. Весной и летом галстуки одевают по праздникам, а в остальные дни вместо галстука можно носить значок. А вот осенью и зимой, когда +10-15С, и по местным понятиям, холодрыга, галстуки должно носить все время. От холода спасают!
В многочисленных книжных магазинах всегда много народа, в том числе и детей. Детишки сидят прямо “на палубе” и читают книжки! Впрочем, и взрослые – тоже.
Общественный транспорт, включая поезда, а также музеи, парки, театры и т.д. для детей бесплатны или в полцены, в зависимости от роста ребятенка! При входе в парк или вагон поезда, например, висят три риски – 0.5, 1.0 м и 1.4 м. До 0.5 м – бесплатно, до 1.0 м – 1/3 цены, выше, но до 1.4 м – полцены. Удобно – измерил и не надо никаких справок! Так что маленьким быть выгодно. Спрашивал китайских товарищей: «А как быть, например, с карликами?» Смеются.
Когда-то в 1980-х годах журнал «Корея» писал: «...корейские дети – самые счастливые дети – весело живут, никому не завидуют и не боятся никого на свете!». Не знаю, как корейские, а вот совсем маленькие 2-4-х летние китайские детишки, боятся белых людей. Сразу прячутся за спину матери и оттуда внимательно изучают или, как говорил Председатель - «обследуют». А если едут в коляске, то тоже норовит укрыться и из укрытия обследовать. Правильно. Береженого Бог бережет! Могут и расплакаться от страха. В парке 4-х летний мальчонка проезжал мимо меня на трехколесном велосипеде. Глядя на меня, головешку постепенно развернул на 180 градусов, и до того меня дообследовал, что врезался в скамейку. Пытался его предупредить об опасности – так он еще больше испугался. Конечно, в головешке у него отложится неприятное впечатление о белом человеке!
Ехал как-то в автобусе. Народу мало. Сижу. Напротив мамаша с 3-х летним мальчуганом. Она ему что-то внушает, серьезно посматривая на меня. Видимо, мной пугает. А мальчуган, хотя на меня тоже с опаской посматривает, но свою линию гнет и мамашу, похоже, посылает: «Хусим сам ир сар, хусим сам ир сар...». Ну, думаю, пора мамаше помочь и вмешаться своим светлым образом. Строю рожу, приставляю к голове рога из пальцев, изображая козу. Потом немного наклоняюсь в сторону мальчонки и, покачивая головой, грозно приговариваю: «Идет коза рогатая за малыми ребятами!». Хотя артистических способностей за мной никогда не наблюдалось, коза, видимо, получилась слишком натуральной. Мальчонка в истерике. Да и мамаша, похоже, перепугалась. Хвать сынишку в охапку и на первой же остановке их как ветром сдуло. А мамаша должна бы объяснить ребенку, что именно пять коз (или козлов, точно не знаю) много лет назад чудотворным образом спустились с небес (что они там делали, интересно?) и основали город Гуангжоу! Даже памятник на горе в центре города есть по поводу этого радостного события.
Детишки 8-9 лет, особенно, будучи в стае, белых людей уже не боятся. Наоборот, громко приветствуют – «хэллоу, хэллоу!...». Деньги или жевательную резинку при этом не клянчат. Вот, что значит интернациональное воспитание! Но и их можно поставить на место, если также громко гаркнуть в ответ: «Здорово, молодцы!». Сразу пугаются и затихают. Да, постарались пацифисты – даже в Китае в армии тоже никто служить не хочет! Се се!