Захотелось продолжить историю об ЭВМ Наири-3-1, начатую в рассказе :
"Самым удивительным казусом 60-ых была вычислительная машина Наири. Это первая и единственная в мире машина, которая работала на армянском языке...Парень, который ее разработал стал в фирме IBM директором НИИ"
В 1977 г. нас, наладчиков ЕС ЭВМ, собрали по 3 человека из "СоюзЭВМкомплекс" со всех городов Союза и направили в Баку на радиозавод изучать выпускавшуюся там эту Наири ЭВМ. Как оказалось, причиной этому послужило то, что около 120 этих ЭВМ было поставлено Бакинским радиозаводом различным организациям Союза. Эти машины нигде не работали. И вот мы должны были обучиться и запустить их в работу. Когда я посмотрел на конвейер по наладке этих Наири на заводе, я понял почему они нигде не работают. Суть в следующем. Каждый участок конвейера отлаживал определенный кусок ЭВМ и по мере наладки ЭВМ передвигалась к последнему участку. Что я увидел. Азербайджанские наладчики, чтобы сдать работу на своем участке, вытаскивали неисправные ячейки (ТЭЗы), бежали к ЭВМ, которая уже готова к отправке Заказчику, меняли в ней исправную ячейку на неисправную. Таким образом делали на всех участках и, понятное дело, что ЭВМ Наири, которая поставлялась Заказчику была напичкана неисправными ячейками (ТЭЗами, платами) и понятно почему Заказчики не могли их наладить. Главный инженер Бакинского радиозавода помнится нам сказал, что они мол делают не конфетку. Когда нам после учебы прищлось налаживать ЭВМ в строительном институте Новосибирска, то был такой эпизод. Начальник ВЦ говорит мне, что им повезло, так как они в Госплане смогли выбить эту ЭВМ. Я ему ответил, что вам как раз не повезло, что вы связались с этой Наири. Естственно, он спросил почему. Я объяснил ему, почему в этой ЭВМ столько неисправностей, даже блок оперативной памяти и тот с кучей неконтактов. Он не поверил. Я ему говорю - давай посмотрим. Вскрыли ящик с блоком оперативной памяти. Когда он его увидел, то пришел в крайне возбужденное состояние. Самое ядро блочок с памятью был вырван со своего крепления и висел на проводах. Ну ему весь блок памяти с ячейками потом заменили на радиозаводе. ЭВМ мы кое-как наладили. Работали с 9 утра до 11 вечера. Был еще такой эпизод. В 8 вечера как-то приходит к нам Главный инженер управления СоюзЭВМкомплекс, звали его Ян. Он увидел, что один из наших наладчиков не в белом халате и высказался: Почему в рабочее время не в белом халате, когда будешь получать премию, то ты ее не досчитаешься". Мы как дураки работали с 9 утра до 23 часов вечера и тут такой наезд. Я решил заступиться за товарища и говорю: А время сейчас не рабочее, оно закончилось в 18 часов".
Мой товарищ подхватил: "Да, да, время не рабочее". В результате, когда всем повышали оклады, главный инженер мне повышение зажал. Я потом уволился, пошел в программисты.