Сейчас, накануне Праздника Победы, военная тематика, заметно, выходит в первые ряды поступаемой информации. В предмайские дни, за дружеским столом мне вспомнилась старая история, которую в 1969 году услышал от очевидца.
Для всей страны это был вполне мирный год, Но СМИ регулярно информировали о «конфликте» и «событиях» на советско–китайской границе. Как долго шли переговоры не нам знать, но конфликт этот стал вооружённым. Именно, на острове Даманском, шли самые настоящие бои.
К нам, в авиационное училище, был приглашён в гости майор – пограничник, получивший отпуск на родину, в связи с награждением его бовой наградой. О сути своего подвига, молодой майор практически ничего не сказал, но его остальные рассказы заставляли всех курсантов слушать с раскрытыми ртами.
Наш Амур–Батюшка на большом протяжении служит общей границей с Китаем. Так уж сложилось, что, скорей по традиции, чем по Договору между нашими странами, границами считались берега Амура. Причём оба берега одновременно. И левый и правый. А вся водная поверхность, была как бы общая. Так бывает у дружных соседей. До первого скандала. Причиной конфликта, стал о.Даманский, который был вроде наш, но фарватер был по нашу сторону острова. Как только «Друзья навеки» рассорились, китайская флотилия осталась без судоходного участка общей реки. Пекин слёзно стал просить передать остров китайской стороне. Москва, слезам не верила и просто не отвечала.
Зимой того года, напряжение между нашими странами так накалилось, что по льду, сковавшему Амур, между нашим Благовещенском и китайским Хэйхэ, была проведена демаркационная линия, за которой зорко следили обе стороны в ожидании возможных провокаций.
Однажды, на китайской стороне, в нескольких метрах от этой самой линии, закипела работа. Очень быстро во льду были пробурены отверстия, над которыми было установлено досчатое сооружение, которое оказалось общественным туалетом, но…без задней стены. С видом на набережную.
От зари до зари в этот туалет была очередь. Явно, что партийные руководители китайского Хэйхэ призвали всё население города не лениться и ходить справлять большую нужду именно в этот туалет, выставляя свои задницы напоказ горожанам Благовещенска.
Унизительное положение длилось только один день. Что делать, придумал простой рядовой пограничник. На следующее утро, несколько наших солдат, напротив туалета пробурили во льду лунку, в неё заморозили деревянный столбик, к которому приколотили портрет Мао Цзе Дуна, который стал улыбаться задницам своих соотечественников.
К полудню сортир исчез.