В Китае с незапамятных времен существовало искусство, которое следовало бы
отливкой живого человека. Двухлетнего или трехлетнего ребенка сажали в
фарфоровую вазу более или менее причудливой формы…Дитя росло, таким
образом, только в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными
костями все полые места внутри сосуда. Убедившись, что урод готов, вазу
разбивали, и из нее выходило человеческое существо, принявшее ее форму.
Это очень удобно: можно заказать себе карлика какой угодно формы.
Виктор Гюго. «Человек, который смеется»
Перестройка
Однажды разбили проклятую вазу
И с кожей сорвали фарфор,
Но легче не стало: увидел я сразу
Нелепого тела позор.
Сказали с улыбкой лукавой:
Свободен отныне. Иди.
Народу, отечеству, кесарю- Слава!
А ты им служи.
Что делать с тобою, свобода?
Я так безутешен и слаб.
Проклятая ваза- здесь плачет от злобы
Тобою взлелеянный раб.
В коралловых черепа сливах,
В узлах перевитых хрящей
Лишь ветра тугие порывы
Находят свищи и нарывы,
И в сердце забытую щель.
Но там, где озябшее сердце
Насмешки нечаянной ждет,
Напрасно мой ветер струится,
Напрасно меня он зовет.
Судьбою и временем порчен,
Дорогой пойду не спеша.
Мой ветер, ты видишь-
Я гадок воочью,
Но много страшнее душа!