Потом засмеялся, видя, что Наталья сидит очень задумчивая и серьёзная, и
весело сказал:
- Вот я тебе одну историю расскажу. Про помехи от пятидесяти герц… Там
дело так было… Я жил в студенческой общаге, работал уже в этом СПТУ. И,
кстати, выписывал журнал «Радио». Да и скупал его в букинистическом
магазине и на барахолке. За время учёбы, кстати, собрал почти полный
комплект журнала за двадцать лет… Но это я так… Так вот, не то пришёл
новый номер, не то я купил его в букинистическом отделе, - но была в
номере небольшая схемка. Индуктофон. Устройство для связи на некотором
расстоянии. Там идея такая, - два простеньких, совершенно одинаковых
устройства. Усилители на трёх транзисторах. Говоришь в микрофончик,
сигнал усиливается. И поступает на катушку из тонкого провода, - витков
двести. Вокруг катушки, в полном соответствии с законами физики,
возникает переменное электромагнитное поле. А второе устройство в это
время путём простейшей коммутации включено в это время так, что на вход
усилителя подключена точно такая же катушка, а на выход, - такой же
микрофончик, только он используется как телефон. Во второй катушке под
действием переменного электромагнитного поля возникает ЭДС, -
электродвижущая сила, и, соответственно, переменный ток, который
опять-таки усиливается, и подаётся на телефончик. И ты слышишь, что тебе
говорят. Конструкция простейшая, все детали у меня были. Транзисторы
МП39-МП42, микрофонные капсюли ДЭМШ, обмоточный провод для катушек, -
короче, всё было. Сама конструкция проходила в рубрике «Конструкции
выходного дня». Ну, купил я в субботу две подходящих мыльницы с
застёжками, сбегал к ребятам с радиотехнического факультета в общагу,
взял свеженького раствора хлорного железа, пару кусочков
стеклотекстолита, ещё кое-какие приспособы, и с утра в воскресенье начал
творить. Целый день проработал, и спаял не абы как, а на печатных
платах, да с забитыми как положено штырьками, да с разъёмом для батарей
«Крона», ну и так далее. Настроил, правда, по токам, авометром, так как
осциллографа и генератора под рукой не было, но всё получилось удачно, -
никаких искажений звука в усилителях. Для микрофончиков-телефончиков
нашёлся тоненький экранированный провод, сами катушки связи мотал на
кастрюльке, а потом, когда снял, аккуратненько обмотал красной
полихлорвиниловой изолентой, которую купил специально. Всё собрал
аккуратнейшим образом, без всяких соплей. И к вечеру имел в руках хоть и
мыльницы, но с парой тумблеров, - один отключал питание, а другой
коммутировал приём-передачу. Соответственно, подключены уже к мыльницам
микротелефончики и катушки связи. Все выводы для них достаточной длины,
и заделаны, как положено. Красная мыльница, красные катушки связи, и
чёрные-пречёрные провода! … - Андрей засмеялся… - Красота, короче… Ну,
давай мы с ребятами испытывать… Все не дураки, физику знают, и со
смехом, с хохотом давай дурачиться, переговариваясь через стенку. Есть,
конечно, тонкость, которую все понимали, - катушки надо располагать
параллельно друг другу, и на одной оси. Про пятнадцать метров в статье
наврали, конечно, - потому что в зданиях везде электропроводка, и вот
этот самый фон переменного тока забивает голос, и ничего не слышно. Но
на полтора-два метра связь через любую стенку обеспечивалась прекрасно.
Просто прекрасно! А в институте у нас самая толстая капитальная стена
была не более семидесяти сантиметров! Тут сразу посыпались предложения,
- что один катушку надевает на плечо под пиджак, и садится во время
экзамена к стене аудитории, - а помощник в коридоре подходит к этому
месту, прислоняется бочком к стенке, и с подвешенной к поясу катушкой
обогащает экзаменуемого знанием всех тех богатств, которые выработало
человечество! Врубились с ходу, что это за чудесная штука! Я ребятам
сразу мимоходом делаю замечание, что тогда уж лучше катушку подвешивать
к заднице, - под предлогом того, чтобы помощнику контролировать коридор
на обе стороны, когда в микрофон говорить будет… И даже этак поэтически
попросил представить поток знаний, незримо исходящий от известного
места, и в итоге попадающий по назначению, - в ухо хорошего, весёлого…
но нерадивого студента! … Похохотали совместно… Ну, я не для себя паял,
- потому что сам обходился на экзаменах своей головой, - хотя шпоры
писал всегда, но никогда не пользовался ими, - а просто писал их, чтобы
мысли привести в систему, - поэтому сделал широкий жест, и говорю:
«Пользуйтесь!.. ».
- Ну и пользовались? – недоверчиво спросила Наталья.
Андрей захохотал:
- Пользовались, Наталья, и ещё как пользовались! Я, когда переезжал в
общагу СПТУ, просто не смог найти эти индуктофоны, - их отдавать не
хотели, вот и всё! А когда к диплому вернулся в общагу, мне и
порассказывали, - как сдавали, кто сдавал, и, - не поверишь! - даже
девочки сдавали! - и как порой удивлялись преподаватели уровню знаний
некоторых студентов!.. Эх, время золотое!..