Было примерно в 1997 году. "Персоналки" (в смысле компьютеры) уже
распространены, но еще недостаточно, чтобы им владел каждый второй, не
считая каждого первого.
Мой сын учится во 2-м классе, у хорошей и доброй учительницы. Но мое
дите - из "компьютерного" поколения, а она пока вообще не "компьютерный"
человек (она только видела компьютеры, но не работала на них).
Следствие: мышление "компьютерных" детишек отличается от привычного для
нее, но в классе таких детей еще слишком мало, чтобы она перестала
париться. Мне же приходится разруливать недоразумения.
Например такие:
Приближается годовщина - день освобождения нашего родного города от
фашистов. В школе, на уроке русского, дети пишут небольшой диктант - о
войне, об освобождении города и т. п.
Начинается новый абзац диктанта: "Когда я думаю о войне, то мне кажется,
что...". Домашнее задание - дописать эту фразу, 1-2 предложения.
Дома сын говорит: мам, я сам придумаю, что написать. Я иду заниматься
своими делами. Через полчасика он важно подносит мне тетрадь, в которой
дописаны слова: "... что на нас скоро нападут ацтеки".
Я офигеваю... так... "Цивилизация" рулит. Муж, сын, брат - все по
вечерам сидят в ней.
А еще понимаю, что сынуля практически ничего не знает о войне, только
пару фильмов смотрел. Зато почти все знает о "Цивилизации". Наше
родительское упущение. Впрочем, в 8 лет мы сами не много знали. Мой дед
и его прадед, ветеран - мог бы рассказать, но он уже совсем стар и плох,
практически не разговаривает и не слышит.
Я беру глобус (физический, а не политический), и показываю сыну - где
ацтеки, а где мы. И добавляю, что "те" ацтеки были уничтожены хрен знает
когда. Сын заинтересованно расспрашивает - а где немцы, а где французы,
а где римляне и китайцы. Я ему примерно показываю и рассказываю, откуда
шли на нас всяческие армии.
Сын, насытившись информацией, берет еще полчаса на раздумья.
Опять приносит тетрадь. Изменения: слово "ацтеки" красиво зачеркнуто
(нифига себе! раньше за ним подобной аккуратности не наблюдалось!), и
написано "римляне".
Я думаю - оставить так или нет? С одной стороны, фиг с ней, с будущей
оценкой. Он же старался, думал, прикидывал - пусть будет так, как
написал. Потом, понемногу, объясним ребенку всё что нужно.
С другой стороны, меня 100% ждет очередной вызов в школу (отпроситься с
работы у нас - дело нелегкое), и объяснения в школе (возможно, не только
с учительницей, но и с более высоким руководством), что:
а) у сына вполне "все дома", это "Цивилизация" рулит; б) что такое
"Цивилизация"; в) какое отношение к ней имеют всяческие римляне и
аккуратно зачеркнутые ацтеки; г) вредны ли 8-летним детям компьютерные
игры; д) почему папа, вместо проявлений строгости в этом отношении, сам
рубится в них ночами напролет.
Я еще раз беру глобус, объясняю, мы рисуем на глобусе приблизительные
пути армий... добивает меня вопрос сына: "мам, ну если нашим было так
тяжело вначале воевать, почему они мелиорацию не сделали???"
Дальнейшее было как в тумане. Мы ползали по дивану, тыкали пальцами в
глобус, обсуждали ведение боевых действий в условиях болот, лесов,
степей и высокогорий. Через часик вспомнили о домашнем задании. Сын ушел
еще на 10 минут, дабы подумать.
И наконец принес мне тетрадь... слово "римляне" там было тоже аккуратно
зачеркнуто, но добавлено: "... что если кто на нас нападет, то получит в
лоб".
Фу-у... ну хоть так... можно спокойно сдавать тетрадь на проверку :)