Когда наш полк получил самолёты Миг – 25Р, к нам зачастили всякие разные
проверяющие. Дело в том, что некоторые самолёты предназначались для
особого вида радиолокационной разведки, и их оборудование нуждалось в
интенсивном охлаждении. На скорости около 2500 км/час эта проблема
решается ТОЛЬКО применением испарительного метода, ну а жидкость для
испарения известная – спирт. Причем необычайно высокой очистки,
поскольку капилляры легко могли засориться от некачественного
испаряемого. Прелесть сложившейся ситуации была ещё и в том, что этой
жидкости было не просто много, а очень много. Скажем, единоразово
заправлялось в самолёт более 2000 бутылок в пересчёте на водку.
Понятно, что контроль над расходованием спирта был строгим, но русский
человек просто генетически приспособлен для того, чтобы обходить строгие
законы и правила. У меня самого на кухне под столом постоянно находилось
литров 10 чистого и пара трёх литровых банок 50% настойки на разных
травах.
Вот проверяющие и стали к нам наведываться чаще …
В один из лётных дней, когда я руководил полётами, ко мне на КДП
поднялся очередной. Что-то там по службе войск исследовал. Делать ему на
КДП было совершенно нечего, но цель прибытия полковника стала мне
понятна сразу, как только я увидел цвет околыша на его фуражке. Ему
кто-то сказал, что руководитель полётов – это старший на полётах. Это
как раз тот человек, который способен ему помочь добыть немного спирта,
совершенно необходимого для того, чтобы сделать настойку, которую он
будет употреблять, как лекарство … Что-то там у него внутри болело... Ну
это такая обычная отмазка.
- А во что Вам наливать? Ёмкость у Вас с собой? – спросил я.
Полковник показал армейскую фляжку, раздутую для повышенной вместимости.
В голове у меня как-то само собой сложился план «помощи». По ГГС (громко
говорящей связи) я вызвал командный пункт инженера и попросил его
позвонить мне по телефону. На связь вышел главный инженер полка (зам по
инженерии).
- Нужно помочь человеку, - сказал я. - Он с фляжкой к тебе подъедет на
моей машине.
- С фляжкой?! – переспросил инженер.
- Да, с фляжкой. Налейте ему из ниши правой стойки.
- Вам ведь чистый спирт нужен, - это уже к полковнику, - а не
«Массандра» (так мы 50% ый называли).
- Да, да, чистый, - ответил тот.
- Но наливать будете сами, я не хочу больше никого включать.
- Хорошо, хорошо, я понимаю.
Трубку я не клал, и главный инженер слышал наш разговор.
- Я понял тебя, Михалыч, - сказал он. - Пусть подъезжает к «десятке»,
она заправлена, техник будет в курсе.
Здесь небольшое отступление: внутренний размер сливной горловины
спиртопровода около двух с половиной сантиметров, а у фляжки – немного
меньше. Чтобы представить себе дальнейшее развитие событий, попробуйте
на кухне из полностью открытого крана наполнить стандартный медицинский
флакон для настоек ёмкостью 50 миллилитров.
Попробовали?
Я этого не видел, но хорошо представляю себе, как техник самолёта
нажимает клапан, а полковник ловит струю спирта горлышком фляжки …