ТАМ ВДАЛИ ЗА РЕКОЙ ЗАГОРАЛИСЬ ОГНИ...(дополнение к №36 от 23.12.05)
Вдумаемся в смысл текста любимой советской песни. Городские,
мобилизованные по призыву "Пролетарий, на коня!" комсомольцы, скачут в
ночную разведку. Смысл разведки выясняется, когда они обнаруживают на
фоне реки и загорающихся за нею огней (крупного населенного пункта или
переправы?) "белогвардейские цепи". Ночью кавалерия слепа, но сама
является прекрасной мишенью для пехоты, особенно на фоне ясного неба и
догорающей зари. Царский боевой Устав так определял порядок действий
пехоты против кавалерии:"Пехотинцы выстраиваются в две шеренги. Первая
шеренга стреляет с колена, целясь во всадников. Вторая шеренга из
положения стоя стреляет по лошадям". В песне говорится о "цепях".
Значит, белогвардейцы (опытные фронтовики Первой Мировой) уже
построились в боевую позицию. Перекрестный огонь не оставил "молодому
бойцу с комсомольским сердцем" шансов на выживание. Кроме коня,
умирающему бойцу обратиться не к кому. Все погибли. Но, и конь будет
пойман и стреножен белыми. Лошадь - хороший трофей. С этой песней
перекликается псевдо-белогвардейский шлягер - "Мы неприятелем к Дону
прижаты, за нами осталась полоска земли. Пылают станицы...". Это как бы
взгляд на красную кавалерию со стороны цепей белогвардейцев, которые с
тыла огорожены рекой и не боятся окружения. В целом, ситуация эпическая,
схожая с таковой во время Куликовской битвы (1380 г.). Роль пеших
правительственных войск, прижатых к реке, выполняют белогвардейцы, а
"мамаевская орда" - комсомольцы-самозванцы, олицетворяющие мифическую
"рабочую власть", за которую и гибнут. Для пущей достоверности сходства
событий в тыл красным кавалеристам должны бы ударить бело-казаки (типа
Засадный Полк), но это - уже другая песня...