Подсмотрено в сети: Балет Минкуса "Дон Кихот" уже бог знает сколько
времени благополучно идет на сцене питерского Мариинского театра. И вся
история данного балета на данной сцене распадается на два периода:
период "до" и период"после". Период "до" характеризовался тем, что Дон
Кихот и Санчо Панса разъезжали по сцене соответственно на коне и на
осле. И конь и осел были живыми, настоящими, теплыми.
Период "после" характеризуется тем, что Дон Кихот и Санчо Панса шляются
по сцене пешком. Не славные идальго, а пилигримы какие-то.
Куда подевались конь и осел? Сдохли? Сожраны хищниками? Версии
таинственного исчезновения со сцены коня и осла плодились, как грибы
после дождя. Я же получил сведения о происшедшем от своего родственника,
который работал осветителем в Мариинском театре. Он утверждает, что все
было именно так. Не знаю. За что купил, как говорится, за то и продаю.
Итак, душераздирающий случай, поделивший историю спектакля на
"до" и "после", произошел, кажется, в 1980 олимпийском году. До того дня
на каждое представление "Дон Кихота" из цирка выписывались хорошо
выдресированные, привыкшие к публике конь и осел. Но в тот злосчастный
день конь заболел. И администрация театра, совершенно не подумав о
последствиях, арендовала коня из какой-то конно-спортивной секции. Тоже
хорошо вышколенное животное. Мда. Если бы только не одно но. Зверюга
оказалась кобылой. Это обнаружилось только тогда, когда уже звучала
увертюра. Что-либо менять было поздно. Вы когда-нибудь пробовали в
чем-либо убедить возжелавшего женской ласки осла? Легче научить таракана
танцевать. В первом же совместном появлении на сцене Дон Кихота и Санчо
Пансы осел, почуяв свеженькую кобылку, безумно возбудился. Издав
истошный рев, он встал на дыбы, сбросив с себя Санчо. После этого из его
подбрюшья начало вылезать нечто неимоверное по своим размерам и очень
непристойное по своему внешнему виду. Осел начал забираться сзади на
кобылу, которая явно не возражала против того, чтобы произвести на свет
мула. Дон Кихот, почуяв атаку с тыла, проявил чудеса джигитовки и
каким-то диким прыжком слетел с седла. Санчо, спинным мозгом
почувствовав, что сейчас произойдет, начал тянуть осла за хвост. Но
проклятый ишак не сдавался. К этому моменту он уже находился в нужном
отверстии на теле кобылы и работал с интенсивностью отбойного молотка.
Откуда-то из зала раздался истошный женский визг. Кто-то орал "Закройте
занавес!" Дирижер механически продолжал размахивать руками, не отрывая
глаз от творящегося на сцене безумия. Оркестранты развернули головы на
180 градусов и беззастенчиво пялились на сцену. Музыка издала пару
предсмертных тактов и тихо сдохла, сменившись полоумным гоготом,
доносившимся из оркестровой ямы. Пожарные начали раскатывать по сцене
рукава с целью образумить распоясавшегося осла с помощью воды. В общем,
занавес закрыли только минуты через две. В течение этих двух минут на
сцене прославленного Академического Театра имени Кирова наблюдалось
следующее: Ишак с победным ревом дотр@хивает томно прикрывшую глаза
кобылу. Санчо Панса тянет ишака за хвост, в результате чего вся сцена
смахивает на перетягивание каната. В углу сцены, схватившись за голову и
раскачиваясь из стороны в сторону, сидит на полу совершенно обезумевший
Дон Кихот. Пожарные, изнемогая от хохота, раскатывают шланги, а из-за
кулис доносится вопль режиссера "Скорее, с%ки!!! Скорее!!!!
Убью всех на x...!!!" Из оркестровой ямы слышен уже даже не смех, а
какое-то бульканье. Дирижер, поддавшись всеобщему буйству, приплясывает
на своей подставке и откровенно болеет за осла.
Наконец занавес закрывается. Половина зала возмущается, треть (в
основном старые девы) лежат в обмороке, остальные требуют открыть
занавес, поскольку они, мол, заплатили деньги и имеют право все это
досмотреть. Все. На этом все и закончилось. На следующем представлении
Дон Кихот и Санчо ходили пешком. Сколько голов полетело после этого
злосчастного дня - неизвестно, да и не важно.
Как говорил Ираклий Андроников - "можно посылать соболезнования цирку.
Их лучшее представление прошло в Мариинском театре"...