Из интервью с маршалом авиации, Героем Советского Союза Иваном ПСТЫГО
Оригинал здесь http://www.vremya.ru/print/97838.html
- Товарищ маршал, что это за история, когда наши самолеты тучей летали
над бундестагом?
- Было политическое решение двух ЦК - советского и восточногерманского:
сорвать заседание западногерманского бундестага на территории Западного
Берлина, поскольку это рекламное мероприятие не было предусмотрено ни
одним соглашением. На 7 апреля 1965 года в Западном Берлине, в
Конгресс-халле наметили проведение такого заседания. Депутаты туда
съехались, прилетел председатель бундестага ФРГ Герстенмайер. На
аэродроме он собрался сказать речь, а в это время над ним пара наших
истребителей перешла на сверхзвук. По инструкции можно делать это на
высоте не ниже 11 тысяч метров. Но была такая погода, что слышно плохо.
Давай на две тысячи ниже. Тоже жидковато! Перешли на 7 тысяч. Я говорю:
«Ниже не надо». Как бабахнули - стекла полетели. Герстенмайер закрыл
рот, подождал, пока утихнет грохот, опять открыл рот - снова гром.
Никогда штурманская служба ВВС не обеспечивала такую точность пролета -
до секунды! Спикер нырк в свою машину, поехал в Конгресс-халле.
Полковник Бабаев, специально за этим наблюдавший, сделал смотровую
площадку на крыше соседнего дома и по телефону мне докладывал: «Товарищ
командующий, на крыше Конгресс-халле человек сто собралось, половина с
треногами для фотоаппаратов и кинокамер! » Я говорю: «Сдуть! » Пошла
четверка Су-7Б комэска Сурнина. Этот мог, образно говоря, в одно окно
влететь, в другое вылететь. Подвел самолеты ниже домов, а потом резко -
в набор высоты. Бабаев тангенту телефона забыл в волнении отпустить, я
слышу раздирающий душу звук. «Сдул? » - спрашиваю. «Как приказали. На
крыше осталось три треноги». - «А люди? » - «Куда-то подевались, не
знаю». Я тогда вместо запланированных министром обороны 80 самолетов
поднял 400.
Итог «налета» на Конгресс-халле был такой: трое умерли в зале, 18
человек отвезли в госпиталь, остальные на «сверхзвуковой» скорости на
машинах по проселочным дорогам вместо автобанов удирали за границу.