Для с. В.
из доклада Академика Легасова о причинах аварии.
... недостаточное построение системы защит, которые действо- вали бы в
экстремальных ситуациях, - потому что защита аппарата в случае каких-то
элементов аномального его поведения, скажем, там ведь положительный
коэффициент реактивности - в этом аппарате, если бы он начал
развиваться, давать о себе знать, то операторы и только оператор мог
ввести стержни аварийной защиты, либо автома- тически они могли
ввестись, с подачи (по команде) одного из дат- чиков (их несколько таких
систем защиты было), либо вручную, спе- циальной кнопкой АЗ-5, сбросить
аварийные стержни.
Механические стержни, которые могли как-то (механика - ну она могла
работать хорошо, могла работать плохо ) и других ка- ких-то систем
защиты, которые бы были бы независимы от оператора, которые срабатывали
бы исключительно от состояния зоны аппарат, - в этом аппарате не было .
Это, конечно, как-то, неуютную ситуацию создавало. Но, тем не менее,
практика уже какая-то накапливалась, специалисты уверен- ность проявляли
в этих вопросах.
Скорость введения защиты была, казалось бы, недостаточной. Я
был наслышан о том, что специалисты, ... , - вносили предложение
конструктору об изменении системы аварийной защиты (СУЗ), об улучшении
СУЗов этого аппарата и они не отвергались, но разрабатывались как-то
очень медленно.
Тем более сложились к тому времени отношения между научным руководителем
и главным конструктором - ну, довольно напряженные.
__________________________
вот именно об отсутствии систем защиты, срабатывающих вне зависимости от
оператора, при наличии критических ситуаций я и писал, эти приборы были
изготовлены там, где я работал. Блок, после планового ремонта должен был
начать работу уже с новой системой защиты... поторопились к конференции
отрапортовать. Может это не главная, но одна немаловажная деталь в
цепочке нелепостей приведших к аварии Гулевар