Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1515829

Доктор Жизнь. Оглохнув и лишившись речи, Николай Бурденко продолжал спасать

11 ноября 1946 года консилиум врачей собрался около кровати профессора Николая Бурденко. Он протянул им листок, на котором было написано: «Пора умирать». Николай Нилович уходил из жизни сильным, несгибаемым человеком. Величайшим врачом и уважаемым во всем мире учёным.

Считается, что пальцы у хирургов должны быть тонкие и длинные, как у пианистов. А у Николая Бурденко были крепкие, мясистые, крестьянские руки. Над ними смеялись. Но это было в самом начале пути пензенского паренька.

У него и не могло быть других рук. Он родился и вырос в крестьянской семье бывших крепостных в Каменке. Отец, работавший писарем, хотел определить сына в духовенство: священником всегда можно было «прокормиться».

Николай с родителем не спорил, но в училище пошёл своим путём: стал читать запрещённую тогда в России литературу, заинтересовался марксизмом. А потом решил ехать учиться на врача из Пензы в университет в далёкий Томск. Родители вздохнули и отпустили. Помочь ему они не могли.

Юноша зарабатывал себе на жизнь сам: занимался репетиторством и много учился. Не пропускал занятий в университете. Своими знаниями он восхищал не только однокурсников, но и преподавателей.

Его блестящая карьера чуть не сорвалась: Бурденко присоединился к молодёжи, которая выступила с прокатившимися тогда по стране акциями протеста. Николая исключили из университета. За то, чтобы восстановили такого студента, радели профессора. И делали это не зря. Для многих Николай Бурденко стал настоящим спасителем.

Его первой войной стала русско-японская, куда он поехал помощником врача. Выживаемость раненых на ней была около 20%. Система эвакуации была выстрое-на таким образом, что многие раненые умирали от кровотечений по дороге в тыловой госпиталь. Николай Бурденко на собственном опыте убеждается, что систему надо менять.

В страшной битве под Вафангоу Николай Нилович получил боевое крещение. Медотряд расположили вдали от сражения. Николай Бурденко добился того, чтобы, в разрез с приказом, поменять дислокацию.

Добравшись до поля боя, он бросился к раненым. Не замечал ни пуль, ни осколков. Лишь позднее увидел, что его фуражка была пробита в двух местах. За спасение раненых под огнём его наградили солдатским Георгиевским крестом. Это был исключительный случай для медперсонала.

Он всегда бился за своих пациентов. И дело было не только в мастерстве хирурга. В Первую мировую войну он не постеснялся сказать в глаза принцу Ольденбургскому, который курировал военные госпитали, о бардаке, который там творится. В Гражданскую войну использовал смекалку, чтобы спасти раненых красногвардейцев от белых, захвативших госпиталь.

«Не советую ходить по палатам, – предупредил Бурденко офицеров. – У нас карантин по тифу». Белые испугались и ушли.

После Гражданской войны Николай Бурденко яростно занялся наукой и преподаванием. Его интересовало многое. Переливание крови, лечение суставов, язва желудка – это были лишь одни из тем, которым он посвящал свои работы. Он делал прорывные открытия во многих направлениях.

Но, главное, он изучал головной мозг. Николай Нилович стал во главе зарождающегося в медицине направления – нейрохирургии. Он научился удалять опухоли, которые до него считались смертельными. Его успехи и успехи его учеников были настолько велики, что нейрохирургию стали называть «советской наукой».

«Николай Нилович способствовал тому, что уровень медицины значительно вырос. Он разработал методы лечения, которыми врачи пользуются до сих пор», – отмечает заведующая отделом мемориального дома-музея Н. Н. Бурденко Дарья Сучкова.

Николая Бурденко избрали Почётным членом Лондонского королевского общества хирургов и Парижской академии хирургии. В СССР потянулись специалисты со всего мира для того, чтобы посмотреть, как врачи в молодом государстве, которое только начало отстраиваться после войн, научились так лечить.

Не все иностранцы могли понять Бурденко.

«У нас он мог бы зарабатывать миллионы, а здесь он получает копейки, да ещё передаёт свои знания ученикам. Почему?» – переводил переводчик смысл слов одного из иностранных журналистов.

Николай Бурденко не жалел, что делится своими знаниями, он восхищался тем, что на его лекции студенты приходят с горящими глазами, пустых мест на его занятиях не было.

Он не мечтал о богатстве и не завидовал роскоши. Хотя зависть испытывал, но – совершенно по другому поводу: ему нравилась жизнь, которую вёл его брат Иван, работавший в Пензенской области лесником. Николай Нилович самозабвенно любил природу.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная, Николаю Ниловичу было 65 лет. В первый же день войны он пришёл в военно-санитарное управление.

«Считаю себя мобилизованным, готов выполнять любое задание», – заявил он. Задание ему дали: он стал главным хирургом Красной армии. На этом посту сделал столько, сколько, наверное, не удалось бы и целой команде.

Он настоял на том, чтобы военнослужащим делали прививку от столбняка, чтобы использовался пенициллин – именно грязные, инфицированные раны часто становились причиной смерти бойцов.

Он сделал так, чтобы медики как можно ближе находились у передовой и в первые часы после ранения могли оказать помощь. Он внедрил сортировку раненых и их поэтапную медицинскую эвакуацию.

Он выстроил работу военных врачей так, что в 1941-ом, самом тяжёлом году Великой Отечественной, они вернули в строй более 70% раненых. Это была величайшая победа советской медицины. В Вермахте в строй возвращали менее половины.

И, конечно, Бурденко оперировал. Много, порой сутками. Не щадя себя. Прямо под обстрелами противника.

«Разве стоит так рисковать, в Красной армии только один главный хирург», – говорили одни.

«Вам не страшно?» – спрашивали другие.

Бурденко в таких случаях редко отвечал и продолжал работать. Эмоции у Николая Ниловича вызывали совершенно другие вещи.

Он был назначен главой судмед-экспертов, которые расследовали преступления фашистов в освобождённых городах. Это он устанавливал, что советские солдаты погибли от того, что их сожгли заживо, а дети задохнулись из-за того, что их также живыми закопали в землю.

Это он фиксировал в документах, как именно пытали бойцов Красной армии и истязали местных жителей. В эти дни он, и без того не слишком словоохотливый, особенно много молчал. Пытался справиться с собой.

Волю эмоциям он дал позже. О зверствах фашистов он громко заявил на весь мир. Авторитет профессора был настолько высок за рубежом, что его высказывания печатали в иностранных СМИ.

Позднее задокументированные им факты легли в основу обвинения на Нюрнбергском процессе.

Бешеный ритм жизни не мог не сказаться на его здоровье. От полученных на войнах контузий он начал глохнуть. Во время Великой Отечественной войны у него был инсульт, он терял речь. Но силой величайшей воли научился говорить заново, добился того, что ему разрешили вернуться в строй.

Летом 1945 года у него случился второй инсульт, а в 1946 – третий. После него он прожил всего несколько месяцев. Урна с его прахом захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

автор текста: Ирина Акишина
АиФ - Пенза. 11.11.2023
+621
Проголосовало за – 716, против – 95
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
20 комментариев, показывать
сначала новые

Sadok31.03.25 13:47

слюни... слюни... иди на ленту.вру пиши

+0
ответить

Ugra30.03.25 22:03

Нахуя это здесь?

+1
ответить

bun77730.03.25 20:33

Не в то время родился. При известных обстоятельствах оттянул бы лет 15 за экстремизм и вся карьера.

+4
ответить

elena_znak30.03.25 18:32

Вечная память и благодарность Великому Человеку и Ученому!

+8
ответить

KEMEPOBO 30.03.25 16:16

Не бандеровец

+-7
ответить

Atos30.03.25 16:16

«У нас он мог бы зарабатывать миллионы, а здесь он получает копейки, да ещё передаёт свои знания ученикам. Почему?» – переводил переводчик смысл слов одного из иностранных журналистов.
У меня вопрос к автору. Нахуя прикручивать пропаганду к биографии великого человека?
Пропаганда - тошо на «капиталистическом западе» мы таки находим похожие примеры.
Изобретение Сейбина могло сделать его миллионером, однако ученый преследовал иные цели. Все что хотел делать Сейбин – помогать детям по всему миру справиться со страшным заболеванием. Ученый отказался от патента на вакцину и передал все наработки Всемирной организации здравоохранения. Благодаря такой щедрости, даже в самых бедных странах появились спасительные прививки. И только в начале 1960-х годов в Европе и Америке было сделано более 200 миллионов прививок. По подсчетам ВОЗ, удалось избежать около 500 тысяч смертей, 5 миллионов человек не стали инвалидами.

То есть, проблема все ещё не в сортирах, проблема в головах.
В

+11
ответить

ГенАндр➦Atos30.03.25 18:37

"Нахуя прикручивать пропаганду к биографии великого человека?"
Да что ж Вы такой встревоженный? М.б., оттого, что в новичках тут ходите? (Если, конечно, не просто перелогиненный.)
А так Ваш коммент - нехилый образец той самой пропаганды. Голимой да ещё и с претензиями.
И уж коль ратуете за чистоту помыслов, то надо бы это делать пообъективнее.
А в помощь Вам вот эта ссылка. Надеюсь, она поможет Вам войти в спокойные берега.
Если не трудно - обратите внимание на коммент от 04.03.24 в19.45.

https://www.anekdot.ru/id/1446342/#c2724113

+0
ответить

Atos➦ГенАндр30.03.25 19:32

Штоэ?!

+0
ответить

ГенАндр➦Atos30.03.25 19:41

Хуйвпальто.
Остюку - привет пламенный.

+-5
ответить

Atos➦ГенАндр30.03.25 19:48

Епвшмть.
Геннадий Андреи, маю пытання.
А хто такой остюк?

+2
ответить

ГенАндр➦Atos30.03.25 20:07

Соромно та небезпечно не знати свого керівника.

+0
ответить

Atos➦ГенАндр30.03.25 20:24

Экжеж плющит-то вас.

+1
ответить

ГенАндр➦Atos30.03.25 20:57

Да, мелковат набор стал.
Ни огня, ни выдумки.
Искромётнее надо бы, вьюнош. Не то - попрут из рекрутов.
И время на Вас тратить мне как-то уже занудно.
Прощевайте. И с остюком поосторожнее - он говорят такой. Такой-растакой.
С Вас, кстати, two pennies за консультацию.

+-2
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Atos30.03.25 22:00

Извините, но ваша тирада имеет к этой истории такое же отношение, как бузина в огороде к киевскому дядьке. Где, в какой строке этой копипасты журналист пензенского АиФ утверждал, что в капиталистическом мире не существует бескорыстных ученых? Вы пытаетесь опровергнуть тезис, который вам и не предлагался. Порылся журналист в мемуарах советской эпохи, их и изложил. Какая тут пропаганда? Зафиксирован случай удивления иностранных журналистов, почему он не эмигрировал, чтобы жить богато.

А у тех, кто эмигрировал, с богатством получилось явно не у большинства. Может, у поразительно крошечного процента. Или доли процента. Эмигрировали по разным оценкам после ВОР (Вел. Окт. Рев.) полтора - два миллиона человек, собственно цвет нации. Самые благополучные в дореволюционную монархически-капиталистическую эпоху. Как правило, владели иностранными языками, многие уникальными скиллами - инженеры, ученые, врачи, предприниматели. Ну и сколько из них в западном мире стали хотя бы мультимиллионерами, не говоря уже о миллиардерах?

Раз главное парижское кладбище русской эмиграции стало некому выкупить от сноса через пару поколений, явно негусто у нее в целом вышло с преуспеванием, воспроизводимостью культурного состоятельного потомства и обыкновенным альтруизмом.

Из финансово успешных эмигрантов той эпохи мне вспоминаются разве что гениальный вертолетостроитель Сикорский, восхитительный актер Бриннер и великий писатель Набоков, писавший по-английски не хуже, чем на родном. Но он добился успеха только на старости лет, написав полупорнографическую педофилическую книжку, тут же запрещенную в США, серьезно рискуя вылететь со своей кафедры. В наше время вылетел бы точно.

А так о судьбах русской эмиграции 1920-30-х я знаю из его книг, и это явно не советская пропаганда. Случайные приработки, репетиторство, литературщина для своих таких же нищих. В шахматах блеснул Алехин. Несколько тысяч евреев пристроили свои, но они даже из гитлеровской Германии брали не кого попало, в США было трудно попасть. Большинство эмиграции осело в Германии, Франции, кто-то в Северном Китае вокруг российской КВЖД. Судьба их была незавидна - из одного ада в другой.

Всё это было полагаю прекрасно известно и Бурденко, и вопрошавшим его неведомым иностранным журналистам. В их устах вопрос, а почему он не удрал из СССР, миллионы же баксов его ждут-не дождутся, это было примерно как в листовке:

- Сдавайся, русский Иван! В плену тебя ждут бабы, баня и много водки!

+-2
ответить

Atos➦ГенАндр31.03.25 06:14

Адьёс, товарищ зюганов.
Два пениса найдите уж без меня.

+2
ответить

mikololo30.03.25 15:28

Драматизация 146%

+7
ответить

СержСаныч30.03.25 15:01

Да, были Люди. Именно про него сказал Горький : "Человек! Это звучит гордо!"

+2
ответить

finnn ➦СержСаныч30.03.25 17:51

Это сказал Сатин. Нищий обитатель ночлежки, картёжник и пьяница.

+5
ответить

Некто Леша ★★★★★➦finnn30.03.25 20:42

- Человек! - так раньше прислугу подзывали купцы и баре. Слово для обозначения простолюдинов. Поэтому вложить в уста Сатина эту реплику для Горького было вполне во вкусе. Картежников и пьяниц среди бар было как бы не больше, чем среди простого народа, им было на что играть и бухать вволю. Отличие Сатина только в том, что он проигрался и пропился до ночлежки. Но остался человеком, который хотя бы звучит гордо. В те времена единственная выигранная или проигранная ставка порой решала, кто у нас сегодня всеми уважаемый барин, а кто никчемный нищеброд до скончания дней своих.

+2
ответить

Большой Балу➦СержСаныч31.03.25 12:11

А потом его самого декоммунизировали.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru