Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1490598

Друзья, вспомянем интересную дату, ровно 175 лет назад, 19 ноября 1849 года, был отменён смертный приговор участникам кружка петрашевцев!
Легкомысленное слово «кружок» как-то не вяжется со словом «приговор»: «драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота»…
Да кто бы помнил про этот злополучный кружок почти два века спустя, не окажись среди кружковцев начинающий писатель Федя Достоевский.
Но вернёмся к приговору. Кажется, всё просто: приговор отменён, отчего бы не сообщить об этом людям? Не-е-т, так неинтересно. Ещё месяц приговорённые томились в камерах, ничего не зная о своей участи. 22 декабря их вывели на Семёновский плац, всем прочли смертный приговор (отменённый за месяц до этого!), дали приложиться к кресту, переломили над головою шпаги и устроили предсмертный туалет (белые рубахи). Затем поставили к столбам для исполнения казни и завязали глаза, солдатам приказали прицелиться….
Вместо команды «пли» зачитали помилование.
Каково, а? Читать-то жутко, не то, что пережить.
Таким сценаристам «Оскара» надо давать. Но не просто так давать, а со спецэффектами: вывезли на набережную, ноги в тазик с цементом погрузили, и, пока цемент подсыхает: «Поздравляем! Вам монаршая милость прилетела — четыре года каторги, а потом всемирная слава и реклама ВТБ на всех каналах!»
Много лет спустя, когда судили Бродского, Ахматова сказала: «Какую биографию делают нашему рыжему!» Но рыжему светило всего лишь полтора года проживания в деревне Норинской в Архангельской области. «Я входил вместо дикого зверя в клетку, выжигал свой срок и кликуху гвоздём в бараке….» Гениальное поэтическое преломление скучной деревенской жизни. Хорошо написано, биография состоялась.
А вот постоять полминуты у столба перед расстрельной командой, — это не просто биография, это уже мировоззрение.
Много лет спустя в своём блоге «Дневник писателя» (более 6 тысяч подписчиков) Фёдор Михайлович написал: «Есть исторические события, увлекающие всё за собой и от которых не избавишься ни волей, ни хитростью, точно также, как не запретишь морскому приливу остановиться и возвратиться вспять».
+24
Проголосовало за – 53, против – 29
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
6 комментариев, показывать
сначала новые

Valentine D19.11.24 18:26

Вчера смотрел документальный фильм о Владимирском централе. Поразило меню позапрошлого века, хранящееся в их музее...

+0
ответить

VitusB ★★19.11.24 15:05

История действительно необычная. И скорее - пример тому, как можно изменить отношение к превратностям судьбы.
Но вот второй смысл... Петрашевцам дали каторжные сроки за распространение письма Белинского. Они отсидели по 8 месяцев одиночки в подвалах Петропавловки. За письмо!Реальные сроки за мысли. Которые через пятнадцать лет станут правдой.
Ничего не напоминает, нет? Ну и ладно...

+1
ответить

finnn ➦VitusB19.11.24 16:00

Царствование Николая началось с мятежа, причём заговорщики планировали ликвидировать всю царскую семью, включая младенцев. Для царя естественным было наказывать не только за мысли, но и за тень мыслей. Журнал «Европеец», издававшийся Киреевским, был закрыт по подозрению, что литератор может опубликовать что-нибудь крамольное. По подозрению! Жуковский, пользуясь своим положением камергера и воспитателя царских детей, попробовал похлопотать за литератора, сказав государю, что готов поручится за того. «Ты можешь поручиться за Киреевского? — мрачно сказал государь. — А кто может поручится за тебя?»

+-1
ответить

demontag19.11.24 15:00

Федю можно понять, после расстрельной стенки трудно веселиться. Но современные "телевизионные деятели искусств" и театральные режиссеры и близко не были у края, чего же они выдают одну чернуху?

+1
ответить

leo3621 19.11.24 14:49

Моего дядьку (Ян Николаевич) выводили на расстрел четыре раза. Сорок первый год, зона оккупации. Был контужен, попал в плен, бежал, поймали. Первый раз просто повезло, пуля прошла вскользь, а потом, он думал, что это было откровенное издевательство - развлекался так местный оберефрейтор. Выведут расстрельную команду, поставят у стены- залп, все попадали, а дядька стоит ни жив ни мёртв. Тот подойдёт, пистолет к виску приставит, щёлкнет пустым бойком, и счастливо смеётся- "Я же говорю, что ты счастливчик!"
Из остзейских Немцев был, говорил по Русски.
Вот здесь эта история полностью - "История №1392912"

+-1
ответить

Snt_Javelinius19.11.24 14:04

В "Гласе Господа" Лема, сцена расстрела ярче описана, если можно так сказать.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru