Владимир Толоконников
Популярнейший «казах» по русской фамилии Толоконников так самозабвенно и пристрастно играл
Шарикова Полиграфа Полиграфовича на сцене Республиканского Академического театра русской драмы
имени М. Лермонтова, что зрители не успевали уследить, осознать, а тем более опознать, где тут пес, где
песо-человек, а где живой артист Толоконников. Любая оболочка шла ему не от костюма и грима, а от естества, натуры, матушки природы. Судьбе было угодно, чтоб в те же часы, но уже в далекой Москве, выдающийся режиссер Владимир Бортко искал исполнителя на главную роль для экранизации той же самой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Интернета еще не придумали, но присланное фото алма-атинского Шарикова попало в прицел камеры Бортко и не выходило из него уже до конца съемок. После этой анимально-аномальной, сыгранной за гранью человеческой мимикрии, роли Владимир Толоконников проснулся самым знаменитым актером СССР и заслуженным артистом Казахской республики. Далее он отыграл в десятках, увы, менее «породистых» фильмов и даже сподобился побывать в шкуре и бороде новорусского Хоттабыча. Но «в формате нашего интереса» любопытно не это, а то, что свою театральную биографию будущий Полиграф Полиграфович и Гассан Абдурахман ибн Хоттаб(ыч) начал полвека назад в стенах Куйбышевского ТЮЗа, куда устроился после того, как его «прокатили» во ВГИКе. Впрочем, среди
юных зрителей он продержался до первой драки, но за один сезон успел поискрить аж в десятке ролей, что свидетельствует о неизбывно пылком темпераменте актера, способного раскрыть людям даже загадочную психологию пса, проснувшегося человеком, а также целых народов, умудрившихся, без всякого сна, очутиться в собачьей будке.
Владимир Плотников. "Самарские тайны российского кино", 2016.