Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1486864

День рождения Карла Маркса

Отец рассказал. Место действия - профком большого металлургического предприятия. Время действия - 70-е годы прошлого века. Действующие лица - председатель профкома завода, члены профкома, общественность в лице работников завода и отдельно сидящий от них Василий (имя условное), не вышедший вовремя на работу после первомайских праздников. В те времена такие вопиющие случаи нарушения трудовой дисциплины было принято показательно разбирать на партсобраниях и заседаниях профкома. Очень хорошо подобная сцена показана была гениальным Георгием Данелия в "Афоне" ("вот вечно тебе, Борщов, больше всех надо, пусть бы Вольдемар в фонтан и нырял!").
Предмет разбирательства - прогул цельного рабочего дня Василием.
Председатель: - Ну что, товарищи, разберёмся, почему товарищ Василий позволяет себе невыход на работу! И примем соответствующие меры! Товарищ Василий, так почему Вы позволили себе внеплановый выходной? Не нагулялись?
Василий: - Товарищи! Я не просто так! Я отмечал день рождения!
Председатель: - Мы все отмечаем дни рождения! Это что, повод не работать? Чей же такой день рождения Вы отмечали?
Василий, сделав максимально серьезное лицо: - Карла Маркса!
Аудитория взорвалась дружным смехом. Когда все успокоились, стало понятно, что случай непростой. Председатель завис и усиленно обдумывал, что сказать на такое политически фундаментальное заявление, и наконец, произнес: - Как же Вы отмечали день рождения Карла Маркса?
Василий, без тени улыбки: - Ну как, как... Пошёл в магазин, купил поллитру.
Председатель: - А потом?
Василий: - А потом, конечно, выпил.
Аудитория пережила вторую волну хохота. Василий оставался настолько серьёзным, что по его лицу можно было сделать вывод, что он про себя поёт "Интернационал". Председатель очень сильно думал, что делать дальше, и, наконец, принял решение, обратившись к секретарю собрания: - Анна Ивановна! Посмотрите, пожалуйста, по календарю, когда день рождения Карла Маркса!
Анна Ивановна удалилась. Рядовые участники собрания, они же общественность, начали подхихикивать и отпускать комментарии юмористического характера, мол, действительно неплохо бы когда выпить хочется календарь купить, там же ещё Фридрих Энгельс и другие выдающиеся личности есть. Наконец, вернулась Анна Ивановна и публично подтвердила, что Василий отмечал день рождения Карла Маркса именно в день рождения Карла Маркса. Здесь уже, подхихикивая, задумались все присутствующие. Дело явно принимало политический окрас. С одной стороны, прогул есть прогул. С другой стороны - написать в протоколе заседания профкома, что работник завода прогулял смену, отмечая день рождения самого Маркса... Как наказывать за такое?
После долгих раздумий Василию "поставили на вид", он отделался простым предупреждением. Хотя в те времена за прогул можно было легко вылететь с работы причем с плохой характеристикой. А за Василием прочно закрепилось прозвище "марксист".
+475
Проголосовало за – 525, против – 50
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
82 комментария, показывать
сначала новые

Некто Леша ★★★★★29.10.24 00:53

Василий мог бы выдать речь:

Великий Маркс предсказал, что наступит время, когда простой рабочий будет работать не потому, что жить на что-то надо, а столько, сколько захочет. Это время называется коммунизм. Согласно действующей программе нашей Коммунистической партии, оно наступит к 1980 году, до которого осталось всего ничего. Вот я и решил подготовиться!

+1
ответить

rodkom➦Некто Леша29.10.24 07:03

Да там много чего можно было приукрасить ради плюсиков)) но я рассказал эту историю так, как мне отец рассказал.

+1
ответить

Соломон Маркович ➦rodkom29.10.24 09:31

Да ничего не надо приукрашивать написано то хорошо и читается легко.)

+2
ответить

rodkom➦Соломон Маркович29.10.24 09:44

Спасибо, Соломон!)) мне тоже твои истории всегда читать интересно. Несколько лет назад папа как-то пожаловался, что зимой на пенсии совсем нечего делать. Я где-то читал, что отличным лекарством от склероза и тренировкой мозга является написание мемуаров. Что я ему собственно и посоветовал. У него уже несколько томов разных жизненных историй, получилось очень интересно, местами смешно. Даже чем-то напомнило рассказы Шукшина)) буду по возможности сюда выкладывать, раз кому-то понравилось)) эх, время бы ещё на это найти))

+1
ответить

Соломон Маркович ➦rodkom29.10.24 10:23

Я Шукшинские рассказы тоже люблю читать, зарисовки жизненные такие. И еще обожаю Зощенко иногда ловлю себя на мысли что не произвольно копирую его стиль повествования)

+1
ответить

sea_4628.10.24 22:06

Никого тогда не выгоняли и это факт, у меня батя на АЭС работал, бухал как миленький, в 90х когда появились компы ещё и таскал игры на работу

+0
ответить

rodkom➦sea_4629.10.24 07:27

Когда у меня отец стал директором того предприятия, которое описано в истории, он без всяких заседаний, просто приказом, пачками увольнял алкашей и несунов (кто воровал что-то из цеха). Многих таких настроил против себя,городок то маленький. Детки подростки этих забулдыг даже за мной гонялись, хотели отомстить)) Но это уже были конец 80х - начало 90х.
На той АЭС про которую Вы пишете, видать на многое закрыли глаза. Всё ж от руководства зависит.

+0
ответить

ГенАндр28.10.24 19:32

И отец моих идей - Карл Маркс - и...(С)
А чё? Я бы тоже выпил...

+0
ответить

rodkom➦ГенАндр29.10.24 07:28

Купи календарь - всегда найдешь повод))

+0
ответить

ГенАндр➦rodkom29.10.24 09:33

Ха!
Особенно сегодня.
"Не расстанусь с комсомолом..."
А вот со 2-й строчкой - посложнее.

+0
ответить

hop za za 28.10.24 16:33

Я вчера был у соседей,
Именины отмечал.
Один Фридрих, в смысле Федя,
А второй в натуре Карл..

+5
ответить

rodkom➦hop za za28.10.24 16:36

Был ещё картавый малый,
Лыс, вертляв и голосист,
Поглядишь и сразу ясно -
До корней волос - марксист!

+2
ответить

hop za za ➦rodkom28.10.24 17:03

Как картавый появился
Понеслась цепь неудач.
Только я не удивился,
Сразу понял, что - стукач..

+1
ответить

Valentine D28.10.24 16:07

В Кишиневе перед зданием ЦК Коммунистической партии Молдавии был памятник- сидя на скамеечке Карл Маркс и Фридрих Энгельс о чем-то беседуют. Какой-то шутник поставил между ними пустую бутылку от водки и два стакана. Шутника милиция так и не нашла.

+3
ответить

AleM 28.10.24 15:08

>Хотя в те времена за прогул можно было легко вылететь
> с работы причем с плохой характеристикой.
Не, за один прогул не вылетел бы. Могли премии лишить, могли в отпуск зимой отправить, не дать путёвку в санаторий. Уволить точно не могли, чтобы в те времена уволили по статье, нужно было сильно постараться.

+4
ответить

rodkom➦AleM28.10.24 15:18

Про 70-е не скажу. А вот раньше... У меня бабушку по материнской линии за прогул посадили. Мать пятерых детей... Год точно не скажу, сталинские времена. Прогуляла по состоянию здоровья. Выпустили досрочно, за примерное поведение.

+2
ответить

yura987 ➦rodkom28.10.24 15:27

В сталинские - сравнил х.. с пальцем.

+3
ответить

Alexander_A ➦rodkom28.10.24 16:02

Профком посадил?

+0
ответить

rodkom➦Alexander_A28.10.24 16:15

Скорее всего, "тройка"

+0
ответить

Alexander_A ➦rodkom28.10.24 17:03

Не было такого. Посмотрите фильм "Кубанские казаки".

+2
ответить

rodkom➦Alexander_A28.10.24 17:50

Смотрел. А какое он отношение к этому имеет?

+0
ответить

Alexander_A ➦rodkom28.10.24 18:16

Ну, Вы же верите советским фильмам.
Хотя и путаете профком с месткомом.

+0
ответить

rodkom➦Alexander_A28.10.24 18:18

Повторяю вопрос - где в упомянутом Вами фильме история о том, что кто-то кого-то посадил?

+0
ответить

rodkom➦Alexander_A28.10.24 18:19

Вы знаете что такое "тройка"?

+0
ответить

Alexander_A ➦rodkom28.10.24 21:19

"Повторяю вопрос - где в упомянутом Вами фильме история о том, что кто-то кого-то посадил?"
Ну, во-первых, Вы этого не спрашивали.
А, во-вторых, там этого нету. Там за то, что люди не работают, их не сажают.
Так что, люди, изучающие историю по советским худ. фильмам (типа "Афони")должны считать, что никаких троек не было.
Разве что, конские.

+0
ответить

Mutalov ➦Alexander_A29.10.24 05:23

А что не так с Афоней? Почему по нему нельзя историю изучать? Это брежневское время. В фильме типичные персонажи. Ничего особенного.

+1
ответить

Pierre Valenkoff➦Mutalov29.10.24 06:30

Ага, типичные: главный герой - алкаш и редкостная скотина.

+0
ответить

rodkom➦Alexander_A29.10.24 06:59

Ещё раз. Я Вам привёл реальную историю моей бабушки, которую посадили за прогул. Началась дискуссия, с сомнениями, кто ж её посадил за прогул (честно говоря, обсуждать противно, это личная история моей семьи, поэтому зря я наверно вообще о таком написал). Я написал, что точно не знаю кто посадил, но предположил, что специально созданный орган обладающий такими полномочиями ("тройка"). Что это, читайте здесь - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B8_%D0%9D%D0%9A%D0%92%D0%94?wprov=sfla1 .
Вы зачем-то привели фильм, который вообще здесь ни к чему обсуждаемому отношения не имеет.
На этом дискуссию заканчиваю.

+0
ответить

Mutalov ➦Pierre Valenkoff29.10.24 08:13

Это не герой. Не образец для подражания. Это персонаж.
Да, типичный отрицательный персонаж.
Описывается его внутренняя трансформация.

+0
ответить

rodkom➦Mutalov29.10.24 08:50

Соглашусь, но добавлю - в мемуарах Данелия писал, что ему не понравился первоначальный сценарий, в котором Афоня был сильно отрицательным - по сценарию это должен был быть фильм-клеймо, показывающий как ленивый алкаш всё просрал в жизни, включая девушку в которую влюбился. Данелия переписал сценарий и сделал хэппи-энд, дав Афоне шанс на нормальную жизнь.

+1
ответить

Valentine D28.10.24 15:02

Даже если на первомайские праздники выпадало три выходных, что он делал 4го мая? Мой день рождения справлял?

+0
ответить

rodkom➦Valentine D28.10.24 15:19

Там не было никогда три выходных. Специально смотрел производственный календарь за разве годы семидесятых. 1 и 2 мая были праздничные дни.

+-1
ответить

yura987 ➦rodkom28.10.24 15:33

И чё? Еще как были. И четыре... Не надо календарь смотреть.

+0
ответить

Хренонимус 28.10.24 14:24

Байка, конечно, но улыбнула ;)

+3
ответить

rodkom➦Хренонимус28.10.24 14:53

Ну не знаю, отец у меня на серьезных щах это рассказывал, во вранье вроде не замечен)) ему за 80, поэтому допускаю, что какие-то детали истории уже не соответствуют действительности, но в целом откуда у вас такой скептицизм, почему такого не могло быть?

+0
ответить

Хренонимус ➦rodkom28.10.24 15:40

Может быть, все может быть ;)
Меня отец тоже иногда разыгрывал, да и я своих детей нет-нет да подкалываю.

Момент просто такой, что политеческая отдача может быть такой, что мало не покажется! Например:

- Всстааать! Ишь какой! Отмечал он!!! А если завтра Петров решит в честь дня рождения Ленина в трусах прийти?! А Сидоров в честь него кучу навалить у бюста?! Тоже отмечают?!!! Отмечать нужно выходом на парад! С транпарантами!! Цветами и пионерками!!! А не шляясь пьяным по улицам! А не контрреволюционер ли ты?! Подрываешь моральные устои! Уволить с позором! ;))

+4
ответить

Alexander_A ➦Хренонимус28.10.24 15:59

А можно пионерок заменить на комсомолок?

+2
ответить

Хренонимус ➦Alexander_A28.10.24 17:22

Опять разврат придумаете! Только бы комсомолок портить! Нельзя! Только пионерки и с транспарантами! Ишь! Распоясались! Этого, как его, на вас нет!

+1
ответить

rodkom➦Хренонимус28.10.24 18:27

Момент просто такой, что политеческая отдача может быть такой, что мало не покажется! Например:

Я когда отец это рассказывал, честно говоря сначала именно так и думал, что алкоголизм с прогулом в день рождения Карла Маркса дадут "комбо" с увольнением. Но удача улыбнулась Василию именно тем, что все от его заявления растерялись))

+0
ответить

Palustrus28.10.24 14:02

Папам на старости лет тоже хочется что-то интересное рассказать, но, видно, нечего. Тогда папы начинают врать в стиле Хазанова.

+-1
ответить

rodkom➦Palustrus28.10.24 14:06

Ну что сказать, не повезло Вам с вашим папой. Раз он Вам столько врал, что Вы это и на других отцов экстаполируете))

+4
ответить

rodkom➦Palustrus28.10.24 14:07

А почему, собственно, Вам эта история показалась фантастической? Почему Вы думаете что этого не могло быть на самом деле?

+2
ответить

Янги➦rodkom28.10.24 14:38

Нужно хотя бы представлять себе "профком большого металлургического предприятия." Его объем работы.
Прогул Васи Пупкина это уровень разборки даже цеха, а конкретной цеховой смены.
А профком завода другие проблемы - содержание ведомственного санатория, выбивание путёвок в санатории союзного значения, ОРС (отдел рабочего снабжения) с договорами поставок и много, много чего другого. Ну не до Пупкина им там

+2
ответить

rodkom➦Янги28.10.24 14:46

Возможно, мероприятие какого называлось по другому, заседание ячейки профкома или это было какое-то суженное заседание профкома (был такой термин тогда), посвящённое разбору таких случаев. Посмотрите фильм "Афоня", не на пустом месте Данелия такой эпизод включил аж два раза.

+1
ответить

Alexander_A ➦Янги28.10.24 14:56

Потому, как о прошлом люди судят из кинофильмов.
К тому же, комедийных.

+2
ответить

rodkom➦Alexander_A28.10.24 15:19

А что, там всё враньё в фильмах, да?

+0
ответить

yura987 ➦rodkom28.10.24 15:38

Могла быть при Сталине, но не в 70х.

+-1
ответить

Alexander_A ➦rodkom28.10.24 15:57

Ну что Вы?!
В советских фильмах и враньё?
По ним можно всю мировую историю учить - всё правда.

+0
ответить

Alexander_A ➦yura98728.10.24 15:58

Не в курсе кто решал эти вопросы при Сталине, но сомневаюсь, что профком.

+0
ответить

Жека 77➦rodkom28.10.24 18:13

Не всё враньё. А за один прогул, тем более в начале месяца, никто нигде в 70х не увольнял. Было много способов закрыть с честью этот случай. Самое частое наказание за прогул было депремирование, но в начале месяца этот вопрос даже не поднимался. Иначе весь месяц будет работать спустя рукава. Ваш отец возможно работал на хлебном или почетном месте и интерполировал свои страхи и отношение к работе на других. А этому Васе Пупкину, было до лампочки, даже с волчьим билетом, его с удовольствием взяли бы на другой завод. Возможно с временным понижением разряда, но хорошему спецу всегда делали приписки. Хороший начальник всегда знает как это делается. Иначе не удержишь, а план надо не только выполнить, но и чуть чуть перевыполнить. За этим следили строго.

+1
ответить

rodkom➦Alexander_A28.10.24 18:29

Вы юродствуйте сколько хотите, но всё равно в тех фильмах немало правды. Так же как и вымысла. В данном случае разборы поведения служащих - известное дело в СССР. Странно что Вы о нем не слышали))

+1
ответить

Alexander_A ➦rodkom28.10.24 21:23

"немало правды"
Тогда пересмотрите "Афоню" ещё раз и, возможно, заметите, что никакого "суженного заседание профкома" в фильме не было.
Там было заседание МЕСТКОМА!

+0
ответить

Mutalov ➦Alexander_A29.10.24 05:27

Местком - это подразделение профкома.

+0
ответить

rodkom➦Alexander_A29.10.24 07:02

Местком, профком, облгорисполком - вам сильно резануло глаз какое-то несоответствие? Или просто скучно, хочется до чего-то докопаться?

+0
ответить

rodkom➦Mutalov29.10.24 07:02

Спасибо

+0
ответить

Лев_5628.10.24 13:32

Работягу, в семидесятые годы прошлого века, за единичный прогул - уволить?!
Во-первых - невозможно: КЗОТ! Как минимум, нужны три нарушения, причём не одно, большое - а именно три разных, и на коротком протяжении.
Во-вторых же, некоторое упрощение с увольнением - если именно за пьянку; но никак не за прогул, пусть даже пьянка была его причиной: никем рабочий в пьянке изобличён не был! Собственно, как-раз поэтому он и прогулял - вот выход, на работу, пьяным - да, наказывался значительно строже.

А так, обычно - долой премию; хорошо, если - месячную, но, бывало - квартальную! И не только работнику - всей бригаде...

+8
ответить

rodkom➦Лев_5628.10.24 13:34

Спасибо за подробное разъяснение. Я в те годы ещё в детсад ходил, поэтому законов, регулирующих трудовые отношения, не знаю))

+2
ответить

IvanJim➦Лев_5628.10.24 13:58

Именно КЗоТ, именно незабвенная ст.33.
ч.4 - прогул, увольнение.

+2
ответить

Лев_56➦IvanJim28.10.24 14:14

Там чётко - "без уважительной причины". Причём перечня уважительных причин не приведено. Т.е. уволить, можно - за наглость: за демонстративное поведение.

+0
ответить

Alexander_A ➦Лев_5628.10.24 14:55

Вот сейчас написано верно.

+1
ответить

вячеслав63➦Лев_5628.10.24 16:09

Запросто могли уволить за один прогул.Попал в вытрезвитель,получили на работе бумагу-все.

+2
ответить

IvanJim➦Лев_5628.10.24 17:12

Вы из утверждения про "три нарушения", перешли к демагогии про "уважительные причины"?

Ок - любая уважительная причина должна быть подтверждена документально.

+2
ответить

Фря ➦Лев_5628.10.24 17:26

Уж ты бы, Зина, помолчала ббы.
Накрылась премия в квартал.
Кто мне писал на службу жалобы?
Не ты? Да я их читал.

+0
ответить

Лев_56➦вячеслав6328.10.24 17:39

Вот если именно так - да, вполне; ибо пьянство - документально зафиксировано, а с 1972 года действует Указ об усилении мер борьбы с пьянством.
Практически во всех остальных случаях - как и в описанном, факт пьянки никакими документами не подтверждён. В СССР практически на всех заводах наблюдался дефицит именно рабочих; поэтому администрация стремилась всеми силами избегать т.н. крайних мер, и прибегала к ним только при отсутствии хоть какого-нибудь иного выхода.

+1
ответить

Мороз28.10.24 13:30

Использовал баг системы.

+2
ответить

Соломон Маркович 28.10.24 13:15

День Парижской коммуны в пустую прошел… восемьдесят лет со дня рождения. А ей уже восемьдесят лет….?)😂👍

+5
ответить

rodkom➦Соломон Маркович28.10.24 13:31

Да, я тоже когда па па рассказал, вспомнил эту фразу дяди Мити ))) видимо такие случаи были типичными)

+0
ответить

ПионЭры➦Соломон Маркович28.10.24 14:18

В оригинале - День взятия Бастилии

+4
ответить

Соломон Маркович ➦rodkom28.10.24 14:21

Классика!!)☝️

+0
ответить

ystervark28.10.24 13:04

Это же еще и день печати, можно сразу два праздника отметить.

+0
ответить

Alexander_A 28.10.24 12:34

Т.е. Василий, отмечая д.р. Маркса напился до чёртиков и прогулял рабочий день.
И трудовой коллектив не смог наказать за антиобщественное поведение Василия в ТАКОЙ день?

+1
ответить

rodkom➦Alexander_A28.10.24 12:45

Я сам удивился, что его не наказали, но не доверять отцу, который тоже был на том собрании, у меня причин нет. Скорее всего, трудовой коллектив просто не захотел узаконивать такую нелепую причину в официальных документах, поэтому выбрал лёгкое наказание для него.

+1
ответить

Alexander_A ➦rodkom28.10.24 13:34

Тогда зачем было заседание созывать? Если из карьеристских побуждений, то эту "причину" надо было превратить в отягчающее обстоятельство.

+0
ответить

rodkom➦Alexander_A28.10.24 13:37

Такие случаи - нарушения трудового распорядка, техники безопасности (про это есть отдельная очень смешная история от папы, какой-нибудь напишу) и т.д. - обязательно рассматривались на заседании, своего рода показательная порка. Пересмотрите фильм "Афоня", там хорошо показано. Да и в других советских фильмах было.

+1
ответить

rodkom➦Alexander_A28.10.24 13:52

Тогда зачем было заседание созывать?

А кто же заранее знал, что он такую причину скажет? До созывания заседания?)))

+1
ответить

Лев_56➦Alexander_A28.10.24 14:18

Заседание - ПОЛОЖЕНО! Факт прогула - оформлен, а наказать члена профсоюза, без согласования с профсоюзом - не положено. Поэтому администрация предлагала - меры воздействия, а профсоюз - либо соглашался, либо не соглашался. Обычно - вопрос согласовывался до заседания, и согласие - давалось.

+0
ответить

Valentine D➦Лев_5628.10.24 14:46

Чтоб лишить прогульщика прогрессивки (квартальной премии, 13 зарплаты) никакого согласования с профсоюзом не требовалось. Достаточно было распоряжения мастера или начальника цеха.

+0
ответить

Alexander_A ➦rodkom28.10.24 14:52

"Пересмотрите фильм "Афоня"

Зачем мне черпать информацию о своём времени из художественных фильмов? Я тогда жил.
И подобной порки не видел ни одной.

Единственное собрание "по поводу" было проведено кгб-шником, рассказавшем нам про выявленную у нас ультралевую группу.

+-3
ответить

Alexander_A ➦Лев_5628.10.24 14:53

С профсоюзом решались вопросы увольнения или понижения в должности.
Но никак не прогулы.

+1
ответить

Лев_56➦Alexander_A28.10.24 17:45

Хм...
Т.е. Вы, по-факту, опровергаете утверждение, будто ПРОГУЛЫ - согласовывались с профсоюзом?!
А, стесняюсь спросить - кто-то это утверждал?
Я-то знаю, что наказание - согласовывалось; наказание - а вовсе не сам проступок!

+1
ответить

Alexander_A ➦Лев_5628.10.24 21:37

"Т.е. Вы, по-факту, опровергаете утверждение, будто ПРОГУЛЫ - согласовывались с профсоюзом?!"

Прогулы СОГЛАСОВЫВАЛИСЬ с профсоюзами?
))))) Этапять!!!
Ну да, если я решал прогулять, я обязательно согласовывал это с профсоюзом.

Пишите ещё.

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru