Victor Victorov• 16.08.23 14:41
Преподавателя философии как правило нельзя считать философом (также как например аэродромного говночиста авиатором). Философ это высшая ступень развития человека )
barhudar➦нумай• 16.08.23 16:38
Эпикур всю жизнь страдал от камней в печени и не выходил из дому, беседовал с учениками лёжа в своём саду. И хотя земляки про эпикурейцев травили разные анекдоты, но они любили их.
Потому что Эпикур, (несмотря на свои проблемы с желчью) и его ученики были добрыми и дружелюбными людьми.
barhudar➦zavbaz• 17.08.23 05:28
Это неправда.
Питался он только хлебом и водой, а по праздникам — еще и сыром. Он говорил: «Кому мало малого — тому мало всего» — и добавлял: «Кто умеет жить на хлебе и воде, тот в наслаждении поспорит с самим Зевсом».
Эпикур действительно считал наслаждение высшим благом. Но наслаждение наслаждению рознь: каждое из них требует усилия, и если усилие требуется слишком большое, то лучше уж такого наслаждения не надо. Может быть, вино и сладости вкуснее языку, чем хлеб и вода, но от вина потом кружится голова, а от сладостей болят зубы. Так зачем? Настоящее наслаждение — это не что иное, как отсутствие боли: когда после долгого мучения боль тебя отпускает, то бывает мгновение несказанного блаженства; вот его-то мудрецу и хочется продлить на всю жизнь.
Необразованным людям не дает покоя страх богов, страх смерти, страх боли. Для философа и этого не существует, Боги блаженны, а раз они блаженны, то они не знают никаких забот и уж подавно не вмешиваются в нашу человеческую жизнь. Они тоже, как мудрецы, «живут незаметно» где-то в мировых пространствах, наслаждаются нерушимым покоем и только говорят сами себе: «Мы счастливы!» Смерть для человека не может быть страшна: пока я жив — смерти еще нет, а когда наступила смерть — меня уже нет, Боль тоже не заслуживает страха: непереносимая боль бывает недолгой, а долгая боль — переносимой, потому что смягчается привычкой. Следить за своей болью Эпикур умел: когда он почувствовал, что боль дошла до предела, он написал письмо другу: «Пишу тебе в блаженный и последний мой день. Боли мои уже таковы, что сильнее стать не могут, но их пересиливает душевная моя радость при воспоминании о наших с тобой разговорах...» — лег в горячую ванну, выпил неразбавленного вина, попросил друзей не забывать его уроков и умер...
zavbaz➦barhudar• 17.08.23 05:45
вот только мысли о том что он умер от вина это измышления общества трезвости :) Умер он от камней, вполне естественно что чувствуя боль попросил неразбавленного вина наверняка зная что оно может чуть облегчить страдания.
В древности да и позже использовали алкоголь по возможности крепкий в тч как замену анестезии, если не знали или не было под рукой чего-то другого.
barhudar➦zavbaz• 17.08.23 07:00
Читайте внимательней. Где написано, что философ умер от вина? Эдак можно и его горячую ванну обозвать причиной смерти? Бесспорно причиной была желчнокаменная болезнь.
Но не надо приписывать Эпикуру любовь к пьянству и прочим излишествам нехорошим. Это противоречит его учению. Несведущие обыватели путают его с Аристиппом, который себя величал учителем наслаждений, но так как он был здоровым человеком, то он даже представить себе не мог эпикурейское счастье.
По весу камня философ переплатит намного дороже чем стоимость золота.