Существует немало историй о том, что различные животные странно вели себя перед глобальными природными катастрофами, в первую очередь перед землетрясениями. Считается, что они могут предсказывать катаклизмы. Мы решили проверить, так ли это на самом деле.
Одно из самых ранних упоминаний о таком поведении животных относится к временам Древней Греции. «За несколько дней до землетрясения, разрушившего город Геликос в Греции, кроты, ласки, ехидны и сороконожки вышли из нор и обратились в беспорядочное бегство», — писал неизвестный наблюдатель в 328 году до н. э. Существуют и более свежие свидетельства: в 1835 году перед разрушительным землетрясением в Чили почти все собаки покинули эпицентр приближающейся катастрофы, в 1976 году в Италии и в 1979 году в США накануне катаклизма кошки метались по комнатам, царапали двери и окна и выносили своих котят на улицу, в 2008 году тысячи жаб заполонили улицы деревни за три дня до того, как населённый пункт был почти полностью разрушен подземными толчками. В 2008 году в Израиле даже был зарегистрирован патент на систему предсказания землетрясений, основанный на поведении животных. Правда, в жизнь воплощён он не был из-за дороговизны создания соответствующих метеостанций. А вот в Китае действует целая сеть таких биополигонов.
С поведением животных и последующим изменением погоды связано множество народных примет: воробьи «купаются» в песке, а лягушки более активно квакают — к дождю, птицы летают низко — к непогоде, коты спят на спине, раскинув лапы в стороны, — к тёплой и ясной погоде. Во времена отсутствия метеорологического наблюдения подобный способ был единственным вариантом предсказания погоды. Несмотря на все достижения науки, прогнозирование землетрясений сегодня всё ещё далеко от совершенства. Доктор геолого-минералогических наук Евгений Александрович Рогожин сообщает, что «если есть сеть сейсмостанций, этого достаточно, чтобы сделать сейсмологический прогноз. Он достаточно устойчив в долгосрочном плане, то есть если вы прогнозируете землетрясения, положим, на ближайшие пять лет. Среднесрочные прогнозы (скажем, на ближайший год) уже немного хуже — выше неопределённость. Если вы хотите создать краткосрочный прогноз — на ближайший день или неделю, — то сейсмологический метод почти бесполезен».
Именно с неверным краткосрочным прогнозом был связан обвинительный приговор шестерым учёным-сейсмологам и одному чиновнику в итальянском городе Аквила. Их приговорили к шести годам заключения за то, что они не посчитали ситуацию опасной, а произошедшее землетрясение повлекло за собой гибель почти 300 человек. Неверная интерпретация данных стала причиной массовых человеческих жертв и в 2011 году. Тогда японские сейсмологи предсказывали, опираясь на научные данные, землетрясение на острове Хонсю. Случившееся 9 марта землетрясение магнитудой 7,6 было расценено ими как основное и меры предосторожности и информирования населения отменили. Однако оказалось, что эти толчки были, говоря научным языком, лишь форшоком — предварительным землетрясением, а более разрушительное, магнитудой 9, случилось два дня спустя. Тогда погибли более 15 000 человек и ещё более 2000 пропали без вести. При этом за 80 секунд до основного катаклизма сработала система оповещения, которая тем не менее спасла множество жизней.
При этом животные, судя по данным очевидцев, начинают менять своё поведение за более длительный отстоящий от катастрофы промежуток времени — от нескольких часов до пары дней. По данным National Geographic, высокой сейсмочувствительностью обладают самцы обыкновенных жаб. Перед землетрясением в Аквиле они начали покидать расположенный более чем в 70 км от эпицентра пруд: «За пять дней до катаклизма из водоёма ушли 96% самцов, а за три дня — все жабы». Мыши могут почувствовать катастрофу за 10–15 дней, рыбы — за 1–10 в зависимости от своего местонахождения, домашние куры — за 1–3 дня, собаки, попугаи и канарейки — за пару часов. Сейсмологическую чувствительность замечают также за кошками, свиньями, лошадьми, коровами и овцами.
Данные подтверждаются экспериментально. Учёные Института изучения поведения животных Общества Макса Планка выбрали для наблюдения шесть коров, пять овец, одного кролика, четырёх куриц, двух индеек и двух собак на фермах в сейсмологически активной зоне в Италии. Животных снабдили датчиком мониторинга скорости и местоположения. Их поведение действительно менялось за 20 и менее часов до подземных толчков. Причём беспокоиться и перемещаться как можно дальше от эпицентра они начинали даже перед очень слабыми землетрясениями, магнитудой лишь 0,4, которые для человека абсолютно незаметны.
Учёные из НАСА и британского Открытого университета изучали феномен массового исхода жаб из водоёмов близ Аквилы. Они выяснили, что когда земля подвергается большому давлению тектонических сил, то выделяются особые заряженные частицы — ионы. Положительно заряженные ионы становятся причиной серотонинового синдрома, который проявляется у людей головной болью, тошнотой и беспокойством. Похожее влияние они оказывают и на животных, говорят авторы исследования. Эта и другие химические реакции могут стать сигнальным механизмом, предупреждающим животных об опасности. При этом сами учёные говорят, что необходимы дальнейшие исследования, уточняющие механизмы сейсмологической настороженности животных, чтобы их можно было полноценно использовать для предсказания катастроф.
В 1983–1985 годах американские учёные искали закономерность между увеличением количества газетных объявлений в San Jose Mercury News о пропавших или найденных домашних животных в районе Сан-Франциско. Предполагалось, что, предчувствуя катастрофы, коты и собаки должны убегать из дома чаще, чем обычно. Однако такой связи учёные не выявили. Правда, они уточнили, что исследование газетных объявлений — недостаточный источник данных, учитывая, что не все владельцы питомцев будут давать платное объявление, что животное могло уединиться, чтобы родить, быть украдено, сбито в ДТП, а также тот факт, что после землетрясения у хозяев могут быть более актуальные задачи, чем поиск питомца, возможно, погибшего в развалинах. Также не удалось обнаружить новостных историй о том, что животные перед катастрофой вели себя как обычно. Возможно, это объясняется систематической ошибкой выжившего и тем, что после землетрясения новости в первую очередь сообщают о погибших и пострадавших людях, а не о домашних питомцах.
Майкл Бланпид, помощник координатора американской Программы геологической службы по угрозам землетрясений настроен менее оптимистично. Он говорит, что сейсмологи, конечно, хотели бы иметь доступную систему предсказания землетрясений, но, кажется, поведение животных не ляжет в её основу.
Таким образом, существует немало задокументированных случаев, когда животные меняли своё поведение перед землетрясением и даже таким образом спасали людей. При этом учёные не пришли пока к консенсусу относительно определённого механизма, которым такое изменение поведения можно бы было объяснить. При этом дальнейшие исследования когда-нибудь, возможно, смогут заполнить пробелы в наших знаниях, и домашние питомцы станут надёжными датчиками надвигающихся катастроф.