Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1377762

Сегодняшняя история представляет собой пример настолько великолепного сферического долбоебизма в вакууме, что, пожалуй, лучше всего это описал небезызвестный пилот-инструктор Денис Окань: «Вот есть позорные катастрофы для всей мировой лётной братии; так вот, это — одна из них. Это не то что нарушение любых мыслимых и немыслимых норм и ограничений — это нарушение любого здравого смысла».

Итак, Пакистан, конец весны 2020 года. Ковид уже вовсю шагает по планете, и с 22 марта воздушное пространство Пакистана закрыто для гражданских полётов. Однако с 7 (по другим данным — с 16) мая ограничения ослабляют и разрешают полёты, при этом выдвинув требование о сокращении максимального числа пассажиров. Последнее в нашей истории сыграет положительную роль, уменьшив число жертв раза в полтора.

22 мая в 13:10 по местному времени из Лахора в Карачи вылетает Airbus A320-214 авиакомпании PIA (Pakistan International Airlines). Самолёт пусть и не новый (выпущен в 2004 году, налетал уже больше 47 000 часов), но вполне надёжный, регулярно проверяемый и обслуживаемый. Экипаж опытный: у КВС порядка 17 000 часов налёта, из них 4 000 — на A320. Рейс рутинный. Погода замечательная. Аэропорт назначения с простым заходом. Лететь часа полтора. Ну, что могло случиться?!

Как выяснилось, случиться могли пилоты. Хотя, в данном случае, их корректнее называть джЫгитами за сайдстиком. Во время всего полёта, вместо чтения чеклистов и выполнения прочих полезных и нужных операций, пилоты базарили друг с другом о коронавирусе и о том, как он повлиял на их семьи. За подобными задушевными беседами они благополучно просохатили начало снижения для захода в Карачи, так что в точке MAKLI (примерно 16 миль до ВПП) самолёт был на высоте 9 500 футов вместо 3 000.

Дальше пилоты таки принялись весьма энергично снижаться, но всё равно в 10 милях от полосы (в точке, где начиналась глиссада, и самолёт прям железно должен был быть на 3 000 фт) воздушное судно всё ещё находилось на 7 тысячах. Диспетчер подхода предложил пилотам сделать орбиту, спокойно снизиться, провести брифинг и зайти на посадку нормально. Любой адекватный лётчик так бы и поступил, но наших джЫгитов таковыми назвать было трудно. Поэтому они сказали, что «We are comfortable!» и «We can make it!», после чего выпустили шасси вместе с воздушными тормозами и помчали догонять глиссаду с вертикальной скоростью порядка 4 000 фт/мин (что есть МНОГО). В процессе этого «пакистанского захода» диспетчер дважды предлагает экипажу не дурить и повернуть влево, сделав круг; но, наткнувшись на непробиваемое упрямство, сдаётся и разрешает посадку (что интересно — разрешает сам, предварительно спросив разрешения у вышки, а не просто передаёт самолёт вышке).

Пилоты меж тем таки нагоняют глиссаду, после чего происходит необъяснимое: на удалении 5 миль от полосы эти ребята УБИРАЮТ ШАССИ И СПИДБРЕЙКИ. Почему — достоверно не известно. Кажущееся мне наиболее вероятным предположение: второй пилот, оценив скорость снижения и воздушную скорость, решил, что они всё же уйдут на второй круг, и убрал шасси, не доложив об этом; в то время как КВС сказал: «Да не ссы, сто раз так делал, сядем!» — и продолжил заход. Второй вариант: кто-то из экипажа вспомнил, что «а вот здесь мы обычно выпускаем шасси» и автоматически сунул соответствующую ручку в другое положение. Чтобы сдвинуть ручку вверх, желая при этом опустить колёса, надо, конечно, особый талант иметь, но ЭТИ могли…

Так или иначе, выйдя на глиссаду и убрав шасси, наши сказочные пилоты вместо чтения чеклистов (пусть и запоздалого) ПРОДОЛЖАЮТ ОБСУЖДАТЬ КОВИД и, разумеется, опять уходят с глиссады и опять рвут её догонять с вертикальной 2 000 фт/мин (что БЕЗУМНО МНОГО: должно быть не более 1 000). В процессе самолёт громко выражает своё возмущение, выдавая всякие MASTER WARNING, OVERSPEED, SINK RATE, PULL UP и TOO LOW — TERRAIN. В глубине своей компьютерной души бедный Эйрбас наверняка мечтает заблокировать управление этим кожаным мешкам, вывести на дисплей надпись GOODBYE, LOOSERS и сделать всё сам, нормально — но увы, такой опции конструкторы не предусмотрели.

В итоге наши герои подходят к полосе на скорости 210 узлов, что ОВЕРДОФИГА — нормальная посадочная скорость для A320 — в районе 135–140 узлов. Из-за этого не срабатывает предупреждение TOO LOW — GEARS (Слишком низко — выпусти шасси), его перебивает более приоритетное TOO LOW — TERRAIN. Впрочем, если учесть, что они забили на чеклисты, брифинг, положение ручки шасси, красную стрелку рядом с ней и надпись красным по чёрному L/G GEAR NOT DOWN на одном из дисплеев — я не уверен, что голосовое предупреждение их бы спасло.

И на 210 узлах злосчастный Эйрбас приземляется на гондолы двигателей. В принципе, если бы на этом всё и завершилось, вполне возможно, обошлось бы без жертв. Однако пилоты остатками здравого смысла понимали, что 210 узлов — это дофига, и что если самолёт не начнёт штатно тормозить (а он, ЧСХ, не начал), то надо уходить на второй круг, иначе можно и выкатиться. Не увидев реакции на включение тормозов, зато услышав непонятные звуки, они дали РУДы от себя, сайдстик — на себя, и лiтак, прочертив двигателями по полосе больше километра, опять поднялся в воздух.

Движки CFM-56 оказались на редкость надёжными и не сдохли от такого варварского обращения. Однако под ними в гондолах находилась всякая полезная «ботва» вроде гидро- и масляных насосов, которую таки удалось стесать о бетон (ибо конструкторы не предполагали, что найдётся идиот, которому понадобится тяга после посадки на брюхо). В результате спустя полторы минуты масло в системе закончилось, и двигатели встали один за другим, превратив самолёт в здоровенный планёр в 2 000 футах над городом.

В принципе, даже из этой позы Эйрбас можно было спасти: высоты хватало, чтобы грамотный пилот дотащил его обратно до полосы (или, на худой конец, до пустыря перед ней). Но мы помним, кто сидел в пилотских креслах. Green dot speed (грубо говоря, оптимальная скорость планирования) — это не для джЫгитов. Они предпочли выпустить шасси, заранее отняв у себя немного драгоценного импульса, и пытались поддерживать высоту вместо скорости, а в конце задрали нос почти до сваливания — и самолёт спарашютировал на окраины Карачи, на одну из улочек.

Из 99 пассажиров и членов экипажа выжили только двое. На земле пострадало 8 человек, один из которых позже скончался. Повезло, что самолёт упал вдоль улицы, иначе разрушений и жертв на земле было бы больше.

Если вы думаете, что этот сказочный экипаж был для PIA чем-то из ряда вон выдающимся, то я вас разочарую: в результате расследования летом 2020 года выяснилось, что 40% лётчиков авиакомпании имеют поддельную пилотскую лицензию. После этого скандала для PIA на полтора года закрыли небо Евросоюза, Великобритании и США, а в лётной среде появилась шутка о необходимости выпуска A320 Pakistan Edition — полностью автоматизированного, с закрытыми бронестеклом органами управления.

В общем, не будьте долбоёбами, господа: сие опасно для жизни. И не летайте самолётами «Пакистанских авиалиний» по той же причине.

P.S. И да, это не единственный случай ухода на второй круг после посадки на брюхо. 4 июля 2000 года в Салониках аналогично учудили венгры на Ту-154, тогда всё закончилось благополучно. Впрочем, это уже совсем другая история…

P.P.S. Для тех, кто не хочет разбираться в международной авиационной системе мер:

На удалении в 30 километрах от полосы самолёт должен был иметь высоту в один километр. Вместо этого он оказался на высоте аж в три (!) километра. Снижались с вертикальной скоростью 20 м/с, это примерно в 20 раз быстрее лифта в вашем человейнике. Глиссаду пытались поймать со скоростью 10 м/с при норме в 5. Ну и касание было осуществлено на скорости в 388 км/ч (с такой скоростью на посадку заходили Шаттл и Буран — оба летательных аппарата аэродинамической схемы "кирпич с крылышками") вместо нормальных 250.

Автор - Cat_Cat
+738
Проголосовало за – 849, против – 111
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
50 комментариев, показывать
сначала новые

mrmr17.02.23 03:54

Как говорят в авиации - есть старые пилоты, и есть пилоты-джЫгиты. Но не бывает старых пилотов-джЫгитов.

+2
ответить

fidel_castro16.02.23 21:04

"На удалении в 30 километрах от полосы самолёт должен был иметь высоту в один километр. "
Кстати, да. Самолёт, производящий посадку в Пулково, часто пролетает над местом моей работы, и высота действительно около километра.

+0
ответить

Виктор Джонг ★★➦fidel_castro16.02.23 21:54

Так все привода стандартные, иначе там вёдра по 200 с лишним тонн не посадить.

+3
ответить

fidel_castro16.02.23 20:58

Не таким ли образом навернулся Суперджет в одном из московских аэропортов несколько лет назад? В смысле, что пилоты посчитали себя как Жжёнов с экипажем в известном фильме.

+-1
ответить

Виктор Джонг ★★➦fidel_castro16.02.23 21:53

Тоже садились с превышенем вертикальной и горизонтальной скорости по системе - "зырь чо я умею..."

+1
ответить

creaze➦fidel_castro16.02.24 17:33

Нет. Пилоты наоборот совершили подвиг. Представь, что ты играешь в Кваку с пингом в 5000 мс.

+-1
ответить

Вик 16.02.23 20:47

Естественный отбор.

+0
ответить

Magneto16.02.23 19:57

И шатл и Буран - это утюги с крылышками.
И садились они реально горячими от торможения в атмосфере первой космической скорости.

+5
ответить

Синеет море16.02.23 18:13

Короче, летайте самолётами Аэрофлота!
Ну или Победы.

+3
ответить

alexlex777➦Синеет море16.02.23 20:07

Да ладно. Круче Аэрофлота нет никого
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%A2%D1%83-134_%D0%B2_%D0%9A%D1%83%D0%B9%D0%B1%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2%D0%B5
Катастрофа Ту-134 в Куйбышеве. КВС поспорил со вторым пилотом, что сможет посадить самолёт с закрытыми глазами. Прикинь, второй пилот выиграл спор. То есть он в споре был за то, что самолет пизданется. И погиб.

+16
ответить

Пьяный повар➦alexlex77716.02.23 21:29

У Аэрофлота мне еще нравится история 1994 года, когда 15-летний сын КВС, руля эрбасом, отключил автопилот, а экипаж ничего не заметил.

+8
ответить

Виктор Джонг ★★➦Синеет море17.02.23 01:46

Для полной уверенности - на сцукоджетах

+0
ответить

Виктор Джонг ★★➦Пьяный повар17.02.23 01:51

Он просто очень быстро включил джойстик и дёрнул его на себя, на скорости 800 км в час это как в занос уйти. Там мяу никто не успел сказать а фюзеляж уже сыпался.

+-1
ответить

beglets16.02.23 17:26

Маладец, аффтыр! История про долбоебизм в авиации, но так удачно удалось связать в одной байке Пакистан и Венгрию. Это тянет на премию, да.

+-1
ответить

jjohnnik16.02.23 17:23

17 тыс. часов налета - это стаж лет в 10-12, если не больше. И как мы догадываемся, до этого все было нормально, так что в некомпетентности КВС есть сомнения. Либо эти цифры тоже дутые

+3
ответить

creaze➦jjohnnik16.02.24 17:34

Больше, вдвое.

+0
ответить

Valentine D16.02.23 16:44

Большинство авиакатастроф происходит их-за неправильных или несогласованных действий экипажа, а не из-за отказа техники. Как могли пилоты канадского самолета не заметить, что объем заправленного топлива указан не в литрах, а в фунтах? И обнаружили это только тогда, когда в полете остановились оба двигателя. Повезло, что удалось посадить самолет где-то в поле, избежав жертв.

+0
ответить

Valentine D16.02.23 17:10

А о чем это я сейчас написал?

+0
ответить

alexlex777➦Valentine D16.02.23 19:41

О том, что вы не знаете, как пилоты не смогли заметить полупустые баки.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%91%D1%80_%D0%93%D0%B8%D0%BC%D0%BB%D0%B8
Бортовой компьютер показывал, что авиатоплива более чем достаточно, но его показания,..., были основаны на введённой в него ошибочной информации. Я, когда еду на машине, тоже поглядываю на бортовой компьютер. И как пилот автомобиля, тоже смог бы не заметить пустой бак в упор, если бы компьтер врал бы

+3
ответить

Valentine D➦alexlex77716.02.23 19:55

Я читал об этом ещё лет 20 назад. Возможно, в мелочах что-то подзабыл.
P.S. А разве лётчики не должны проверять выданную предполетную информацию, в частности, сколько заправлено топлива?

+-2
ответить

Дикий Запад ➦Valentine D16.02.23 20:54

Один марсианский зонд (емнип, Mars Climate Orbiter) был потерян именно из-за этого - навигационные программы были в метрической системе и аппаратура спутника по контракту должна была давать вводные в той же системе, но изготовитель это дело как-то проигнорировал...

+2
ответить

alexlex777➦Valentine D16.02.23 21:26

Я не знаю, но не могу себе представить как. .Бортовой комп показывает 100%. Только если щупом :-)

+2
ответить

Valentine D➦alexlex77716.02.23 21:40

Должно быть указанно в сопроводительной документации, сколько заправлено и в каких величинах.

+-1
ответить

Виктор Джонг ★★➦alexlex77716.02.23 21:42

То, что мозг авто могут принять и обработать сигнал с датчика топливного бака Вам кажется невероятным?

+-2
ответить

alexlex777➦Valentine D16.02.23 22:58

Я в этом ничего не понимаю. Но самолеты часто дозаправляют. То есть остается топливо с последнего рейса. И все, включая службы аэропорта, возможно ориентируются на бортовой компьютер.

+-1
ответить

alexlex777➦Виктор Джонг16.02.23 23:01

Ответ не понял. Бортовой комп всегда принимает сигнал с с датчика топливного бака. Переводит данные в человеческий интерфейс. И показывает. Человек судит о количестве топлива именно по показаниям, а не по фактическому наличию топлива в баке. Что вым в этой цепочке показалось необычным?

+2
ответить

Valentine D➦alexlex77716.02.23 23:32

Самолёты заправляют не по показаниям компьютера, а по литрам заказанного топлива. Количество залитого топлива показывает счётчик на бензозаправщике.

+0
ответить

Виктор Джонг ★★➦alexlex77717.02.23 01:56

Что у Вас датчик неисправен топливного бака а Вы всё какие то забавные параллели проводите. В самолёте датчиков несколько - по числу ёмкостей, и чтобы взлететь с пустыми баками надо быть просто конченным ебланом, а не искать объяснение в разнице британской и метрической систем мер.

+0
ответить

Ursus_sp16.02.23 16:37

На самом деле это история не про идиотов или долбоклювов, а про системную ошибку.
Пилот не только не хотел действовать правильно, но и не понимал как действовать правильно. Он просто не прошел обучение, ну не умеет он этого.
Вы наверняка видели как люди пытаются "ускорить" закрытие дверей лифта многократно нажимая кнопку с номером этажа, видели же? Они долбоклювы? Нет. Они просто не знают как работает лифт, какие сигналы идут к блоку управления, и как он их обрабатывает. Вот если такое делает мастер по эксплуатации лифтов, то он - долбоклюв.
Да, я про системную ошибку - она в том что компания не проверяет квалификацию своих пилотов, полагаясь только на наличие лицензии. Вы думаете только с пилотами в Пакистане такое происходит? Да боже мое, половина врачей терапевтов не могут толком диагностировать воспаление аппендицит, а четыре пятых профессиональных водителей не понижают что такое октановое число.
Современный мир это мир неквалифицированных людей на позициях требующих высокой квалификации.

+10
ответить

Maxx77➦Ursus_sp16.02.23 17:31

Водителю достаточно какой бензин нужен его автомобилю, а состав бензина это не его сфера деятельности и компетенций.

+3
ответить

Ursus_sp16.02.23 17:50

А зачем водителю знать, что такое октановое число?

-----------

Да, водитель, в общем случае, не должен знать таких тонкостей, если он действует штатно. Но я лично объяснял одному такому профи почему не стоит лить 98 в его личный пепелац. Ситуация была проста как три рубля, он работал личным водителем, и на деньги хозяина заправлял и хозяйский мерс, и свой опель. Поскольку деньги были не его, он лил 98, и радовался что его ржавый хлам бодрится что что кошак от валерьянки. Пришлось объяснить возможные последствия.

+0
ответить

Lokk➦Maxx7716.02.23 18:08

)) довольно много историй и даже видео как водитель вообще не в курсе где у машины бак, какая разница между дизелем и бензином кроме диаметра заправочного пистолета, да и вообще что автомобиль заправлять нужно. В основном прекрасная половина, да...

+-5
ответить

alexlex777➦Ursus_sp16.02.23 19:48

Я сейчас сделал запрос "вредно ли для двигателя слишком высокое октановое число"ю И оказалось, что есть много мнений и теорий. Поэтому вывод простой - действовать согласно инструкции.

+-1
ответить

alexlex777➦Lokk16.02.23 19:52

Это очень смешные истории. На практике практически ВСЕ женщины в той же Германии водят и сами заправляют машину.

+3
ответить

Lokk➦alexlex77716.02.23 20:22

И тем не менее - случается. У водителя, который прошел медкомиссию и сдал экзамены на право управления автомобилем. Не знаю как ADAC в Германии, а RACC в Испании периодически дозаправляет а/м на трассах, где от колонки до колонки максимум 50 км ну и притаскивает отравленные не своим типом топлива машинки на сервис. Рассказывали и про бензин в бачке омывателя, так что нет предела совершенству.

+0
ответить

Дикий Запад ➦Ursus_sp16.02.23 20:49

Да не было бы последствий, разве что на ваших заправках октановое число каким-нибудь нафталином повышают :) Просто это дорого и бесполезно.

+1
ответить

Виктор Джонг ★★16.02.23 21:38

Да вообще - тип горючего его машины, и правда, зачем? Когда на самокате...

+0
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Ursus_sp16.02.23 22:58

А я вот до ноября прошлого года не подозревал, что мне требуется высокая квалификация при управлении дверями своего подъезда. Надо внести-вынести шкаф или диван - открываешь вторую створку двери, припираешь мусорной урной.

Так все и было месяцами в новом доме, куда я переехал. Пока активисты подъезда не установили дверь-робот. Код всем сообщили, и вроде удобно, если сил нет дверь открыть самому - она сама открывается при нажатии кода, сама и закрывается.

Тут же возникли проблемы: кодовую дверь поставили против бомжей, которые повадились ночевать на незаселенных еще этажах. Фишка робота им понравилась - он думает секунд десять, прежде чем закрыть дверь. Вполне достаточно, чтобы вошедший удалился, и можно вприпрыжку проскользнуть вслед из ближайшего укрытия.

Но главная катастрофа ждала всех жителей именно на вносе большегабаритки: все как привыкли подпирать дверь урной, так и подпирали. А робот от этого оказывается свихивается и ломается - он пытается закрыть дверь, а ему не дают!

Чуть все морды не набили друг другу.
- Блять, опять! Чувак, ты попал на 25 тысяч, если оно опять пизданется. Ты чего, форума не читаешь? Сто раз уже объяснял - не надо запирать урной дверь! Нужно подпрыгнуть и нажать вот эту кнопочку!
- Нихуясе у тебя прыжок! Баскетболист что ли? А мне что, стремянку тащить? И хрена мне читать ваш форум, вы его засрали весь сотнями сообщений. Мозгов не хватило объяву на двери повесить?
- Так вешал! Срывают!

Помимо этих человеческих драм, робот иногда решает зависнуть просто так. Каждый раз я рад, что удалось войти в свой парадный подъезд, а не обходить с заднего двора в дверь нормальную.

+5
ответить

Ктототам➦Некто Леша11.11.23 18:07

Радуйся ещё, что он не убивает человеков.

+0
ответить

Хренонимус 16.02.23 15:50

"Пиздец - суперпозиция маловероятных факторов";
"Два дебила - это сила";

Совпало, что два дебила сели за штурвал живучего самолета... Печально.

+3
ответить

Ost16.02.23 14:39

Весьма странный повод позубоскалить.

+3
ответить

s368➦Ost16.02.23 15:02

>Весьма странный повод позубоскалить.

Профессиональная девиация :(

+4
ответить

Serge3leo➦Ost16.02.23 15:07

Это не зубоскальство, а, типа,пересказ расследования.

"И пилоты, и диспетчеры не соблюдали протокол. Пилот проигнорировал указания авиадиспетчеров, а они, с другой стороны, не проинформировали пилота о столкновении двигателей с землей", — сказал Хан. Министр также сообщил...

+4
ответить

Ost➦Serge3leo16.02.23 15:20

Оно понятно, что пересказ. Место для пересказа не самое подходящее.
Кста, одну "пикирующую" посадку, по ощущегиям явно с превышением дозволенных углов и скоростей ощущал и сам. ТУ134 , армянский экипаж, посадка во Львове. Неприятные озущения.

+1
ответить

Пьяный повар16.02.23 13:29

Включу режим зануды. И шаттлы, и Буран садились в автоматическом режиме. Даже гражданский лайнер умеет садиться на автопилоте при оборудовании аэродрома системой ILS. Собственно потому паки в Европе нормально и летали.

+3
ответить

Дикий Запад ➦Пьяный повар16.02.23 21:00

Поищите на ютюбе "Mentour Pilot". Там недавно был описан случай, как автоматика вывела ероплан на посадку между двумя полосами - один из наземных передатчиков был так завален снегом, что в обработанных сигналах появилась ошибка... Наверное, там вычисляется разность фаз, как в старых системах вроде LORAN.

+1
ответить

Пьяный повар➦Дикий Запад16.02.23 21:30

То, что автоматика вывела, не противоречит тому, что автопилот умеет сажать

+2
ответить

Дикий Запад ➦Пьяный повар16.02.23 23:32

А автопилот в современных самолетах - это только часть автоматики. Куды бечь - указывает другая часть, а автопилот в зависимости от режима либо выводит на указанный курс и контролирует скорость, либо держит высоту и скорость набора/снижения, либо еще что-то. А посадить - да, может... там, где остальная аппаратура укажет. Например, между полосами :)

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru