Только дети в царской России, трудились на заводах и фабриках капиталистов за гнилую похлебку и дырявую крышу.
"ВОДА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Вода есть мокрая жидкость, появление которой на земле относится к доисторическим временам. Сначала воды на земле было не очень много, но после того, как по повелению господа был устроен всемирный потоп, её стало на земле более самой земли, и с той поры она, никуда не стекая, так и остаётся в болотах, озёрах и морях. Скопляется вода только в низких местах, а на высоких удержаться не может, потому что она жидкая. Если её налить на вершину горы, то она скоро вся стечёт вниз, поэтому подножия гор всегда бывают окружены морями, озёрами и болотами. Если налить её на апельсин, то она тоже не удержится на нём, а вот на земле она держится, хотя земля круглая, как апельсин... Все реки также текут сверху вниз, потому что они начинаются на высоких местах и вследствие жидкости воды. Если её даже просто пролить на пол, то и тогда она потечёт туда, где ниже, а не наоборот. Её очень просто отличить от масла, потому что она летом не застывает, а масло застывает и летом, если его поставить в погреб. Постное масло больше похоже на воду. В болотах вода грязная, в морях солёная, и потому её не пьют, пьют только воду из рек, но и то только там, где нет водопроводной воды. Пить воду вредно, потому что можно простудиться, — более полезно пить чай, кофе и квас... Вода также служит для путей сообщения, и те государства, у которых много воды, отличаются высокоразвитой торговлей, — таковы из древних Финикия и Греция, а из современных — Англия. В воде любят жить рыбы. По воде очень удобно возить товары на особых кораблях, которые называются флот, но пешком ходить по ней нельзя, потому что она жидкая и расступается от ног, и человек тонет. В природе вода является — летом в виде дождя, отчего на земле бывает грязно. Когда идёт дождик, он прежде падает на крыши домов, а оттуда стекает ручьями на землю. Во время дождя взрослые выходят на улицу в калошах и под зонтиками, а дети сидят дома, и им бывает очень скучно. Зимой дождь замерзает и падает на землю в виде снега, отчего бывает холодно. В жизни человека вода нужна для разных надобностей: в ней заваривают чай, из неё варят суп, ею умываются, и когда умываются с мылом, то она, попадая в глаза, больно щиплет их. Из мыла с водой хорошо выходят пузыри. Для того, чтобы сделать пузырь, разводят в воде немножко мыла, берут соломинку и, окуная её в эту жидкость, дуют в неё осторожно. На конце соломинки выдувается большой, красивый, разноцветный пузырь и, отрываясь от соломинки, летит в воздухе, пока не лопнет. В воде также стирают бельё, водой моют полы в комнатах, и от воды простужаются, если пьют её вспотевши. Ещё в воде купаются, и некоторые тонут. Таким образом, мы ясно видим, что значение воды в природе и в жизни человека очень важно"
http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/proza/rasskaz/voda-i-ee-znachenie.htm
Алексей Максимович Горький, живя в то время, высмеивал эти "глубокие" темы гимназических сочинений, а мы эти темы через 120 лет глубокомысленно обсуждаем :-)
Однажды мой сын написал сочинение. Я ему накануне рассказала библейскую историю про исход евреев из Египта. Надо было описать картину Степанова "Журавли летят", 1891. У ребенка возникли ассоциации, связанные с иммиграцией в Израиль и США. Я не виновата, это уже -- не я! Меня вызвали в школу. Показали сочинение. Я, как водится, ржала и плакала. Учительница грустно сказала мне, что если такое сочинение дойдет до районо, ее уволят, а в сталинские времена ее бы просто расстреляли.
Второй абзац сочинения, описывающего картину, начинался со слов
Евреи...
НМ ★★➦sailfish• 23.09.22 02:08
Так на картине евреи в Израиль "пилят", или уже до США добрались через Берингов пролив?
Напомнило вновь промелькнувший недавно баян насчет школьного сочинения про зайца, сбежавшего с шубной фабрики и засмотревшегося на свободе на осенний листочек с мыслью "Красота-то какая!"...
Там в сочинении, насколько я помню, было про поиски Земли Обетованной, и что в конце концов они доберутся до США и будут счастливы там.
Как все-таки хорошо, что мы живем в свободной стране)
Со старших классов начинается промывание.
А, потом "Маруся, раз, два, три.... " и попилил в мясорубку за царя и отечество.
Ничего не меняется в России.
Некто Леша ★★★★★• 22.09.22 15:21
Мой дед, Алексей Андреевич Федоров, 1900 года рождения, успел к 1917 закончить дореволюционную московскую гимназию, знал латынь, древнегреческий и французский. Проникнув в руководство Северо-кавказской железной дороги в 30-х, диктовал приказы и распоряжения, задумчиво ходя по кабинету, двум машинисткам параллельно - одна набивает, другая слушает следующую фразу. Приказы при этом могли быть на совершенно разные темы, в готовых четких формулировках, в правках потом редко нуждались. Немногие министры и ректоры сейчас на такое способны, несмотря на все свои высшие образования и ученые степени. Обычно они дают общие ЦУ (ценные указания) своим референтам и спичрайтерам. То, что они при этом произносят, в печатном виде лучше наверно не видеть.
Некто Леша ★★★★★➦igberg• 22.09.22 19:07
Да, как и все руководство этой дороги. В августе 1937. Но выжил, из лагерей вернулся вскоре после смерти Сталина и меня успел на руках покачать младенцем, скончался в 1969.
НМ ★★➦Некто Леша• 22.09.22 23:08
При всем уважении - вряд ли Вашего деда учили диктовать двум машинисткам одновременно именно в гимназии...
Некто Леша ★★★★★➦НМ• 22.09.22 23:41
Нет, конечно, там учили сызмальства думать и писать быстро, на хорошем уровне. Иначе было затруднительно изучить три языка, античное наследие и последующую изобильную литературу, свободно писать свои сочинения по ней в духе тем, указанных в этом меме. Среди руководства этой железной дороги, с большевистским стажем, дед слыл исключительно образованным человеком, просто закончив гимназию - большинству революционных юношей на это не хватило ни времени, ни прилежания. Ленин со своим высшим казанским образованием экстерном и Сталин со своей семинарией тут были гигантами мысли и эрудитами необычайного масштаба. Дед со своей московской гимназией за плечами закончил Гражданскую войну 22-летним то ли командиром бронепоезда, то ли заместителем командира бронепоезда по технической части (тут семейные предания дочерей его разнились). На фоне задач передвижения этого бронепоезда в условиях разрухи, или сочинений на темы трудов Аристотеля, Платона или Бальзака, прочитанных в подлиннике, диктовка двум машинисткам поочередно каких-то рутинных приказов была не слишком сложной задачей :) Вряд ли этому потом его специально учили советские преподаватели.
Некто Леша ★★★★★➦sailfish• 23.09.22 00:46
Я уж не помню, кем он там вышел по следствию НКВД - немецким шпионом или парагвайским. Но именно что проник.
НМ ★★➦Некто Леша• 23.09.22 02:01
Леша, умение диктовать два разных документа одновременно - это не показатель качества гимназического образования, это особенности нервной деятельности Вашего деда. Сто тысяч других гимназистов (включая моего деда) этого не умели делать.
Некто Леша ★★★★★➦igberg• 23.09.22 02:17
В КНР даже превзошли в эпоху культурной революции, там насчитали около 100 миллионов репрессированных. Кампучии и России такое было не по силам, населения маловато. Но вообще жуть история моего рода по всем линиям, как и многих других. Жалко, что процесс типа Нюрнбергского по большевикам не состоялся. Мой московский прадед был обыкновенный владелец трактира, человек среднего достатка, в семье 13 детей. Кто в Гражданскую погиб, кто от чахотки, кто от испанки после революции, кто-то вероятно даже смог эмигрировать - сведения об этом смутны, потому что дед поссорился с семьей, которую посчитал слишком зажиточной и чуждой идеалам революции. У него было трое дочерей, последняя из них моя мама, рожденная в январе 1937, за полгода до его ареста. Три ребенка - это уже было много по понятиям 30-х, но должность заместителя Северо-Кавказской железной дороги давала жилплощадь, которая до революции была по силам обычному трактирщику, его отцу. Накануне ареста дед жил в просторном доме на Советской улице в Ростове-на-Дону. До революции этот дом принадлежал богатому армянскому купцу, тоже многодетному. Судьба его неизвестна, но в целом понятна - в 1920-е в этом доме располагалось сначала отделение ЧК, потом дом для беспризорников.
По уральской линии моего рода - всё на свой лад, но примерно то же самое с точки зрения почти поголовного истребления многодетного рода. Реально как будто Пол Пот поработал. Дед по отцу выжил не просто по случайности, а весьма изобретательно пару десятков лет скрывался от ареста. Хотя ничего криминального в деятельности этой семьи не было, просто имели свое основательное крестьянское хозяйство и оказались слегка зажиточными по меркам 30-х. Сгинули в лагерях, хотя были бы полезнее на фронте.
Следующее поколение - у моих родителей двое детей, уже красная демографическая черта продолжения рода. По другим ветвям - от 0 до 1. У меня единственный сын. С 1960-х это стало нормой в стесненных советских городских условиях. Здоровый некогда могучий народ превратили в могикан каких-то. В 90-х вообще яма, стало не до детей. С нулевых помаленьку возрождаемся. Но кого ни спроси из более-менее успешных и способных сограждан - везде то же самое. Потомки многодетных родов дореволюционной эпохи, деды выжили чудом недобитыми, далее норма 0-2 ребенка. Звание матери-героини, то есть 10 детей и более, изобрели наверно в 60-е. До революции это было нормой успешного крестьянского и мещанского сословий. Крах СССР тут не особенно помог, скорее наоборот. Излишний достаток при финансовой нестабильности - это повод для множества удовольствий и соблазнов, родить и воспитать ребенка явно не из их числа. Бедность - тем более не причина заводить многодетную семью. Народ в коллективном презервативе, недостатки которого легко исправляются мини-абортами.
Судьба тех, кто это устроил начиная с 1917 - всех этих чекистов и карателей, разъяренных нацменов и пламенных революционеров титульной национальности, беднейшего пролетариата и рукожопой части крестьянства, стукачей и карьеристов - демографически примерно та же самая. Частично перестреляли друг друга в 20-30-е, частично спились, частично эмигрировали. Обычно 0-2 ребенка независимо от судьбы. Кого ни возьми даже из самых звездных и успешных. Алла Пугачева тут разве что удивила, родив пару близнецов от суррогатной матери из своих яйцеклеток. Но такое дано не каждому. В дореволюционной России как-то обходились без этого.
Некто Леша ★★★★★➦НМ• 23.09.22 03:01
Я думаю, это сочетание тренировки, упертости и общего разгона нервной системы на решение сложных задач. После вольного сочинения по Аристотелю, написанного стремительно на заданную тему - что может быть проще надиктовать паре машинисток поочередно пару распоряжений, кто за что отвечает, кто чего должен сделать и к какому сроку. Я думаю, каждый ученик, закончивший дореволюционную гимназию с отличием, был на это способен. Просто не каждому доверили пару машинисток.
У меня самого был период пару лет назад, когда я вдохновенно диктовал по вотсапу сообщения для коллег и партнеров длиною до тех минут в режиме потока сознания, свежих новостей и брейн-шторма. Сначала стеснялся, но быстро вошел в общий темп и появилась способность - это считалось нормальным. Потом наступило автоматическое распознавание звука в текст, и стало нормой этим пользоваться, расставлять запятые и редактировать. Но и сейчас за две минуты игры в бадминтон симпатичной девушке в купальнике после купания в родниковой ледяной воде я наговорю ключевые тезисы очередных глав своего романа лучше, чем если бы корпел над ними пару часов сидя на жопе в уютном кресле. Это никакие не особенности нервной деятельности, это наш природный дар и элементарный менеджмент - предупредить и вдохновить девушку, включить микрофон на смартфоне.
Последние мои записи был такие - девушка бежала на скандинавских палках со скоростью 10 км/ч, а я неторопливо катил рядом на велике, любовался красками осени и вдохновенно рассказывал. Что я, уникум какой-то? Обыкновенный человек, просто создавший себе условия и среду. С двумя расторопными восхищенными машинистками мне было бы приятнее, но и единственный диктофон на смарте их вполне заменяет. В сочетании с реальной прекрасной собеседницей, разумеется.
Warlock➦igberg• 22.09.22 21:27
А Вы?
Я как-то пытался пройти онлайн тест егэ по математике за 9 класс. Он выдал мне 44 вроде% ±
Да и фиг бы с ними, вот только я в ФМГУ поступал на бюджете.. Либо я отупел, либо вопросы такие?
По возрасту не прохожу :) Так что приходится довольствоваться ФМШ и ММФ :(
НМ ★★➦big_andy• 22.09.22 23:18
Черная икра была лучше.
Лучшая белужья икра стоила по 1.60 руб за фунт (1913 г.)
А что они писали, когда выбирали тему "Какие предметы составляют богатство России и почему"? Сейчас-то это самая простая тема..
finnn ★➦hop za za• 22.09.22 14:21
Ой, да ладно! Любого русского предпринимателя можно было спросить. Того же Нобеля, например...
hop za za ★➦finnn• 22.09.22 14:27
Исходя из других тем, вопрос все же был не о ценностях материальных..
НМ ★★➦hop za za• 22.09.22 16:47
"вопрос все же был не о ценностях материальных..."
Вы значение русского слова "предмет" - понимаете?
hop za za ★➦НМ• 22.09.22 17:47
Прекрасно понимаю ;) У меня и в школе и в ВУЗЕ по всем ПРЕДМЕТАМ были хорошие оценки. Изучали не только табуретки..
НМ ★★➦hop za za• 22.09.22 23:00
Ну и какой предмет составлял богатство России: сопромат или начерталка?