Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1319377

«Однажды в Новосибирске»: как истребитель сквозь игольное ушко прошёл

Однажды в Новосибирске военный лётчик, ас-истребитель совершил отчаянный, сверхрискованный поступок, который сегодня называют легендарным. Самого же пилота, этого «сибирского Чкалова», одни считают настоящим героем, другие же — просто воздушным хулиганом.

Событие. Как в кино

14 июня 1965 года лётчик Валентин Привалов на боевом реактивном истребителе МИГ-17 пролетел под Октябрьским мостом через реку Обь — всего лишь в метре над поверхностью воды. Так, он, дескать, повторил знаменитый трюк Валерия Чкалова — пролёт под Троицким мостом над Невой, которого на самом деле не было. Красивая кинолегенда, известная по фильму Михаила Калатозова. Впрочем «подвиг» Привалова тоже оброс легендами, да так, что и даты пролёта называют разные: и 3, и 4, и 14 июня.
Как это было. Сумасшедший под мостом

К пролёту Привалов готовился. Он якобы даже несколько раз проплыл под мостом и замерил ширину между опорами и высоту от воды до проезжей части. И вот, как пишет множество источников, жарким июньским днём, на глазах у изумлённой публики, над Обью, резко снижая высоту, неожиданно возник самолёт. Он выровнялся над самой водой и пошёл к Коммунальному мосту. Истребитель вошёл в створ центральной арки моста, вынырнул с другой стороны и резко, «свечой», ушёл вверх, уклоняясь от встречи с фермами железнодорожного моста. По словам Константина Голодяева из музея Новосибирска, задача Привалова была далеко не из простых.

«Конечно, условия полёта зависят от многих причин: ветер, масса самолёта, мастерство лётчика. Но, как ни крути, риск огромен во всех случаях — небольшое движение штурвала — и ты уже в опоре моста или в воде, а в нашем случае, надо было ещё грамотно подняться, ведь через 950 метров от Коммунального следующее препятствие — железнодорожный мост через Обь», — поясняет Константин Голодяев.

Кстати, 950 метров на приваловском МИГе — это пять секунд. За этот фортель Привалова хотели отдать под суд, и, пожалуй, правильно бы сделали. Одному богу известно, чем могло закончиться такое лихачество. Но судьбу воздушного хулигана решил тогдашний министр обороны СССР маршал Родион Малиновский. Он простил лётчика, приказав не наказывать его, а «дать отдохнуть». Привалова вновь допустили к полётам и даже из партии не исключили.
Личность. Рождённый летать

Валентин Васильевич Привалов родился в 1935 году в деревне Пятница в 60 километрах от Москвы. С 10-го класса он стал заниматься в московском аэроклубе, а после школы закончил Армавирское лётное училище. В 20 лет Привалов уже был лейтенантом морской авиации на Балтике. В 1965 году он служил в звании капитана ВВС в Красноярском крае, в Канске, в Новосибирске он был в командировке.

Истинные мотивы отчаянного поступка Привалова по сей день остаются загадкой. Одни говорят, что это был спор, другие — что попытка покорить сердце возлюбленной. Третьи утверждают, что это был протест против «рубок» и сокращений в лётных рядах: хотел, мол, доказать, что высшему руководству не искоренить чкаловских традиций и пилотской лихости.

Так или иначе, но после ЧП, которое прогремело на всю страну, Валентину Привалову удалось избежать наказания. Он дослужился до звания подполковника и должности заместителя командира полка. В 42 года его подвело здоровье, и он перешёл в диспетчерскую службу гражданской авиации. За четверть века он наработал на почётный знак «Отличник воздушного транспорта».
Эхо в истории. До и после Привалова

От легендарного полёта Привалова истории достался один единственный якобы фотоснимок, а в действительности, конечно, фотоколлаж. Ведь это было бы невероятно, если бы кто-то запечатлел сам момент пролёта: это сейчас фотокамера есть почти в каждом мобильном телефоне. Специально появления над Обью приваловского истребителя, конечно, никто не ждал. Акцию не анонсировали, никаких самолётов там вообще не должно было быть!

«Данную „фотографию“ сделал по заказу музея Новосибирска его дизайнер Евгений Социховский. Причём, намеренно с нарушениями пропорций, чтобы никто здравомыслящий и подумать не мог, что это реальность. Масштабы самолёта на фотографии сильно преувеличены относительно моста, а угол пролёта предполагает его выныривание из воды. Тем не менее одни в фотографию поверили, а у других, более внимательных, коллаж сразу вызвал ощущение неправды и создание очередного мифа. Но это реальный случай, в отличие от пролёта самого Чкалова, выдуманного для фильма „Валерий Чкалов“. Во всяком случае, в личном деле лётчика такого случая не зафиксировано. Но вот лётчик Евгенией Борисенко во время съёмок фильма действительно на гидросамолёте Ш-2 сделал шесть дублей пролёта под Троицким мостом в Ленинграде», — рассказывает краевед из музея Новосибирска.

В подлинности истории Привалова сомневаться не приходится, её зафиксировали советские газеты. Но вот в чём штука: до сих пор принято считать, что ни одному лётчику в мире ещё не удалось повторить трюк Привалова. Однако, как выяснил Константин Голодяев, это совсем не так. Более того, Привалов был даже не первым, кто пролетел под мостом на реактивном самолёте. Это сделал шестью годами ранее «безбашенный» американский коллега советского аса.


«Правда, это был не истребитель, а реактивный бомбардировщик „Боинг-47“. Этот хулиганский пролёт совершил успешный, опытный лётчик американских ВВС, 39-летний капитан Джон Лаппо, и произошло это в Мичигане, под висячим мостом Маккинак. Ранним утром 24 апреля 1959 года, тоже возвращаясь на базу после выполнения учебного задания, над озером Мичиган Лаппо снизился до высоты 23 метра и пролетел под новеньким мостом Маккинак. От воды и пролёта моста 60-тонный самолёт отделяло по паре десятков метров. Длина основного пролёта моста Маккинак — 1158 метров, просвет от проезжей части до воды — 50 метров. Для сравнения, ширина пролёта Коммунального моста в Новосибирске — всего 127 метров, а высота — 30 метров. Согласитесь, что это игольное ушко вдесятеро меньше. Но зато у бомбардировщика почти в 4 раза больше размах крыльев —35 метров против 10 МИГовских. Почти на 100 км выше скорость сваливания — 308 км/ч против наших 220-230. То есть лететь он должен быстрее, либо упадёт, хотя крейсерная скорость, конечно, в проигрыше. Но кто ж на крейсерной да под мостами летает!»

Константин Голодяев, сотрудник музея Новосибирска

От тюрьмы капитана Лаппо спасли прежние боевые заслуги и награды. Он отделался выговором и штрафом. Но за штурвал военного самолёта авиахулиган сесть уже не смог, хотя и прослужил в ВВС ещё 13 лет, и ушёл на пенсию в звании подполковника. Удалось отвертеться от сурового наказания и англичанину Алану Поллоку. Его просто уволили. Лётчик Королевских ВВС на истребителе на скорости почти 500 км/час сначала трижды облетел здание Парламента, покружил над мемориалом Королевских ВВС на набережной Виктории и пролетел под верхней частью Тауэрского моста в Лондоне. И было это через три года после Привалова.
+133
Проголосовало за – 238, против – 105
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
28 комментариев, показывать
сначала новые

oleg67 08.05.22 05:22

Наши пилоты - самые безбашенные в мире :)

+-1
ответить

Оби Ван Киноби ★★➦oleg6708.05.22 08:30

Красота:)

+-1
ответить

Гомо гомо зек08.05.22 04:16

Зашибись чо.

С одной стороны, он рискнул самолетом, мостом, всем что было на мосту и наименее ценным в этой истории - собой.

С другой, при успехе он получал... Ничего?

Крутой план, надежный как швейцарские часы.

+4
ответить

Russo_Turisto08.05.22 00:35

В этой истории - вся Роисся. Какой-то идиот рисковал собственной жизнью и жизнью многих других людей. Ради чего? Оказывается, на спор либо из-за любви. И, мало того, его даже не наказали, а дали отдохнуть. Теперь другие идиоты описывают нам его "героический" поступок и жизненный путь. Интересно, что бы они сказали, если б этот летчик убил бы пару сотен россиян на мосту?

+-2
ответить

Виктор Джонг ★★➦Russo_Turisto08.05.22 07:24

В оценках "всей Роисси" - тупо такая мелкобандеровская подшконочная склонность к подсирательству, "сам не живу - и вам не дам". У самих подо Львовом в 2002 году лётчики без всякого моста довыёбывались так, что только убитых - 77 человек. Но никто не говорит о том, что "в этом вся Украдина" или как её ещё обозвать.
Но в адрес "Роисси" проехаться для подонка - святое, даже если и выглядит такая выходка идиотизмом.

+2
ответить

Оби Ван Киноби ★★➦Виктор Джонг08.05.22 08:27

Тоже вспомнил об этом случае, столько жертв было! По идее лётчик, убив столько людей, не должен был катапультироваться.

+0
ответить

Russo_Turisto➦Виктор Джонг08.05.22 12:51

Киса, ты статистику голосований смотрел? Посмотри, маленький, тебе понравится. А уже тогда начинай рассуждать о склонностях. Да, солнышко, в этой истории - вся Роисся. И ничего с этим не поделаешь.
Что касается Скниловской трагедии в Украине в 2002, то, во-первых, в то время Украина еще была ближе к совку (читай - к Роиссе), чем к современной Украине. Во-вторых, пилоты были осуждены и отбыли наказание. Никто не пытался лепить из них героев.
Боюсь тебя разочаровать, но в адрес Роисси нонча проезжается весь белый свет. Весь мир, понимаешь, идиоты и подонки, один Витюша у нас белый и пушистый, обосранный, но с ворованными женскими трусиками.

+-2
ответить

Russo_Turisto➦Оби Ван Киноби08.05.22 12:54

Российские летчики, сбитые в ходе того, обсуждение чего не допускается, почему-то катапультируются. Даже после массовых убийств мирных граждан. Очень, понимаешь, странные люди.

+-1
ответить

Оби Ван Киноби ★★➦Russo_Turisto08.05.22 12:57

"Совка" уже 11 лет не было, Украина уже 11 лет была самостийной. А напомнить, как Украина сбила пассажирский Ту-154 над черным морем в 2001 году? Учения ПВО проводили, пуски ракет проводили.

+2
ответить

Russo_Turisto➦Оби Ван Киноби08.05.22 13:17

Украина начала отрываться от совка только в 2004. До этого все было как в совке, в том числе и ментальность.
Относительно сбитого Ту-154, то не факт, что его сбила Украина. Да, Украина взяла на себя ответственность, и дело быстренько замяли. Учения ПВО проводили совестно с ЧФ РФ, и кто именно запустил ракету знают только военные. Украина выплатила компенсацию, но юридически вину не признала. И Израиль, и Россия на это согласились. С чего бы это?

+-1
ответить

Виктор Джонг ★★➦Оби Ван Киноби08.05.22 22:31

Мало, что лётчиков было два и оба выжили - так и при разборе обвинили во всём диспетчера - они, видите ли, из-за него "ориентацию в пространстве потеряли". "Я сидел за рулём, но машину вела тёща..."

+1
ответить

Виктор Джонг ★★➦Russo_Turisto08.05.22 22:36

Ваш "весь белый свет" - с эсэсовскими наколками и без малейших представлений о человеческом облике. Родились задротами и задротами дохнете, кроме хамства и абсолютно глупых выходок из обитателей "цээуропэйской" дурки ещё имеете абсолютно глупый апломб и претензию на исключительность.

И даже Витюша у вас трусики своровал, что сказать, у пидора трусики его украсть - это серьёзное преступление. Это прям как правду ему сказать кто он и почему.

+1
ответить

Russo_Turisto➦Виктор Джонг09.05.22 13:59

Витюша, будь мужиком, прекрати истерику. Я понимаю, как это неприятно - напасть на заведомого более слабого, и так получить по морде, что еще большой вопрос, выживет ли твоя убогая страна. Держись, малыш. Не будь бабой. Учись отвечать за свои поступки, и достойно проигрывать. Это то, чего ты никогда не умел. Настало время научиться.

+-1
ответить

Виктор Джонг ★★➦Russo_Turisto09.05.22 14:35

Из подземелья Азовстали пишешь, надеюсь?

+1
ответить

васька ★★07.05.22 22:58

-Вы рыбов показываете?
-Да, но сначала глушим.

+1
ответить

mikondr07.05.22 15:20

Такие лихачи и доминируют в реальной войне...

+-3
ответить

Виктор Джонг ★★➦mikondr08.05.22 07:18

Да щаззз.
В войне побеждает слаженность подразделений, дисциплина и личная уверенность в своей правоте, именуемая мужеством. Любые распиздяи, самолюбцы и "герои" на войне долго не живут, даже, можно сказать - прямо до первого случая "попробовать". Причём - за некоторые выходки - не убил враг - грохнули свои.

+0
ответить

xvert07.05.22 13:17

В Новосибирске больше помнят другую историю.
"..46 лет назад советский летчик решил отомстить жене, и протаранил на АН-2 дом, где она жила. В жену он не попал, зато убил шестерых других людей, включая нескольких детей. Информация об этом была засекречена в течение 20 лет, а жилой дом восстановили и он стоит до сих пор.."https://images.app.goo.gl/Zt8yCJS1g1rGRyy66

+13
ответить

Оби Ван Киноби ★★➦xvert07.05.22 14:00

Что вы за ссылку привели? Не вирус случайно? Не открывается.

+-1
ответить

beglets➦Оби Ван Киноби07.05.22 15:20

Ещё не всё рассекретили, потому и не открывается.

+5
ответить

oleg67 ➦beglets07.05.22 15:39

С тараном пятидесятилетней давности самолётом АН-2 в хрущёвку на улице Степной всё давно ясно. Чего-то секретить там уже нет.
https://www.nsk.kp.ru/daily/28335.5/4480120/

+1
ответить

Laura➦xvert07.05.22 15:47

Не знаю, как засекречено, но в Новосибирске по этот случай каждый знал

+1
ответить

Гарик О ➦xvert08.05.22 07:54

Да, почти 46 (осень 76-го)
Помню этот день, после учёбы бегали смотреть, что от дома осталось. Но уже всё задрапировали. А вот чем — хоть пристрелите, не помню.

+0
ответить

beglets➦oleg6708.05.22 14:50

...А Вы умеете хранить секреты? Дык вот, промеж нас: это -- вроде как юморной сайт. И многие даже пытаются шутить. И даже я иногда пробую. Токмо -- тс-с-с, шоб нихто не догадалси. )))))

+0
ответить

oleg67 ➦beglets09.05.22 05:10

Сорри за недопонимание) Народ разный тусуется

+0
ответить

Старый как дерьмо мамонта07.05.22 12:26

Вспоминаем точные попадания в центр башен-близнецов на тяжёлых неманевренных авиалайнерах, ведомых непрофессионалами, и перестаём удивляться пролётам самолётов под мостами. Это запрещено, но не невозможно. В Microsoft Flight Simulator каждый мог оценить, насколько это сложно или не сложно. Сложности есть, это мощный звуковой удар под мостом и как правило помехи за мостом.

+2
ответить

MikeS07.05.22 18:24

..или - вниз...

+1
ответить

Виктор Джонг ★★08.05.22 07:14

Дело не в ширине моста, а в так называемом "экранном эффекте" - в приземном слое подъемная сила увеличивается за счёт отражения воздуха от поверхности. Но на скорости реактивного истребителя это вряд ли даже почувствовать сумеешь, там, скорее всего не было "пике с выходом, а горизонтальный полёт с набором высоты после моста.

То, что придурок мог какого-нибудь незадачливого рыбака убить или мост с людьми раздолбать - придурка, как я понимаю, не беспокоило. Так что правильно таких ебанутых убирают даже за куда меньшие прегрешения - даже если талант пилотирования от бога - умственная хромота - вполне полноценное противопоказание к полётам.

+1
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru