Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1312842

Писал недавно про АН-12, а в комментах вспомнили про вертолеты… Вот и решил написать, пока вспомнилось. Рекламой не является, повторять можно только при подходящих условиях:)
С вертолетами связано многое! Заброски по 5-6 часов в одну сторону, иногда больше суток на борту проводили (когда как-то раз в тумане промежуточную топливную базу потеряли). Нетерпеливое ожидание их, скоростные погрузки и разгрузки под рвущими воздух винтами, полеты зимой с открытыми иллюминаторами и подвязанными веревочками створками… Чудесный аппарат – вертолет!
Летали в основном были на вертолетах военно-транспортной авиации, МИ-8, гражданские по разным причинам не могли обычно долететь туда, куда нам надо :)
Военным вертолетчикам я могу долго петь дифирамбы, достаточно сказать, что один из них стал моим лучшим другом и мы с ним по жизни идем уже более 20 лет. И именно он помог мне понять, что вертолетчик – это образ жизни (как и геолог, конечно!).
Не буду писать про места и приводить фамилии, и даже имена все изменю (пусть будет Степа) – все еще работают и летают.
Как-то мы торчали на базе, ждали самолета. Звонит друг Степа: «Мы сейчас за рыбой летим в поселок, хочешь с нами?». Я на вертолете всегда готов летать, потому что всегда с него много фотографирую. Добираюсь до аэродрома. МИ-8 уже прогрет, запрыгиваю – взлетаем. В вертолете только экипаж, Степа слева (командир), справа Петя, бортмеханик уступил мне свое место на скамеечке в проходе в кабину, а сам в пустом салоне подремать залег. Вертолет военный, допуски у ребят соответствующие – сразу встают на нос и с диким ревом горизонтально уматывают с аэродрома в тундру, где набирают высоту уже чуть ли не прыжком. С нами, когда мы для них пассажиры и груз, они конечно так не делали, поэтому я тихо прифигел и вцепился в скамеечку. А эти двое как с цепи сорвались: «Ну что, давай в «Голубой гром» поиграем?!». Я даже спросить не успел, че это за игра, потому что Степа опять ставить вертолет на нос и начинает «облизывать» рельеф на высоте метров 20-30. Скорость под 250 км/час, крен на нос градусов 25-30 (по ощущениям – стоим вертикально на носу!) и вертолет несется над дном долины. Минут через 10, когда у меня одеревенели руки, а алюминий скамейки начал принимать форму ладоней, по долине входим в горы. Долина постепенно сужается, начинает петлять, а эти радуются и летят точно над руслом реки, старательно повторяя ее изгибы. Виды шикарные, но фоткать не получается – нечем, руки заняты. Ближе к верховьям появляется туманчик и вдруг долина заканчивается большим цирком и почти вертикальной стеной за ним! Степа несется вперед и когда я уже вижу, из какой скальной трещины меня никогда не выскребут, вдруг рвет штурвал, вертолет задирает нос и мы чуть не вертикально подпрыгиваем, причем уже в тумане (или облаке, черт их там поймет). Меня со скамеечки чуть не сносит спиной в салон, еле удержался. Вырываемся из облака в солнце, выравниваемся и Степа кричит Петру: «Видал, какой тангаж получился?! Градусов 60!». «Всего 55, я глянул. А в прошлый раз 63 было!». Я кое-как отлип от скамеечки, морда начала принимать менее бордовый цвет, а эти двое ржут: «Че, страшно? Не боись, мы тут тренируемся часто, летаем почти на автомате».
Пейзажи внизу чумовые, снимать бы и снимать, но опять не могу – руки трясутся.
Через полчасика я отошел, и тут мы до поселка долетели. Рыбу погрузили, и с нами еще двое рыбаков обратно напросились. Взлетели, я с рыбаками в салоне, наконец-то снимаю виды из иллюминатора… Бортмех стучит по плечу, в кабину зовет. Степа кричит: «Хочешь справа посидеть? Петя, пусти его». Петр вылезает в салон, я сажусь на его место. Ощущения – непередаваемые! Вид – обалденный! Степа показывает, куда ноги ставить, как штурвал держать (управление сдублированное), демонстрирует реакцию вертолета на движения. Потом убирает руки-ноги: «Пробуй сам!». Педали и штурвал ходят туго, понятно, что управление от меня ограничено, но вертолет реагирует! Пытаюсь подняться и опуститься, поворачивать право-лево… Замедленно, но вертолет реагирует и все получается! Я рулю вертолетом! Степа смеется с моей обалдевшей физиономии, радуется, потом вдруг встает и улезает в салон! Я остаюсь один и тут меня пробивает по полной! Сзади люди, вокруг горы (хотя идем мы над ними), в кабине один… Как я от ужаса не оторвал штурвал – не знаю. Расслабил полностью руки-ноги – летим. Покрутил головой – похоже, Степка включил что-то типа круиз-контроля или автопилота. Если давать усилие – вертолет реагирует, но потом возвращается на курс. Так мы с ним и играли – я подворачивал куда-нибудь, горушку посмотреть или в долинку чуть пониже спуститься, а он потом обратно возвращал нас. Я успокоился, все же круто – вертолетом рулить! Минут сорок мы так летели, уже наш аэродром видно. Тут входит Степа: «Ну как?». «Сказка! Показывай, как садиться!». Он на меня удивленно глянул: «Ты, я смотрю, совсем обнаглел освоился! Сажать буду сам, у каждого свой почерк, мгновенно вычислят, если что не так». Пилоты сели на свои места, я на скамеечку. Садились опять по-военному: подошли на большой скорости и мгновенно вертикально плюхнулись.
Уже когда шли с аэродрома Степа спрашивает: «Ну как, понравилось?». Меня эмоции переполняют, только обнял его за плечи: «Степка, ты самый крутой! Но лучше ты меня вози, а я в земле буду дальше копаться – понимаю, что всему можно научиться, но так, как вы летаете – это родиться надо со штурвалом в руках и потом полжизни учиться!».
Вот с тех пор, чуть-чуть почувствовав на своей шкуре, на летчиков вообще, а на вертолетчиков в особенности, смотрю как на небожителей-счастливчиков: они умеют такое, и видят так, как многим другим не дано! Завидно!
+567
Проголосовало за – 669, против – 102
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
41 комментарий, показывать
сначала новые

Nik Ita30.10.22 16:33

Прошел 30.10 по ссылке на эту историю. Спасибо! Эта история поживее той будет ;)

+0
ответить

Соломон Маркович 10.04.22 14:51

Ну ща заклюют за термины тангаж-шмангаж и не увидят историю а она написана хорошо! Плюс

+0
ответить

Болтабай➦Соломон Маркович10.04.22 16:36

Каштан черемухой покрылся,
Бульвар французский был в цвету...

+-1
ответить

Соломон Маркович ➦Болтабай10.04.22 17:49

Фонтан черемухой покрылся!))))

+1
ответить

Болтабай➦Соломон Маркович10.04.22 20:43

Да?- Шо Вы говорите!

+-1
ответить

Болтабай➦Соломон Маркович11.04.22 10:21

Шайтан черемухой покрылся! Секир-башка несогласным делать.)))

+-1
ответить

Xopoxopb09.04.22 06:12

Даа уж. Веселая история. Особенно понравилось про тангаж 60 градусов, 6 часов полета в одну сторону, круиз-контроль (автопилот), возвращающий вертолет на прежний курс... Ну, а мгновенное обучение пилотированию автора и уход КЭ из кабины во время полета - это конечно чистейшаая правда. Да. И все вертолетчики апплодируют стоя. Уверен, что автор - родной брат Travel1980. Или он редактировал. Чувствуется рука Мастера. Это как "собственный почерк" посадки. С мгновенным вертикальным снижением. Ждем с нетерпением новых историй.

+2
ответить

redaktor ★★➦Xopoxopb09.04.22 07:01

Для меня она скорее ностальгическая уже, не только веселая. Тангаж 60 - со слов КЭ, я в приборах их не секу. 6 часов полета в одну сторону - в чем проблема? Две подсадки на дозаправку - и погнали дальше! Остальное - как был, так и написал:) Как правильно называется ограничение хода штурвала и педалей - не знаю, результат описал, как ощущал. Братом ничьим не являюсь, тем более тут есть кадры, которые меня уже женщиной считают:) У всех свои причуды:)

+1
ответить

Болтабай➦redaktor09.04.22 10:30

Пишите, мадам "redaktor", пишите. Не ограничивайте полет фантазии! Наплюйте на всякие "Как правильно называется ограничение хода штурвала и педалей - не знаю...". И возвыситесь над реальностью до самых до небес!

Уважаемый редактор!
Может, лучше — про реактор?
Там, про любимый лунный трактор?
Ведь нельзя же! — год подряд
То тарелкими пугают
Дескать, подлые, летают
То у вас собаки лают
То руины говорят!

(В.Высоцкий)

+-1
ответить

MikeS09.04.22 02:41

Любое высокопрофессиональное действие вызывает восхищение... помню до сих пор, как меня вставило когда я наблюдал своего первого шефа, который:
а) тестировал меня на профпригодность;
б) писал програмный код - так, что пальцы сливались - и
в) вел переговоры по телефону с клиентом.
Одновременно.
Самый прикол в том, что он был иммигрантом с Ямайки, черным.
С тех пор любые разговоры о "неполноценности негров" меня слегка смешат...

+1
ответить

Tarvas08.04.22 18:13

Вертолеты это души подбитых танков

+1
ответить

alfit08.04.22 15:57

А я то всё не мог понять почему вертолёты так часто падают. Вон оно оказывается почему. Пилоты выеживаются.

+0
ответить

redaktor ★★➦alfit08.04.22 16:01

за 23 года работы того вертолетного отряда, которые были при мне - ни одной (!) аварии

+2
ответить

Comander➦alfit08.04.22 18:04

Как написано в одном дембельском альбоме: лётчики счастливые люди их полёт видит весь мир, их падение скрывает земля.

+3
ответить

Comander➦redaktor08.04.22 18:07

На самом деле тяжёлых лётных происшествий связанных с вертолётами в разы меньше, чем с другой авиатехникой. Как бывший начальник спасательной команды могу это подтвердить.

+2
ответить

redaktor ★★➦Comander08.04.22 18:12

Да, мне мои вертолетчики то же самое говорили

+0
ответить

Болтабай➦redaktor08.04.22 19:44

Мадам, восхищен Вашими умениями управлять разными транспортными средствами, начиная с лисапеда! Надеюсь скоро прочесть Ваш рассказ, как Вам дали порулить рулями глубины на баллистической подлодке, которая подвозила Вас по Северному Ледовитому, так тихонько низом-низом.
Уверен, что управляя вертолетом в обсуждаемой истории, Вы использовали уже наработанный на лисапеде прием "еду на скорости и воплю/бибикаю, чтобы дорогу впереди освобождали" из История №1307800, чтобы в лося не втемяшиться.
Причем управляли Вы не просто так, а пользуясь прибором сонного видения, либо же сладко-сладко зажмурив глазки!
Счастливых полетов во сне и наяву!

+-8
ответить

max32➦Болтабай10.04.22 20:54

"баллистической подлодке"- мощно (как щас принято писать), я теперь ее пуск никак не могу забыть.

+0
ответить

Болтабай➦max3211.04.22 10:19

Главное,- стоп ее мочь вспомнить. А баллистика- всего лишь кусок классической параболы после выныривания.

+-1
ответить

finnn 08.04.22 15:35

Как-то в документальном сериале "Авиакатастрофы" похожая история была. Пилот аэробуса сынишку посадил за штурвал. События все потом по "чёрным ящикам" восстанавливали. 75 человек было в самолёте...

+2
ответить

redaktor ★★➦finnn08.04.22 15:41

что было, то было! но у нас все хорошо кончилось:)

+-1
ответить

Comander➦redaktor08.04.22 18:01

Но то малолетний сынишка. У меня дослуживали несколько парней списанных из авиационных училищ за разные косяки. Так старшие товарищи из Торжка, видя горящие глаза не сбывшихся вертолётчиков давали им, что называется порулить. Даже мне пару раз досталось на месте второго пилота прокатится.

+1
ответить

redaktor ★★➦Comander08.04.22 18:12

Был в Торжке, в том числе в центре подготовки. Во дворе стоял Ми-6, его больше всего запомнил:) Потом его убрали:( Мечтаю Ми-10 увидеть, после прочтения воспоминаний Василия Колошенко покоя не дает!

+0
ответить

Comander➦redaktor08.04.22 18:23

Я в 1987 пожаловался генералу Цалко (он тогда в Торжке был начальником), что нечем ночные мишени обозначать. Обычно это ведро с соляркой и сапог в ней, в качестве фитиля. Он через пару дней пригнал Ми-26 со словами сливай хоть десять тонн.
У меня все бочки и подвесные баки(была такая списанная тара) были наполнены керосином. Командиры и главное вороватые прапорщики на меня потом долго косились.

+0
ответить

redaktor ★★➦Comander08.04.22 18:30

Мой друг освоил МИ-26, говорит, что это супервертолет в сравнении с Ми-8. Я их только видел, летать не довелось. Но у меня стойкий когнитивный диссонанс при виде Ми-26: даже когда вижу, как он летит, не понимаю, как это возможно:))

+1
ответить

Comander➦redaktor08.04.22 18:42

До сих пор, а прошло тридцать с лишним лет отличаю по звуку Ми-8, обоих коров( Ми 6 и МИ-26) крокодила, всякие кашки, а уж буржуйские и подавно. Даже голову не поворачивая. Лет пять назад был у нас в Питере очередной парад ВМФ. Предпарадная суматоха, пролёты военной техники. Июль жара окна двери открыты. Нарастает шум винтов. Я со своего места в офисе неба не вижу, но чётко комментирую типа: пара КА-52, четвёрка МИ-8/МИ-17, одиночный МИ-26, четвёрка МИ-24 и т.д. Смотрю на окружающих, которые в свою очередь смотрят в окно и вижу в их глазах ужас. Типа шаман.

+3
ответить

redaktor ★★➦Comander08.04.22 18:55

Это профессионализм! Профессионал подобен шаману:)

+0
ответить

Pax Slavica ➦Comander08.04.22 21:07

Точно. Чиф-чиф-чиф характерный при зависании. Или фырррр при проходе.

+0
ответить

Бабайкас08.04.22 14:51

Особенно бы круто получилось если бы во время подъёма из долины движок не сдюжил (всётаки нагрузка) При нормальном полёте начиная с определённой скорости и/или высоты даже отказ движка на вертолёте не мешает сеть без жертв.
Но какой же русский не любит лихой "езды" :-)

+1
ответить

redaktor ★★➦Бабайкас08.04.22 14:55

Вертолет был пустой; уверен, что парни так не раз делали:) проверяли меня, негодяи, как потом признались:)

+0
ответить

Pax Slavica ➦redaktor08.04.22 21:02

Как опытный водитель слышат свой двигатель, так и они свод машину знают.

+0
ответить

Болтабай08.04.22 14:50

Не хватает последней фразы " И тут я проснулась.".

+-1
ответить

Magneto08.04.22 13:21

Вы что поженились?

+0
ответить

йцукен08.04.22 13:18

Я Сидел на месте пулемета, это впереди всех, сзади 2 летчика а я впереди. предполетный инструктаж полёт на ПМВ, ну мне стукнуло спросить что такое ПМВ, усмехнулись и пригласили на борт. сидеть впереди и видеть как постоянно падаешь на землю (нос поущеный и оттуда ощущение падения)
на виражах боялся задеть тумблеры рычаги. впечатлений было много.
борт ми-8 мт

+1
ответить

redaktor ★★➦йцукен08.04.22 13:22

вот и я писал про МИ-8МТВ

+-1
ответить

Comander08.04.22 13:13

Охотно верю, у нас основным гостем на полигоне был Торжковский УАЦ. Пилоты там бешенные, у каждого уже тогда десятки боевых вылетов. Работа на полигоне иногда предусматривает привлечение вертушки в качестве крана. Опять таки я в качестве начальника НПСК обязан проводить учения личного состава с привлечением вертушки. Ощущения от полёта с такими ассами незабываемы.

+4
ответить

redaktor ★★➦Comander08.04.22 13:21

во-во!!

+1
ответить

Ts08.04.22 12:27

Правильно - научиться можно всему, но мастером нужно родиться.

+1
ответить

redaktor ★★➦Ts08.04.22 12:55

Именно это я тогда и осознал:)

+1
ответить

Comander➦redaktor08.04.22 19:04

А на счет сажать самому это уже перебор. Самый сложный элемент пилотирования вертолёта на мой взгляд. Взлетал, правда не мордой вперёд, развороты, крены, потому,как на однообразной местности точку самому проще показать,чем объяснить но посадку не доверяли.

+1
ответить

redaktor ★★➦Comander08.04.22 19:15

Да я не спорю:) Поэтому и не сопротивлялся, когда погнали из-за штурвала:)

+0
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru