Часть 1
Лет -цать назад работал я в одной небольшой фирме, которая возила из-за бугра автозапчасти. Человек 10 нас было и два учредителя, которые в дела не лезли, а во всем полагались на наемного генерального директора, человека сурового и грубоватого. Подход у него был своеобразный. Со стороны казалось, что он ни хера не делает. Но правильно держать руку на пульсе – тоже работа. Кабинет его был всегда открыт. Порой проходишь мимо и видишь, что опять сидит в наушниках и лыбится в экран, кино значит смотрит. Реальная власть была у начальника отдела продаж, и ее зарплата существенно превышала директорскую.
Все шло хорошо, и лишь одно омрачало нашу жизнь. Раз в полгода директор приказывал проводить инвентаризацию. И каждый раз выявлялась недостача в несколько тысяч долларов. Бухгалтер, завскладом и кладовщики штрафовались на сумму недостачи. Им сообщали, что теперь каждый месяц будут удерживать из зарплаты. Те взбрыкивали и увольнялись. На их место приходили новые. И так каждые полгода, из раза в раз, пока не пришел завскладом-маньяк. Он, как и положено при принятии склада провел пересчет и получил со всех подписи на актах. Потом стал делать то, что не делали другие –вел свой учет товаров.
Прошло полгода, инвентаризация, оп-па … опять недостача на 10 тыс. долларов.
Маньяк-завскладом поднял свои записи по «больным» позициям, запросил карточки из 1с и пошел сверяться. Первая же цифра ввела его в ступор, и он направился к буху. Не сходились начальные остатки. Товара стало больше, чем когда он принимал. Новый бух тоже оказалась маньяком, она каждую неделю делала архив 1с. Почесав репу, начала открывать архивы базы 1с, и нашла ту, в которой остатки были правильные и стала сверять движение товаров с прошлых периодов с текущей базой.
И выяснилось, что по нескольким накладным изменилось количество отгруженного товара: по новым данным покупателю было продано меньше. А расчеты с этим покупателем велись налом с отсрочкой, деньги ездил забирать сам менеджер. Расчеты черным налом - не ее епархия. Отгрузку в программе проводили менеджеры, каждый по своему клиенту. Но начальнику отдела продаж не доверяла. Бух втихаря запросила сверку у покупателя и все встало на свои места. Менеджер заходил в программу, убирал товар из накладной, сумма накладной становилась меньше, а деньги, полученные от покупателя, оставлял себе. Удаленный из накладной товар оседал на складе. Начальник отдела продаж утверждала, что ничего про это не знала, она отслеживала только задолженность. Все просто: задолженности нет – и хорошо.
Дело раскрыто. На менеджера учредители повесили долг и та-дам! Оставили на фирме для отработки долга. А генерального директора уволили! Буху и завскладом ничего не перепало. Да и фиг с ними.
Часть вторая.
Пришел новый генеральный директор. Очень активный, бывший военный и кадровик, стал во все вникать. Особенно в кадровые документы, за которые отвечала бух и, которая ими совсем не занималась. Но он не был раньше генеральным директором и не работал в торговой фирме, и не знал какие контрольные точки требуется постоянно сверять и не знал от кого все здесь зависит. Начальнику отдела продаж сурово урезали процент.
Первый к буху за советом пришел завскладом. «Проблема, дескать, при инвентаризации неправильно посчитали товар, а теперь вылезли излишки. Что с ними делать?» Мимо проходил логист (опенспейс) и заявил, что у него есть знакомые в Южном порту и можно им отвезти, деньги поделить. По рукам. Бух для порядка покочевряжилась, но 100 долларов взяла.
Далее к буху потянулись другие менеджеры с вопросом, как сделать так, чтобы на таких вещах не попадаться, как тот неудачник. «Нас начальник прислал, сказал, если с тобой поделиться, то ты найдешь решение.» Охреневший бух пошла к начальнику отдела продаж с претензией, почему не закрываются от редактирования предыдущие периоды и у всех менеджеров одинаковый пароль. Была послана «от генерала приказа не поступало, но делиться мы готовы». Бух к генералу, надо перекрыть эту лазейку, про эту схему теперь все знают. Он в ответ «у вас в кадровых документах непорядок, занимайтесь своей работой». Ответ был передан менеджерам «делайте, что хотите».
К буху пришла кассир с испуганными глазами. «Я вчера в кассовом листе неправильно приход долларов указала, у меня фактические остатки не бьются.» Бух внесла исправления за вчерашний день и стала ждать вызова для объяснений. Не последовало. Почесав репу, на следующий день позвала в сторону кассира и сказала «представляешь, директор не сверяет деньги в программе с твоим кассовым ежедневным листком. Понимаешь, что это значит? Предлагаю 50/50.». Кассир согласилась, но оказалась болтушкой, поэтому я про это и знаю.
Вскоре удивленный логист за обедом поделился наблюдениями. «Приношу ему инвойс и фактическое количество принятого товара, а он покрутил в руках и вернул его мне. Он не собирается сверять приход товара в программе с тем, что вышло с таможни.» Вердикт буха был суров. «Значит приходуй, сколько совесть позволит, а остальное в Южный порт. У меня нет обязанности и власти проверять поступления. Я должна трудовые договоры перепечатывать, в них, оказывается, неправильно график работы указан.»
Следующим шагом новый гендир принял решение о доработке 1с. Все остатки из старой программы переносились вручную в новую. Контроль был возложен на обиженного буха. И опять поехали коробки в южный порт.
Ближе к следующей инвентаризации бух, кассир и пара менеджеров уволились и при инвентаризации все списали на них. До следующего пересчета не доработал и я.
До сих пор с теплотой и уважением вспоминаю первого директора. Вячеслав его звали, вроде.