Мой дед был главным инженером завода дубильных экстрактов. В 70-е годы у них на фоне "неотвратимого приближения коммунизма" и "повышения уровня осознанности граждан" ввели самообслуживание в столовой. Ликвидировали кассира. Выглядело так - набираешь обед, считаешь его стоимость и бросаешь деньги в специальный ящик. Сдачу берёшь из миски с мелочью... По словам деда эксперимент закончился примерно через неделю. Многие люди оплату за обед не оставляли и ещё и мелочь (а её было довольно много, чтоб хватило на сдачу для всех) воровали. Кассира вернули. И это была столовая не для работяг, если что. А в заводоуправлении.
Приехал в Вену на поезде из Будапешта. Подхожу к местному метро. думаю, надо купить какой то там проездной не неделю. Покупаю (не помню уже по чем, но не важно). Захожу в метро, а там просто спускаешься по ступенькам и ни тебе турникетов ни контролеров, вот ваще ничего такого нет. Просто спустился и платформа с поездами. и так на всех станциях! А еще там есть в центре Вены большая площадь мемориал, посвящённый освобождению Австрии от фашизма. Я там как раз был на 9 мая в 2013 году. На площади полно русских туристом с пивом и сосисками а местние немцы нам продавали это пиво и тоже праздновали!
Васька Пупин ★• 19.02.22 02:35
В СССР автобусный билет стоил всего 5 копеек, трамвайный 3 копейки. Иногда были контролёры. Ну и можно было нарваться на бабку, которая заметит безбилетника и устроит скандал. Поэтому проще было заплатить.
Совесть совестью, а контролер мог и зайти на остановке.
Штраф, как помнится, в автобусе был 50 копеек, десятикратная стоимость билета.
Трамвайный билет стоил 3 копейки, троллейбус 4.
Штраф был 3 руб. Равно стоимости нельготного проездного. Льготный проезной был 1,5 руб. — студентам и пенсионерам.
Проездной - да, был правильная цена. А вот штраф в 70-х был или 50 копеек, или рубль.
Если и было 3 рубля, то скорее всего в 80-х.
А вот ни фига!
Как раз именно эта модель кассы работала не "на доверии"!
(в отличие от большой и малой моделей касс, где надо было просто свободно крутить вертушку).
Рычаг (слева вверху), нажатие на который "выкручивало" от ленты отрезок, примерно равный одному билету, до "внесения средств" был заблокирован.
Одновременно это же нажатие сбрасывало монетки в накопитель кассы.
Пока не опустишь нужный вес монеток (а советские медяки могли служить гирями - они весили по номиналу, соответственно, 1,2,3 и 5 грамм),
рычаг не двигался!
Он поэтому и находился конструктивно прямо под щелью монетоприемника.
Нужный вес монет снимал блокировку.
Там было написано "Опустите 4 копейки в любом наборе" (это в троллейбусе, а в трамвае - 3, в автобусе - 5 копеек).
Кстати, после набора нужного веса "лишние" монетки проваливались в "возврат".
Миллион лет назад - мне было лет 14-15 - делали мы турпоход по Крыму, большой группой.
Заехали в Севастополь, сели в трамвай - 3 копейки за проезд. У нас трехкопеечных монет не было, но приятель мой, Виталик, углядел впереди около кабины вожатого какой-то ящик с надписью "Размен монет 10 коп.". Мы подошли, кинули гривенник - в приемник высыпались 3 трехкопеечные и копейка.
Сами! Крутейший автомат!!!
...И стали мы шарить по карманам чтобы повторить эксперимент - интересно же! Плюс, монетки всегда пригодятся для газировки.
Гривенники быстро закончились и Виталик бросил пятнадцатикопеечную монетку; автомат замер надолго... потом над приемником приоткрылась дверца, в нее высунулась старушечья морда и громко спросила:
-- Хто тут бросил пятнадцать копеек?!
"Автомат", блин...
При мне мои родители так делали.
А когда с их знакомыми ездили, так и они так делали.
Я не делал, потому как маленький ещё был и без них никуда не ездил.
Да и что там экономить 5 копеек?
skeptik_zanuda• 18.02.22 17:43
В бакинском автобусе ходил здоровый лоб, с пригоршней пятаков, типа кондуктор. Вот подходит к тебе и трясет этими пятаками, в ладони, типа намекает. Бросаешь ему пятак, он идёт к следующему счастливчику. Ни о каких билетах и речи и не шло. Нет, возможно они существовали, в бумажном виде и вечером, водитель с "кондуктором", отрывали десяток, другой, от пачки, чтобы выручку сдать в парк, согласно количеству "проданных" билетов. Но не для пассажиров
мда, отвык народ от самой идеи проездных, хотя Леонова ("Проездной") в каментах вспомнили.
вы б погуглили, они ж, родимые, гуглятся.
мАсква - 6 рублей в месяц единый.
был проездной по декадам (1-10, 11-20, 21-30/31) - стоил, соответственно 2 рубля.
были проездные и на отдельные виды транспорта (в т.ч. школьный (автобус 1.50), студенческий
Студенческий только на трамвай - 80 копеек.
в Куйбышеве школьный проездной на все виды стоил в районе 1.50
я в бассейн на нём год ездил.
apriv➦aschnurrbart• 18.02.22 21:35
Проездной, Харьков: 2-70 - трамвай, 3 рубля - троллейбус, 3-60 - трамвай и троллейбус, 4-50 - трамвай троллейбус и автобус, 6 руб - трам. тролл. авт-с и метро. Чтобы отдельно автобус или отдельно метро не помню.
arcen66➦aschnurrbart• 19.02.22 02:14
Школьные были бесплатные для тех, кто жил от школы на расстоянии, подразумевавшим ежедневный проезд туда и обратно.
vvt251 ★➦aschnurrbart• 19.02.22 03:50
Я, в Москве, в школу ездил на метро и троллейбусе или трамвае. Школьные стоили 59%. Я покупал школьный единый за три рубля
Это уже аппарат поновее: старый был просто катушкой с навальцованной ручкой, которую ты крутил, кинув 3, 4 или 5 копеек в щель (все на доверии - монеты просто кидали, никакого механизма они бне запускали) и отрывал билет.
Юный_Техник➦Морж• 18.02.22 17:58
вот тут, см. на 10:38
Да и вообще, фильм классный. Все еще такие молоденькие...
Юный_Техник➦Юный_Техник• 18.02.22 17:59
там же, кстати, на титрах видна вообще диковинная вещь - приземный светофор, то есть, на уровне бордюра.
Морж➦Юный_Техник• 18.02.22 20:12
Да, но тот, про который я, еще старей. Для катушки билетов сбоку был приделан коробок к ящику для монет. Сверху - крышка на защелке, чтоб, если что, новую катушку быстро вставить, или зажеванную ленту поправить. А ручка приделана к резиновому валику - он-то билеты и прокручивал.
Этот, наверное, на том же принципе, но он вроде унитарный. Хотя свои я видел в конце 60-х - 70х, а этот - из начала 60-х.
Приехал Шварценегер на съемки в Москву. Едет в автобусе.
Контролёр. Ваш билет.
Шварценегер. Ты что не видишь кто перед тобой?
Контролёр. Предъявите билет.
Шварц для прикола суёт в компостер пятак. Тресь!!! Достаёт продырявленный пятак и даёт контролёру.
Контролёр. Вот это другое дело.
Надрывает пятак и возвращает.
Юный_Техник➦Неспециалист• 18.02.22 18:04
Когда Шварц был в Москве (1988), он еще и в мире был так-сяк звезда, а в Союзе его вообще узнали бы единицы. А уж тем более, контролер - явно не молодежь, ходившая в немногочисленные еще видеосалоны.
Это был анекдот про борца какого-то после победы на Олимпиаде.
Сметанщик➦Юный_Техник• 18.02.22 22:27
Первый Терминатор и Конан уже давно вышли к тому времени. К 88-му знал его каждый школьник, плакаты с ним висели у каждого второго пацана в комнате. А видеосалоны были на каждом углу.
Pivo Vodkin ★➦Юный_Техник• 18.02.22 22:56
Данунах, Коммманос крутили в видеосалоне, а плакаты висели в каждой качалке. Хотя бабка-контролёр могла и не ходить в качалку, конечно...
arcen66➦Сметанщик• 19.02.22 02:17
Шварц был уже звездой бодибилдинга. Но висели в качалках чаще плакаты какого-то перекачанного негра.
Юный_Техник➦Pivo Vodkin• 19.02.22 11:28
Да во только видеосалон даже в крупных городах был еще не в каждом подвале или общаге. Да и рубль за фильм - втрое от кинотеатра. Так что в 88м видео совсем уж массовым еще не было.
И это не говоря о провинции.
Я в московском троллейбусе обратил внимание, что некоторые входящие произносят:"Проездной", обращаясь как бы ни к кому конкретно и в то же время к остальным пассажирам. Видимо,чтоб не подумали, что он едет зайцем.
Неспециалист➦Valentine D• 18.02.22 16:22
Джентельмены удачи. В начале фильма Леонов пристально на него глядящему архиологу показывает проездной. За это контролёры Леонова любили.
bas➦Valentine D• 18.02.22 21:49
А так было принято, может даже регламентировано. Но всё равно не совесть контролировала, а контролеры, достаточно часто в Москве они были, притом часто злые - пару раз по доброте "выкупал" когда девушек ловили у которых на штраф не было и уволочь пытались в ментовку.
andrex_ch ★➦Valentine D• 20.02.22 01:27
Помню даже в "правилах проезда" на стене в троллейбусе был такой пункт, что в случае наличия проездного, предъявить его остальным пассажирам. Никто этого конечно не делал. САРАТОВ 80-Е годы
gagluha➦Ввелник• 18.02.22 20:59
20 копеек было вполне нормально . Это цена мороженого . И прибыль 15 коп.тоже неплохо :)
А еще трех копеек на трамвай могло не оказаться, и тогда кидался гривенник. Тем, кто подходил за билетом, можно было сказать: "Я кинул гривенник" и получить три копейки сдачи. Но гривенник на 3 не делится, и копейка уезжала трампарку, ее было немного жалко.
mathematicus ★• 18.02.22 14:39
Никогда это совестью не контролировалось. Ходили контролёры, проверяли билеты, штрафовали и ссаживали "зайцев". Иногда ещё и общественность влазила, требовала предъявить проездной или заплатить за билет.
Кстати, в Германии подобная система есть. Покупаешь билет на три остановки, и едешь - три остановки, если честный или контроля боишься.
Если б дело было в совести - зачем нужен был бы билет? Кинул денег, сколько просят, и всё.
ElenaEPetrova ★➦mathematicus• 18.02.22 14:49
Я 79 года рождения, живу в провинциальном городе. В детстве, когда ездили в троллейбусах, действительно сами кидали пятачки в кассу. Контролеров я до конца 80ых не помню. А вот когда пошла инфляция, а зарплату не платили по нескольку месяцев, тогда и понадобились кондукторы.
Pivo Vodkin ★➦mathematicus• 18.02.22 23:12
Совесть не давала выкрутить билет, не бросив денег. Как-то западло это считалось. Без билета - ездили, тётки-контролёры тогда были в форме (!), занимаешь место у двери, смотришь остановку - если видишь синий мундир с погонами, выпрыгиваешь. Автобус был Аэропорт-Вокзал, стюардессы, проводницы... сколько раз выскакивал на остановку по ложной тревоге! Впрочем, автобусы именно этого маршрута ходили часто, не велика потеря. Если прозевал контролёра (замороженные окна, толкучка), следовала лекция на тему "Что такое хорошо и что такое плохо" до ближайшей остановки, где незадачливого зайца с позором изгоняли из чрева произведения искусства Ликинских конструкторов. Впрочем, на коротких остановках в полном автобусе был шанс, что после закрытия дверей и громкого объявления "Контроль на линии!" следующее открытие дверей состоится всё же раньше, чем тётка доберётся к тебе (заходили они по понятным причинам ближе к кассовому аппарату, ну а мы логично старались держаться дальше).
У них мундиры синие
И сумки на боку.
Контроль на линии!
Кукареку!
Pivo Vodkin ★➦ElenaEPetrova• 18.02.22 23:14
Я помню такую хронологию:
1. Кассы на доверии
2. Талоны и компостеры
3. Билеты у кондуктора или водителя.
andrex_ch ★➦ElenaEPetrova• 20.02.22 01:30
Я постарше. В Саратове в середине-конце 80-х были, но не часто.
Ну, не знаю, как дело было например в 50-х,но в середине-конце 80-х совестью это уже не очень контролировалось. Было полно зайцев. Контролёры были - надо было просто держать билет наготове, и если вовремя спалить вошедшего контролёра, то быстро пробиваешь билет и нет проблем. Я пацаном именно так и делал, и ни разу не нарвался на штраф. Контролеры попадались довольно редко, так что экономия была налицо, особенно для ребёнка (билет 3 коп. = стакан газировки). Но конец 80-х - это уже было совершенно другое время, чем ранний и средний СССР - стремительно надвигался капитализм с его главным атрибутом: не наебёшь ты - обязательно наебут тебя.
Pivo Vodkin ★➦Ю• 18.02.22 23:17
3 коп - это с сиропом, без сиропа 1 коп, трамвай 3 коп, тролль 4 коп, автобус 5 коп. Переход с "касс доверия" на компостеры "суй, пока стоит" в разных городах осуществлялся в разные сроки, но период конец 80-х - начало 90-х.
Компостер — это уже не билеты, а талоны. Их надо было заранее покупать в киоске. Иногда водители продавали по 10 шт. Билеты компостировать не надо было. Они проверились по серии и номеру. Как сейчас, если в супермаркет зашел с шоколадным батончиком в рюкзаке и тебя заподозрили в краже, надо сравнить сроки годности твоего и на полке. Если не совпадут — доказательство, что не украл.
Такие кассовые аппараты появились позже, а до них были просто ящики с узкой щелью для денег и сбоку от ящика были рулоны билетов, которых, с помощью крутилки можно было отмотать сколько угодно. Как тут правильно было отмечено их количество контролировалось совестью. И ни какая это не байка. Так было.
В СССР это контролировалось не только совестью, но и контролерами.
Та все просто
Раньше: зряплята 120, проезд 0.03
Теперь: зряплата 50000, проезд 50
В процентном соотношении
Раньше 120/0.03=4000
Теперь 50000/50=1000
Проезд был в 4 раза дешевле, да ещё и штраф был 3/120 зряплаты. Войти вся "честность"
aschnurrbart➦mikololo• 18.02.22 21:59
раньше проездные были.
а сейчас они буквально в паре городов остались.
в маршрутках они не действуют - надо платить за каждую поездку, даже если она продолжалась всего 1 остановку.
arcen66➦aschnurrbart• 19.02.22 02:27
Они есть в каждом городе. Но по стоимости не 60 поездок (как в СССР), а 75 и более. Но и льготников стало на порядок больше.
aschnurrbart➦arcen66• 19.02.22 12:43
это не так.
Москва и Тверь
в остальных городах их либо нет совсем, либо они действуют только в муниципальном транспорте.
в Самаре, например, не было оч. долгое время, потом они вернулись.
стоят, кстати, дороже чем в мАскве и почти столько же, сколько стоит проездной в Москве с пригородами.
но в маршрутках они не действуют - надо платить за каждую поездку, даже если она продолжалась всего 1 остановку.
arcen66➦aschnurrbart• 26.02.22 08:22
В Омске, Новосибирске,, Казани — есть. Но стараются сделать их такими дорогими, чтобы ими не выгодно было пользоваться тем кто ездит без пересадок на работу.
Потому что льготников гораздо больше чем было в СССР
aschnurrbart➦arcen66• 26.02.22 15:32
есть - это когда они действуют в 100% транспорта.
а когда они действуют только в муниципальном транспорте и не действуют в маршрутках - это "нет".
но лучше, конечно, спрашивать местных.
я могу только про Самару сказать.
aschnurrbart➦arcen66• 27.02.22 12:45
вдогонку: даже не действующий в маршрутках проездной стоит в Самаре 1985 рублей в месяц.
это почти 57 поездок, если считать по 35 рублей.
даже если вообще никуда не ездить кроме работы - то это 22*35*2=1540 рублей.
экономия в 445 рублей или почти 13 поездок.
неужели люди настолько обнищали???
Это очень просто понять. Чем больше недоверия к человеку, тем больше ему хочется тебя обмануть. Доверь ему оплату, и он не задумываясь оплатит. Но это очень сложно понять, если задумываешься о наличии нечестных людей.
finnn ★➦spamkerdyk• 18.02.22 13:20
Когда первый раз попал в Европу - меня поражали товары за дверью магазина. Открытки, тапочки, парфюм - выбрал, зайди в магазин и оплати. Я выбирал, заходил и оплачивал. Сработает ли это у нас? Не знаю, думаю, никто не пробовал.
irrazionalle➦finnn• 18.02.22 13:28
На заправках же работает ...
Просто "честность" тут относительная. В стоимость товара включен и процент за "несунов", который оплачивают честные граждане. Так же как и стоимость кредита рассчитывается не индивидуально, а по "среднему".
Когда ввели страховку по кредиту - так это вообще беспроигрышный для банкстеров вариант.
finnn ★➦irrazionalle• 18.02.22 13:43
Иррационале.... С ником у Вас всё в порядке.... На каких заправках это работает, Вы где заправляетесь? Я как-то читал - в начале Перестройки какая-то итальянская фирма открыла в Москве заправку, где можно было сначала залить бензин, а потом подойти к окошку и заплатить. Но у нас не Италия - 2/3-ти водителей уезжали, не расплатившись. Ещё наивные итальянцы выложили насосы портативные - пока заправляешься, можешь проверить давление в шинах и подкачать. Их все в первый же день спи... разобрали на сувениры. Сегодня без предоплаты тебя заправят только там, где есть заправщик - хрен он тебе даст уехать.
irrazionalle➦finnn• 18.02.22 14:09
Это было давно и неправда, мон шер ами.
Есть ли случаи воровства бензина? Конечно. Воруют ли омывайку и прочий скраб от дверей BP, Shell и остальных Лукойлов? Безусловно. Но процент таких водятлов весьма невелик, поскольку работает механизм камера-менты-уголовка. Ночью на заправках заправщиков нет почти, а девочки из-за кассы за тобой не побегут. Но она надо? Украсть на копейку, а сесть как за вагон?
MAGDANOZA➦finnn• 18.02.22 14:39
На BP не заправляетесь? Я в Питере приезжаю, заливаю бак и иду платить. Никаких заправщиков нет.
finnn ★➦MAGDANOZA• 18.02.22 15:48
Повторю то, что написал Иррационалю: рад, если это есть.
aschnurrbart➦finnn• 18.02.22 17:27
хе-хе, в той же Германии за небольшую кражу еды из магазина даже дело не возбуждают...
Pivo Vodkin ★➦finnn• 18.02.22 23:20
ГовнОйл практикует, даже в нашем гопническом краю - сначала залил, потом плати.
Дядя Дися ★➦finnn• 19.02.22 00:09
Я полтора года не за рулем, но 2 года назад в Моск. области половина крупных заправок сначала заливали бензин - потом брали деньги. И насосы стоят, никто с них манометры не ворует. А заправщик точно драться со мной не полезет - себе дороже...
Убежишь - по камерам отследят, через полчаса уже в наручниках будешь!
spamkerdyk ★➦finnn• 19.02.22 13:24
Здесь и сейчас - однозначно не сработает. Кроме доверия еще требуется, чтобы человек осознавал, что вокруг тоже никто не ворует.
Согласитесь, такая бредовая идея вряд ли придет кому-то в голову. В России - точно.
Однако даже в России можно людей воспитать. Дядя Дися ниже вполне работоспособный рецепт предложил.
Однажды видел, как контролер шустрого безбилетника за завязки ушанки к поручню привязал. Тот не ожидал прикола, рванулся, а шапка на поручне осталась. Пока отвязывал, его и сцапали.
Тогда просто не имело смысл тратиться на более строгий контроль проезда, так как стоимость была меньше. Затраты на контроль не окупались.
Можно было бы вообще ввести бесплатный общественный транспорт. Такие эксперименты в некоторых странах уже проводятся.
Контроль был, хотя я помню этот транспарантик "Лучший контролёр - совесть пассажира", но и суровые тётки с повязками тоже появлялись. Эксперименты с бесплатным общественным транспортом проводились и у нас - в Мытищах ездили бесплатные автобусы. И таксофоны на улицах были бесплатные - звони не хочу. Итогов эксперимента не знаю, - погуглю, когда будет время.
senmorta➦Asngr• 18.02.22 13:38
чёт не помню никакого контроля. и бесплатный был. в липецке точно был.
Pivo Vodkin ★➦finnn• 18.02.22 23:23
В Ярославле в 90-х сделали бесплатный проезд пенсионерам. Бабки с утра набивались в трамвай и катались по городу - там можно было увидеть и обсудить большее количество наркоманов и проституток, чем на лавочке у подъезда.
Дядя Дися ★➦Asngr• 18.02.22 23:57
г. Ревда Свердловской обл. - в середине 1990х транспорт был бесплатный.
vvt251 ★➦Asngr• 19.02.22 03:08
В Москве, у универмага Москва а 70х контролёры были практически на каждом троллейбусе. Садились у универмага Москва в сторону ломоносовского проспекта, за одну - две остановки проверяли билеты, и возвращались обратно. Я их всех в лицо знал.
К слову, штраф за безбилетный проезд был 1 рубль, а позже стал 3 рубля. Один из пассажиров тех времен вспоминает текст одной из «агиток» против «зайцев» в советских трамваях: «Проезд с билетом - 3 копейки, без билета – 1 рубль»
Старый как дерьмо мамонта➦Али Барибасов• 18.02.22 20:47
Неверно. Проезд без билета - 1 рубль 3 копейки, заставляли оплатить и штраф, и проезд.
Pivo Vodkin ★➦Старый как дерьмо мамонта• 18.02.22 23:25
Теоретически да, на практике, взяв штраф, про проезд забывали. Да и на плакате был именно 1 рубль, а не 1,03.
Pivo Vodkin ★➦Али Барибасов• 18.02.22 23:26
Из рубля 32 копейки шло контролёру. Подслушал как-то на конечной, пока контролёр болтала с встреченной подругой.
Мог забежать контролер закрыть двери и влупить штраф не обилеченным. Совестью там не пахнет
На фотографии уже более новый аппарат, который проверял сколько денег бросили.
Старый, где все на честности было, не окупался.
Дядя Дися ★➦vvt251• 18.02.22 23:55
Я вам умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь.
Такие, как на фото, автоматы, стояли в московских троллейбусах раньше, чем "кассы-копилки". В автомат кинешь 4 коп - а он билет и не выдаст. Ну и дальше все пассажиры едут бесплатно ))) Их заменили на "копилки" - кидаешь копейки в щель и все вокруг видят, что ты туда положил. И видят, пока не отмотаются 5 билетов. Вот эти кассы значительно подняли сборы.
vvt251 ★➦Дядя Дися• 19.02.22 01:59
Дися, сначала стояли кассы куда бросаешь деньги (сколько хочешь) и отматываешь билеты (сколько хочешь). Деньги падали на поднос на пружине (под стеклом) и когда их становилось много, он опрокидывался и деньги падали в ящик.
Эти кассы заменили кондукторов (я ещё их застал).
Потом появились кассы, которые проверяли деньги и зажевывпли билеты. Но это на кого позже.
Дядя Дися ★➦vvt251• 19.02.22 02:12
Кондукторов я тоже застал, они обилечивали рейсы за МКАД.
Описанные вами кассы я тоже помню, они стояли в автобусах, в троллейбусах - то, что представлено на картинке. Это по состоянию 1971+-1 год.
https://www.facebook.com/zastoy/videos/363096383813985
vvt251 ★➦Дядя Дися• 19.02.22 03:05
Я на автобусах и прочем сам с середины 60х ездил. Так что хорошо помню, когда эти автоматы появились (и шутки на эту тему).
И в ГДР такое было. И было жутко стыдно, когда немцы показывали в лотке монетоприемника пуговицы и гайки, шайбы - это наши ехали в город.
Вообще ничего не кинуть на глазах у всех нельзя было, а что ты там кинул, уже кто разберет...
Но крышка монетника была прозрачной.
Юный_Техник➦Piter piter SPB• 19.02.22 11:31
Но не дороже ж проезда?
Тогда, в ГДР, это ж были семьи военных. Кто б там те гайки покупал...