Махрин Василий• 16.05.22 22:41
В дополнение к реальному процессу написания компьютерной книги (учебника) ещё и реальный процесс создания компьютерного (учебного) курса.
см. "> не имею дел с государством
То есть живёте с «опорой на собственные силы»?" https://www.anekdot.ru/id/1317908/#c2196838
Автор, похоже, при советской власти не жил, и о такой организации, как "Обллит" не слышал.
А "Обллит" и был той самой цензурой, без утверждения которой я в СССР не мог даже методичку по курсу "основы электротехники" издать.
Махрин Василий➦ЛДС• 10.02.22 16:05
> "Обллит" не слышал
Признаюсь, что при советской власти книгоизданием я заниматься не мог в силу возраста. Так что в этой части спорить не буду ибо мой опыт (стороннего наблюдателя) ограничивался знакомством с прыжками и ужимками при получении разрешения от представителя секретного (?) отдела на тиражирование методической литературы средствами копировального аппарата "Эра". Почему-то в таком случае похода в "Обллит" не было предусмотрено, а был некий сотрудник, который следил, чтобы не издавали прокламации.
Махрин Василий➦ЛДС• 22.02.22 09:08
> издание в типографиях
1. Если верить Полякову с его плутовским "Козлёнком в молоке", то всё-таки художественная литература шла не в "Обллит", а в Союз писателей. А уже тот имел Госплановские фонды [бумаги и доступа к типографиям], которые и распределял.
При этом Поляков с его "табулизмом чистых листов" написал правду: в позднем СССР издавалось фантастическое количество беллетристики, которую возьмёшь в библиотеке, читаешь-читаешь и никак не можешь потом изложить: а о чём же там было написано то? В общем по старому забытому анекдоту: "гносеология - это наука о познании... если не осилил, значит просто не дорос..."
2. Ну а по поводу технической литературы утверждать не буду. Знаю только, что когда мой отец организовывал и написание [у них там весь коллектив тульской Метрологии участвовал] и издание некой ценной Книги, то проверять там стороннему специалисту-цензору было просто нечего: так как подходы к поверке различных измерительных приборов - это очень-очень специфичный вопрос, зачастую в целом Центре Стандартизации и Метрологии доступный лишь одному специалисту Метрологии, конкретно этим прибором практически занимающемуся.
Но во-первых, мой отец был дипломатом высшей категории [таким, какой способен уговорить кого-угодно и чему-угодно, согласовать любой вопрос, так что уговоренный будет ещё и бежать с гиканьем и восторгом исполнять]. Во-вторых, отец был Главным Метрологом области, что в Тульском Центральном ЦСМ было аж третьей строчкой в иерархии + на тот момент Метрология приобретала функции тотально-контролирующей структуры, которую многие руководители промышленных и торговых предприятий обоснованно боялись. Ну а в третьих, Тульская область - это некая вещь-в-себе, из-за обилия оборонных заводов + из-за некоего особого статуса тогдашнего руководства области у руководства СССР ["а как решили такой-то сложный вопрос? Да ты же знаешь - Юнак лично к Брежневу на приём сходил... а ему обычно не отказывают"].
Так что и фонды под ту Книгу выделили честно и сколько нужно. Они потом с ней на все совещания ездили.
Махрин Василий• 26.12.21 15:39
Полиморфизм
Когда-то, мой отец (мой Первый Читатель) читал-читал эту заметку в тогда ещё не доработанном виде (тогда часть 3 занимала аж страниц 10) и сказал: «А ты мог бы не 'размазывать', а часть 3 сформулировать просто и лаконично?» Я долго боролся, стараясь объяснить, якобы это ну никак не возможно. Привычно бодался по этому поводу. Строил целые замки аргументов.
А он сформулировал её буквально несколькими фразами:
«Чего бы mr. Билл Гейтс не говорил, якобы проблемы MS наступили из-за слишком позднего приложения усилий к технологии Windows Mobile это не так. Проблемы начались исключительно из-за того, что в линейке продуктов MS напрочь отсутствовал ШКОЛЬНЫЙ ДИСТРИБУТИВ Операционной Системы и прикладного ПО, отличавшийся СТАБИЛЬНЫМ ИНТЕРФЕЙСОМ пользователя. Из-за этого до сих пор существует школьный учебник 'Информатика', написанный исключительно так, чтобы не объяснять принципы владения компьютером на основе конкретной OS и Software, а вместо этого рассматривать: по сути подраздел схемотехники на основе идеи полупроводников + всё это разбавлять идеями алгоритмизации и программирования. Ибо ни один грамотный писатель бесконечно переписывать свою конкретную «Азбуку/Букварь» и быть в результате нищим не захочет. А уж если он (писатель) вложил годы своей жизни в учебник по технологиям MS для начинающих и получил пшик вместо денег, то никакие авторитеты его никогда не уговорят повторять этот опыт в отношении всё новых версий пользовательских интерфейсов.»
Вот и всё. Нет уже моего Первого Читателя с его умением убирать лишнее. Очень давно нет.
P.S. А текущая формулировка части 3 приведена в таком виде потому, что любой IT-специалист с опытом, читая её, рано или поздно воскликнет: да в IT время решает всё. Упущенный миг здесь уже очень много (программисты редко работающий короткий цикл и то оптимизируют), а 5 лет писательской жизни - это же целая эпоха Информационных Технологий (IT).
Ссылки
1. «Многозначность попадания в телевизор» https://www.anekdot.ru/id/1278021/ и .../node/1367
2. Махрин В.В. "Новшества в сфере информационных технологий: недобросовестная конкуренция микроскопических инноваций" Журнал научные исследования и разработки «Экономика» №3 (15)/2015 (издательский дом ИНФРА-М) DOI 10.12737/ 11582
yura_graph➦Махрин Василий• 26.12.21 17:02
Херню, коллега пишете.
Продуктам "Rational Robots" от IBM более 20 лет, и там есть вся так фигово описанная у вас функциональность.
Я сам имею к описанным проблемам большое отношение. Мои студенты в 1998 году нашли решение этой задачи за неделю. Так что извините, давайте выкладывайте эти проблемы в менее грамотной среде.
Де-факто, вы пишите, что нет такого API офисных программ, который откроет меню в нужной точке с нужным файлом и на автомате исправит скриншот в книге, но такой API хоть на JS, хоть на Питоне уже давно есть.
В итоге я перешел на преподавание на условно-бесплатных продуктах. И пока н разу не пожалел.
Да у MS есть заскоки "уникальности и неповторимости", так давайте ей совместно объясним, что это плохо, хотя бы через наших учеников.
Тупых менеджеров с их MS-only конкурсами переделывать бессмысленно.
Махрин Василий➦yura_graph• 26.12.21 19:57
> Продуктам "Rational Robots" ...
Это у Вас комментарий к какой заметке? К вот этой https://www.anekdot.ru/id/1278021/ что ли? (У меня сайт анекдотов часто путает комментарии, так что мне проще переспросить). Ибо сюда это вроде бы совсем никакого отношения не имеет. А если имеет - поясните какое???
> и на автомате исправит скриншот в книге
Я боюсь, что Вы не занимались изданием книг и тем более их вёрсткой (у меня, когда это касалось данной проблемы не было ничего совершеннее PageMaker 6.5 , тем более издательства за такой вещью очень следят - то, что у них есть лицензионного для вёрстки, хоть от царя гороха, то и будь добр использовать.. на тот момент были уже конечно программы совершеннее, но...). Потому, что чтобы рисунок был читаемым, из него приходится убирать "воздух", дабы оставшаяся часть изображения, всё равно уменьшаемая до размеров выбранного книжного формата, была понятна ученику (зачастую пенсионного возраста) и без лупы. Примеры здесь:
http://e-academy7.narod.ru/BOOKS/book3_2.htm - общий набор тем
http://e-academy7.narod.ru/BOOKS/book3_2/2d_word1.htm Word, Тема 1. Интерфейс. Шрифтовое оформление (стр.101-110 и 111-128).
Так что изменение скриншота там было совсем даже не ординарной задачей: каждое практически изображение приходилось редактировать очень тщательно, отсматривать в распечатках (гранках), выискивать те, которые "потекли" (появление "зерна" при масштабировании), раз за разом переделывать. А учитывая, что книга скорее нарисована, чем написана, это весьма и весьма сложная и не автоматизируемая задача. Смею Вас уверить, как человек самостоятельно подготовивший к распечатке не одну работу.
> и на автомате исправит скриншот в книге
На тот момент, когда мне нужно было всего-навсего исправить формат файлов изображений (нечто вроде *.jpg и *.png и *.bmp и *.gif) отконвертировать исключительно в *.gif (или какой-то векторный, сейчас уже и не помню), а потом проверить, что они вставились по старым местам, то "изобретать велосипед" было слишком сложно. Прощё было сказать сотруднику: вот тебе конвертер, комбинация клавиш на запуск такая-то, потом удаляешь оригиналы (всё, что не *.gif), потом открываешь Издательскую Систему и на все её вопросы об отсутствующих изображениях указываешь одноимёные и из той же папки, но с типовым расширением *.gif.
> В итоге я перешел на преподавание на условно-бесплатных продуктах
Тут Вы написали очевидно следующее: "Махрин - молодец. Он поступил так же оптимально, чтобы перестать мучиться с непрерывно меняющимися пользовательскими интерфейсами." Или я чего-то не так понял?
> Да у MS есть... так давайте ей совместно объясним,
Предлагаю в таком виде:
Просматривая ленту новостей я увидел относительно давнее интервью с Биллом Гейтсом, который оценивая свою работу в Microsoft отметил, что самой большой его ошибкой в своё время было то, что технологиям Windows Mobile (и самому направлению смартфонов) он не придал своевременно должного значения. Исходил он при этом из того, что смартфоны стали для молодёжи стандартом.
Мне бы хотелось предложить Вам для анализа (и возможного продвижения) идею, которая как минимум сможет компенсировать эту проблему: стабильность интерфейса пользователя (операционной системы, прикладного ПО) разработанного специально для учебных компьютеров.
Суть: в текущее время качественный учебник для начинающих не успевает быть разработан до того, как кардинальным образом меняется интерфейс пользователя Операционной Системы + Прикладного программного обеспечения. В результате школьные учебники "Информатика" содержат о продуктах Микрософт лишь обрывочные сведения.
Хотя именно MS продукты доминируют в школах. (Впрочем, я с 2013 года перестал следить за темой и данную фразу пишу с некоторой неуверенностью: вдруг там уже повсеместно Линукс? А то и Unix? А то и какая-нибудь из реализаций ВиртуОС?)
Суть предложения: в текущее время качественный учебник для начинающих не успевает быть разработан до того, как кардинальным образом меняется интерфейс пользователя Операционный Системы + Прикладного программного обеспечения. В результате школьные учебники "Информатика" содержат о продуктах Микрософт лишь обрывочные сведения.
Пример моей книги "Азбука пользователя компьютера" (задуманного как учебник по дисциплине "Базовые навыки работы на компьютере" и разработанного для интерфейса Word 2003). Данная книга была издана в конечной версии всего за несколько месяцев до появления кардинально иного пользовательского интерфейса Word 2007.
Общая идея предложения: вполне мог бы предложить Вам свой опыт по созданию-стандартизации Унифицированного интерфейса пользователя учебного компьютера (Unified School Computer User Interface). Такого, который можно было бы ставить поверх OS+Software вне зависимости от версии, и с которого можно было бы переходить на оригинальный интерфейс и обратно, давая пользователем необходимые знания, а писателям - стандартизированную платформу.
yura_graph➦Махрин Василий• 27.12.21 00:29
Уважаемый Василий!
Я сходил по всем указанным ссылкам, прочитал и послушал многие ваши записи.
С книжками оказалось просто - я ваш сосед по глобусу России, мои петухи иногда долетают до одного вашего детдома, где я и увидел первый раз вашу книгу. Дело было году в 2012-2013.
Ясно, что на тот момент она уже была безнадежно устаревшей. Но для того места в самый раз. Ее там хвалили, у вас там даже поклонники есть среди учительниц информатики.
Посмотрел на hh.ru ваше резюме. Из него я уяснил, что диссертацию вы или защитили, или писали по 08.00.05,
то есть не по профилю преподаваемой науке, а как организатор вашего учебного центра. Похвально, найду автореферат, разберусь. Только в резюме поправьте, пожалуйста не 08,00,05, а 08.00.05.
Далее, всю жизнь как-то думал, что связки Word 2007 + Free Hand (Adobe PageMaker) любому верстальщику хватит за глаза. Но вы коварно приводите планы как раз к тезису "почему это не сверстано еще вчера", "почему все так медленно" - то есть обосновываете подход типичного менеджера.
Зная еще третью систему - Quark Express - могу заметить, что вам, видимо верстали с той скоростью, что вы платили, безо всякой автоматизации этого головнобольного процесса. Сейчас (да и с 2010) процессы ушли далеко вперед.
Не знаю, будете ли вы перезапускать ваш бизнес, но на вашем сайте, при желании, можно найти как идеи по снижению цены лицензии, так и по созданию облачных приложений. Заметим, что и Амазон и VMware с VBox реализовали их как в софте так и в железе задолго до вашего сайта.
Отсюда, переходя к вашей последней идее "стандартизация интерфейса ОС и прикладного ПО" практически утрачивает свой интерес - школа - это Windows, со всеми вытекающими.
И да, учебник - сама жизнь. А система внутри кардинально не меняется.
Есть несколько вопросов, но об них чуть позже.
Махрин Василий➦yura_graph• 27.12.21 09:18
> объясним, ... хотя бы через наших учеников.
С моей стороны так не получится: учеников у меня нет уже очень-очень давно. При этом кого бы то ни было учить до тех пор, пока не закончится ковидная эпоха я не хочу принципиально. Дело в том, что с моей точки зрения всё, что в РФ творится с ковидом - это жизнь "по понятиям". Так как российское законодательство в последнее время стало причудливо сложным [даже не обладающие законодательным правом организации запросто принимают инструкции, что такое теперь сов. секретная информация, а что - гос. тайна, когда карантин, а когда QR-коды], то я теперь не знаю, где заканчивается свобода слова, а где начинается прерогатива некой суперской тайны и тем более не знаю, что говорить и писать можно, а что - уже оскорбление неких устоев. У меня дед когда-то был в таком же положении и он предпочёл молчать, не высовываться и смотреть в землю [1], и правильно, кстати, сделал. На "точку" [кусок степи ограниченный колючей проволокой и с красноармейцами на вышках] у них отправляли запросто, а путь оттуда был либо сразу в могилу, либо в Сибирь [некоторые там даже сумели в лагерях выжить, что было большой удачей], либо в Казахстан [живых оттуда не вернулось - жёстче были условия, чем даже в Сибири].
Поэтому приведу пример из теленовостей про Индию:
---
Полицейские взяли дубины и жестоко избили человека. Под телекамеру. Когда их за шкирку приволокли в суд и судья спросил нечто вида: "Вы что себе позволяете?"
То они ответили совсем коротко: "Так ковид же!"
Дальше - реакция суда: "Ай, молодцы! Свободны!"
Угадайте, у кого в таком случае были проблемы?
---
Так вот к нежеланию учить. Предположим, что Некто идёт кого-то учить. А потом некое третье лицо [просто по дороге попался] чихнёт или кашлянет. Что вытворит при этом современная система борьбы с ковидом? Как в таком случае Некто сумеет доказать, что он - не верблюд?
Так что с учениками я "завязал" однозначно.
---
Ссылки
1. "Медуза Горгона и очки" https://www.anekdot.ru/id/1270524/
Махрин Василий➦yura_graph• 27.12.21 09:28
> найду автореферат, разберусь
Там интересно разбираться не столько с авторефератом, а в первую очередь с самой диссертацией [в своё время член учёного совета, где шла защита поучал: не выпендривайся! всё лучшее - в саму диссертацию, а уж кому будет надо, тот добудет] - где-то в Интернете в своё время я её видел, только уже не помню - за плату или бесплатно. А я уже даже книжки с основной частью диссертации даже тем кто очень был заинтересован для своих магистерских-кандидатских уже рассылать по РФ перестал. Вроде бы и не зачем.
Махрин Василий➦yura_graph• 27.12.21 09:32
> вам, видимо верстали с той скоростью, что вы платили
Верстал я всегда сам. Просто потому, что всегда, когда испытываешь материал на группах, переделок оказывается бесконечно много + так как информации в Азбуке было очень много, то её туда приходилось "впихивать". А то бы толщина тома получилась бы такая, что уже даже очень хорошая типография бы не взялась. А так качественно всё умещать умею только я [для себя же делал!]
Махрин Василий➦yura_graph• 27.12.21 17:28
> поклонники есть среди учительниц информатики
Они, видно, к Вам были очень расположены: дело в том, что ни на "Учитесь работать на компьютере" (изд-ва "Инфра-М"), ни на "Букваре пользователя компьютера" (изд-ва "Питер"), ни тем более на "Азбуке пользователя компьютера" (издательства "Лев Толстой") нет и никогда не было грифа "Учебник по курсу, например, {Информатика}, {Информатика и технология} и т.д.", то есть такого грифа, который нужен в средней школе. К слову, на "Азбуке" в принципе не могло быть какого-либо грифа, так как у меня сидели полные группы и нужны были методички (= распечатка... а даже если арендуешь копир Xerox и платишь за него, то за замену сеточки механизма двусторонней печати тебя заставят доплатить отдельно. А это суммы очень крупные), а все предыдущие книги к тому моменту закончились и сроки были упущены. Поэтому приходилось её издавать прямо "с колёс" (издательство кричало: "Но наш замечательный корректор может быстро всё вычитать на опечатки и запятые", а я отвечал: "Некогда").
Так что не знаю, какую из этих книг Вам показывали, но учителя пользовались ими немножечко "подпольно": официально у них был какой-то учебник "Информатики", а неофициально ещё и что-то с хорошей методической проработкой тем, та же "Азбука", например (странички её до сих пор по ссылкам есть, просто narod.ru именно поверх ссылки на Азбуку суёт почему-то свою рекламу, а я уже замучился сайты приводить в порядок после такого рода фокусов: это стало просто незачем).
> как организатор вашего учебного центра
Скорее, как чистый экономист-управленец (специальность "Менеджмент" за бакалавриат и "Стратегическое управление" за магистратуру). Моя диссертация (защита в ОрёлГУ, кажется 2002 года) - это комплекс идей как "не вляпаться", как "не купить хобот от слона", "как быть довольным инвестицией в IT" и прочих-прочих при построении информационной системы пром. предприятия.
> Quark Express
С этой системой я когда-то по-быстрому ознакомился. Но изначальная вёрстка от "Инфра-М" была в PageMaker. Так что свободы манёвра у меня не было в принципе.
> безо всякой автоматизации этого головнобольного процесса
Ещё раз подчеркну: в автоматизацию такого процесса я не верю: скрин делаешь, то что не касается рассматриваемого вопроса из рисунка вычищаешь, сдвигая фрагменты текста, потом гоняешь по полосе, чтобы попасть в СанПин (изначально предполагалось, что гриф будет) и никакому Искусственному Интеллекту такую работу не доверишь: потому что с группами выверять распечатку (что не достаточно крупное, а что - попало неудобно на полосу или не на ту полосу) может только тот, кто это и верстает.
> Не знаю, будете ли вы перезапускать ваш бизнес
То, что было написано на сайте tula-it.ru на титульной странице: "Про новое открытие будет сообщено дополнительно" писалось исключительно для моих коллег, если бы кто-то из них за эти годы решил дерзнуть и возобновить.
Для меня же ночной сон вида: "У меня опять моя лаборатория. Опять нужно платить неимоверных размеров аренду. Опять бесконечные ремонты и обновления оборудования. Опять нужно экстренно расширять количество преподаваемых курсов, а для этого снова нужно писать новые методички-сайты-книги. Опять то и снова это... А клиенты как всегда празднуют очередные 'Новый год'-'23 февраля'-'8 марта'-'1-9 мая'-'подготовка к лету'-'Отпуск в Египте = 60 тысяч на двоих'-'Подготовка к нов. учебному году'-'Ноябрьские'-'О! Ёлку видел! Начинаем Подготовку к Новому году'" В общем такой сон у меня чётко маркируется, как кошмарный.
Ибо 16 лет проработав и изучив в этом самофинансируемом бизнесе всё (60 тысяч за Египет нормально, а вот 7400 руб. за 125 ак. часов уже просят экстра-скидок.... в размере 5400 руб. = пишу без шуток, так и заявляют: "Я на отпуск потратился... 60 тысяч... хотел к Вам жену прислать... Вот за 2 тысячи на полный курс её возьмёте... А?"), я могу сказать чётко: "В текущей системе РФ, когда трудоустройство на хорошие должности идёт не по проф. качествам, а по знакомству", когда получение лицензии/грифа Минобра/продвижение готового учебника к клиенту - всё это вещи с непредсказуемыми затратами и с абс. не предсказуемым результатом (даже в разных регионах у нас разные требования!) ВОЗОБНОВЛЯТЬ такой бизнес сам не планирую и никому не рекомендую. Это - не для России.
Махрин Василий➦yura_graph• 28.12.21 11:16
> "почему это не сверстано еще вчера", "почему все так медленно"
Когда-то, году в 2000-м, когда научный руководитель по моей кандидатской проф., д.т.н. Басовский дал мне рекомендацию в столичное экономическое изд-во Инфра-М, то у меня всё было собрано (читай свёрстано) в обычном текстовом редакторе Word. Вся книга "Учитесь работать на компьютере" со всеми её ставшими со временем редкими-забытыми (да кому такие тонкости нужны!) темами-самостоятельными работами-теоретическими изысками.
У MS Word была тогда проблема с технологией "главный документ" в отношении наполненных графическими объектами документов-тем, если общий объём документа превышал 100 страниц (а книга была более 500). То есть по сути проблема Word была только лишь с автоматической нумерацией страниц по здоровенной книге. Что легко обходилось за счёт ручного контроля каждого начального номера страницы для конкретной темы и распечаткой документов (тем, самостоятельных работ) по-отдельности. За стабильность объектов документа (текста, рисунков, таблиц) от сдвига тогда отвечали: стандартизированный принтер по-умолчанию (просто дома ставился драйвер того же принтера, что стоял в издательстве) + стандартизированный шрифтовой набор (у издательства были свои шрифты, которые не входили в шрифтовой набор MS). И всё-бы вполне прошло и без перевёрстки в Издательской Системе типа PM 6.5 (графики тогда в книге было относительно не так уж и много): всё распечатывалось как надо, даже самый сложный объект базовой графики - векторная роза. Но издательство на тот момент делало какому-то, кажется, экономисту книгу в полный цвет (это качество глянцевого журнала). И тогдашний тех. ред. Щукин пошёл к глав. реду Прудникову: "Как будем делать? В полноцвет (что для компьютерной книги было обосновано, так как панели инструментов офисных программ цветные) или чёрно-белой?" А так как у Инфра-М была дама-корректор весьма и весьма ответственная (я с ней потом, когда "бодался", то не менее 90% её замечаний принимал), то все понимали, что месяц или даже больше у неё уйдёт на чтение (там реально много работы). Поэтому они решили на всякий случай поручить своему верстальщику делать под полноцвет (без Издательской Системы отследить проблемы типографских цветоделёных плёнок ещё никому не удавалось), а значит всё переделать в PM. Ну а потом всё как всегда: рынок не так уж и желал тратиться на дорогие полноцветные книги для начинающих и издание в итоге выпускали чёрно-белым. Так что как таковое время на перевёрстку, оно как раз никакой роли в серьёзых издательствах и не играет: это просто лишние несколько месяцев после того, как корректор согласует свою позицию с автором и всё отдадут верстальщику на переделку и итоговое отсматривание гранок.
P.S. В память об этих событиях, когда уже я сам организовывал издание своей Азбуки во "Льве Толстом", то я потом забрал у них весь комплект типографских пусть и чёрно-белых плёнок (это такие здоровые прозрачные "диафильмы" размерами метр на метр с лишним и храню их: когда-нибудь ими, как обоями комнату себе оклею).