История не просто клюква, от которой тошнит. буквально от каждого слова. это не просто моральная деградация.
Это просто дебилизм, считать читателей дебилами.
Соловки в первую очередью были истребительным лагерем. Легендарным истребительным лагерем.
слово Соловки ввернули в текст , для красивого словца. от этого тошнит. а вы этим гордитесь. ПОЗОРНИКИ. место , где убили , ну очень много людей, буквально от голода. аффтор пытается превознести , как героическое место сражений с гитлером.
Сука, ты , а не аффтор.
я Украинец, я не уважаю рузких, я ненавижу русских , но я молча снимаю шляпу, перед Людьми , которые погибли. в том числе и на Соловецких островах. Земля Им пухом.
Vladsam777 ★➦sasha22148• 27.10.20 15:18
Если бы вы не гневались понапрасну, а внимательно прочитали текст и покопались в интернете, то узнали бы, что в Савватиево (Соловецкие острова, Архангельская область) в 1941-1958 годах была школа младших авиационных специалистов Северного флота. Для морской авиации. Боёв там не было.
На Соловецких островах (географически -это группа островов, в народе называемая Соловки) была размещена и школа юнгов. Аналогичная ШМАС была в Выборге, где продолжил службу дед в 1947 году. Кстати дед мой наполовину украинец, с украинской фамилией, которую и я ношу. Дед, к счастью, никакого отношения к истреблению несчастных каторжан не имел. Кроме того, по материнской линии мой прадед Павел Кузнеченков (род. с Перхурьево, Кубенского р-на, Вологодской области) был репрессирован и сослан на 3 года в Солове́цкий ла́герь осо́бого назначе́ния (СЛОН, «Соловки́») в результате раскулачивания. Вернулся, потеряв здоровье и вскоре умер. Мне жаль и своих родных и свой несчастный народ, переживший множество бед. Ничего против Украины и её граждан не имею. Научен уважать людей не за принадлежность к нации, которую мы не выбираем, а за их поступки. Поэтому моё личное мнение - гордиться или стыдиться своей национальности это равновеликая незрелость. К счастью, ваши обвинения в мой адрес беспочвенны и всего лишь показывают, что вы невнимательно прочли текст, сконцентрировавшись на слове Соловки. Возможно, вам от ненависти трудно даётся русский язык, поэтому вы поняли только то, что сами хотели прочитать. А оскорбления и тыкания незнакомому человеку проявляют вашу сущность, но не мою. Надеюсь, я вас немного проинформировал. Мне искренне жаль, что вы испытываете ненависть. Помните, что она бывает разрушительна не только для объекта приложения, но и для её носителя, ибо может лишить хладнокровия и ослепить разум. Желаю вам больше добра в сердце и благополучия в жизни.
Спасибо вам за интересную историю.
Мой прадед был командиром отделения 1 стрелковой роты 1 стрелкового батальона 63 бригады морской пехоты.
Данных сохранилось крайне мало, только недавно узнала о заслугах прадеда (через соответствующие сайты) и заинтересовалась историей его службы.
Серега Питерский• 06.10.20 22:53
Миномётной погготовкой тех десантов занимался мой дед.Он начал воевать ещё в "зимнюю войну" в артиллерийской разведке.А в Заполярье был миномётчиком.Для обеспечения высадки чкрез тундру в тыл немцам выходили расчёты батарей миномётных.Тащили всё на себе.И подойдя на дальность действительного огня накрывали береговые батареи.Историю мне рассказал мой отец,когда случайно(а таки не случайно)он привёз деда к его однополчанину.(дрова привёз)И как говорится-рыбак рыбака оба сразу друг друга опознали!И пошла пьянка!
Вспоминаю рассказы тогда еще живых морских пехотинцев - участников тех десантных операций. Адмирал Головко у них был в большом почете.
Мне кажется, что сходню можно бросить с борта корабля только на оборудованный берег - причал, набережная и т.д.
Дядя Дися ★➦Tio Marcos• 06.10.20 23:29
зажрались ?
нормально кидается на дно, где уже не по-пояс, а по-колено .
Мой дед был в Феодосийско-Керченском десанте. Я об этом историю писал даже (ежели интересно, https://www.anekdot.ru/id/863574 ). Высаживались, если можно так сказать, зимой, в минус 10-15, около мыса Хрони с пароходика "Ейск" (этот пароход до сих пор там на дне). Он был в первой волне. А точнее, других волн и не было. До берега добрался, по его словам, может быть каждый пятый, и от батальона осталось одно название.
Вспоминая его рассказ, никакими 40 кг там и не пахло. У рядовых и сержантов были винтовки, несколько запасных обойм и каски. Даже автоматов не было. У него, как у взводного, лишь наган. Про гранаты не знаю, не подумал спросить. Ну и небольшой вещмешок у каждого был.
Вполне возможно это была или специфика "первой волны", а скорее всего специфика 1941-го года. После, когда немного научились воевать, десанты стали другими.
Взводный который не пошёл со своим взводом на задание, большой косяк. Повезло пареньку, что это не 1941-й. Тогда причину, что да как, могли даже не выискивать, быстрый трибунал и расстрел. А могли и без трибунала.
Vladsam777 ★➦yls2• 06.10.20 20:16
Бойцы 12-й Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота на марше через хребет Муста-Тунтури во время Петсамо-Киркенесской операции. Мурманская область, октябрь 1944 года.
https://yadi.sk/i/DXGuC3MHBL3bnQ
yls2➦Vladsam777• 06.10.20 20:40
Октябрь 1944-го и декабрь 1941-го, это две совсем разные по качеству и вооружению силы РККА.
Хорошая история! Душевная. Вот только ассоциации нашим врагам может навевать нехорошие. Типа, немцев не мы победили, а генерал Мороз, а теперь вот ещё и майор Водка. Получается, что пока наркомовские 100 гр не получали - до этой поры и отступали. А когда стали морду заливать - так геройство и попёрло! Неправильно это как-то... Обидна, понимаешь ли...
vvt251 ★➦Chicago95• 07.10.20 08:52
Майор водка за немцев воевал. Дед рассказывал, немцы перед тем как оставить железнодорожную станцию выкатили цистерну со спиртом (нормальным, этиловым). Как командиры ни старались, наступление остановилось.
Небольшая поправка - Рыбачий и Средний - это полуострова. Там шли кровопролитные бои. По плану Барбаросса Мурманск должен был пасть на третий день войны, но он выстоял, да так и не был взят немцами. Более того - границу СССР у столба номер один немцы так и не смогли одолеть.
Ежели лейтенант такой хлипкий, что со ста грамм валится, могли бы бойцы и выгрузить своего командира, или они там все слабосильная команда из дистрофиков?
Вроде в морпехи хиляков не брали, как они 40кг железяк то таскать собирались, или бросить сразу после выгрузки? И что там в этих 40кг, боеприпасы на 3 месяца боев или пушки разобранные на части из комплекта сделай сам?
Vladsam777 ★➦Plato• 06.10.20 14:08
Выгружать юношу на берег, чтоб с ним няньчиться? Нахрен он там кому в бою нужен в таком состоянии. Я ему не наливал, сколько он выпил и какова его норма установить не имею возможности. С непривычки и 100 грамм могут свалить. В морпехи всяких брали. Особого отбора не было. Кстати в современном спецназе лучше всего чувствуют себя ребята весьма средней комплекции. Там, где важна выносливость больше чем сила, богатырям тяжеловато. Кто в армии служил и с оружием побегал, знают, что 40 кг. амуниции - это совсем не много для боя. Если не путаю, одна только снаряженная лента к максиму тянула на 7 кило. Винтовка, стальной шлем, гранаты, цинки с патронами, шанцевый инструмент для преодоления заграждений и рытья окопов, собственное добро в вещмешке, всё это неплохо добавляет веса, а это только у простого стрелка. Пулеметчики, минометчики, связисты - у этих военного имущества ещё больше. А в активном бою боеприпасов много не бывает.
Trumpcard➦Plato• 06.10.20 18:34
Там 10-20 кг личного оружия (винтовка/пулемет, патроны, гранаты), а дальше кто сколько сможет унести мин к миномету (3 кг к 82 мм, 16 кг к 120 мм). Пулемет Максим это две детали по 25 и 40 кг. 82 мм миномет - три детали по 20 кг -"сделай сам".
Харлампий ★➦Vladsam777• 07.10.20 01:09
Вспомнилась история - попросил я как-то соседа-богатыря 6 с гаком футов росту и бицепсами побольше моей ляжки, помочь мне разгрузить от гаража до дальнего конца двора около сотни мешков цемента и чуть поменьше мешков песка. Я тогда ставил забор и бетонировал столбы в ямах. Где-то на 30-м мешке он сдох и извинившись ушёл и я всё дотаскал сам. Я бы подумал что ему просто стало в лом, да его жена вечером жаловалась что он еле живой домой пришел.
alexx__ka ★➦Харлампий• 07.10.20 09:37
Может спортивные травмы, грыжи межпозвоночных дисков и т.д.
Не каждый качок имеет идеальное здоровье...
Харлампий ★➦alexx__ka• 07.10.20 18:36
Да, вполне возможно. Я просто об этом где важна выносливость больше чем сила, богатырям тяжеловато - внешний богатырский вид не всегда способствует. В армии на маршбросках у нас тоже самые рослые быстрее выдыхались, у них ведь нагрузка за счёт веса и роста больше.
sasha22148➦Vladsam777• 22.10.20 17:00
там где нужны мозги, а не все остальное. остальным тяжело приходиться. так бывает.
ну в рашке , есть такая проблема. кадры - самая дефицитная часть.
Послушайте, ну может быть хватит? Всех этих историй времен Великой Отечественной? Или Вернер отдельную ветку создаст - "Несмешное, зато патриотичное". У меня нет возможности рассказать о деде. Знаю, что связист, что погиб в 42-ом под Ленинградом, что в братской могиле захоронен. Что бабушка буквально выживала с двумя дочками, ведь льготы для "ветеранов и инвалидов" на вдов не распространялись.
Это, вообще, крайний идиотизм: твой муж вернулся с войны, ты при муже, слава, почет и уважение, и прочие няшки от государства. А если "пал смертью храбрых" - ты вдова, с детьми, никому нах не нужная, выживай, как можешь.
Понятно, что когда народу нечем гордиться вообще, он начинает выпячивать славное прошлое. Но на этом сайте конкретно достало.
Каролинский Жнец➦Gregor S• 06.10.20 13:30
Когда выпячивают славное прошлое, то это еще ничего.
Хуже, когда славное прошлое выдумывают.
(Не имею в виду конкретно эту историю.)
Yourrry ★★➦Каролинский Жнец• 06.10.20 13:37
Интересный у тебя ник. А ты его ел? Почему спрашиваю... я его выращиваю.
Проффессор ★➦Gregor S• 06.10.20 15:41
Высокий рейтинг истории показывает, что она людям нравится. Большинству. Для всех мил не будешь. Демократия, аднака.
POLLYPEY➦Gregor S• 06.10.20 15:58
главное чтоб история была интересная - если это не тупая пропаганда или реклама то почему бы и нет - да и в этой конкретной истории посыл правильный - глядишь до оного из повторяшек может че дойдет - ну а если нет значит в рай - как обещал великий пукин - интересно он про рай как про пенсии
Gregor S ★➦Проффессор• 06.10.20 16:42
Аднака, у плюсующих, видимо, были дедушки. У меня - нет. И даже не о льготах "инвалидам, ветеранам и к ним примкнувшим" речь. Просто скажу - у меня не было возможности обратиться к кому-то "Деда!" Они просто погибли. Безвестно, как погибают солдаты.
Грегор,
Знаете, я тоже не люблю патриотичное.
Но тут как раз ничего особенно патриотичного не вижу. История из жизни.
А насчет вьiживания: вот, папин отец, да, интендантом - всю войну прошел; на войне везде несладко. Пока он ее проходил, войну, а бабушку с отцом и его сестрой евакуировали из Одессьi в Андижан, и их ограбили на станции, и они остались в степи одни, без вещей, не зная, куда идти.....и так бьiло довольно долго. Муж-офицер, а надо вьiживать. Есть нечего.
В конце концов пришел продаттестат. Как-то бабушка смогла спасти обоих детей.
И, насчет вернувшихся с войньi - ну, да....а потом в 53м уволили из армии без пенсии, и в землянке опять надо бьiЛо вьiживать - квартиру в Одессе сдали. Так что, Родина по-разному относилась и к прошедшим войну, и к награжденньiм, и.....
Vladsam777 ★➦Gregor S• 06.10.20 17:40
Искренне сочувствую. И смею надеяться, их смерти позволили кому-то другому продержаться, выжить и победить. Может кто-то из них принял ту пулю, которая могла достаться моему деду. И не родился бы мой отец. И не было бы меня. Поэтому мы и должны помнить о всех павших на этой проклятой войне. Даже тех, кто до фронта не дошел и не успел выстрела сделать.
Малютка Бо Пип ★➦Gregor S• 06.10.20 18:27
"...крайний идиотизм: твой муж вернулся с войны, ты при муже, слава, почет и уважение, и прочие няшки от государства. А если "пал смертью храбрых" - ты вдова, с детьми, никому нах не нужная, выживай, как можешь."
Миллион плюсов. Моя бабушка так же выживала: муж и два старших сына погибли на войне, она осталась с двумя малышами на руках, дом немцы сожгли дотла, ей удалось с детьми убежать от расстрельной команды - и никогда ни малейшей помощи от государства. Не для таких, как она, были спецмагазины "Ветеран" и т.д., и т.п.
Спасибо, Gregor S, что Вы понимаете весь мрак этого идиотизма.
Vladsam777, Вам плюс и благодарность за историю и за отзыв в этой ветке.
Pax Slavica ★➦Морж• 06.10.20 20:02
Если патриотическое бомбит, тут и анти-патриотического и предательского полно
Морж➦Pax Slavica• 06.10.20 20:44
Я не знаю, что имеется в виду под "бомбит"; я имею в виду "патриотику" последних лет, из разряда "можем повторить"; а если ето в смьiле "читать противно" - нет, не противно, просто воевали они, а "могут повторить" - ети, сегодняшние, которьiе ... вообще непонятно кто, зачастую, и что они могут в смьiле "повторить".
Так-то, в моем возрасте огорчаться читаемому в Интернете пора б и перестать.
Gregor S ★➦Gregor S• 06.10.20 21:22
Спасибо всем, кто поддержал. Это реально выстраданная тема. И лучше, чем Владимир Семенович в "Балладе о детстве", никто, наверное, о той трагедии не скажет:
"Она* ему**: Как сыновья? - Да без вести пропавшие***
Эх, Гиська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие.
Вы тоже пострадавшие, а значит обрусевшие.
Мои - без вести павшие, твои - безвинно севшие".
* Гися Моисеевна Яковлева, соседка.
** Евдоким Кириллович Усачёв, не вернулся с войны.
***Для России 5 миллионов пропавших без вести до сих пор — обезличенная масса. Ни живые, ни мертвые. Не оплаканные и не похороненные. Спустя 75 лет после Победы надпись на Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» — это уже не только о героизме и самоотверженности народа, но и о безразличии государства к своим защитникам.
Pax Slavica ★➦Морж• 06.10.20 21:22
«Можем повторить» осталось уже как это и только в комментариях кто рьяно против.
Расскажите нам всем, включая наследников ветеранов, как гордиться правильно, чтобы не ранить ваши чувства.
Вообще все массовое правильным и тонким быть не может.
Дядя Дися ★➦Малютка Бо Пип• 06.10.20 23:13
обе мои бабки пережили Войну, имея на руках по три малых ребенка (один, правда, достиг 12 лет, пошел на завод).
у одной муж был рядом, у другой - не было.
они (бабки) прожили долго и много рассказывали "про жизнь".
ни разу не высказались "яжемать, а государство не помогало !".
тогда не принято было у государстВ - помогать ...
Малютка Бо Пип ★➦Gregor S• 06.10.20 23:14
Поверьте, это глубоко прочувствовано и искренне.
Малютка Бо Пип ★➦Дядя Дися• 06.10.20 23:15
Верно, моя бабушка тоже не жаловалась. А мне за нее обидно. Уверена, Вы это понимаете.
Дядя Дися ★➦Малютка Бо Пип• 06.10.20 23:28
нет, мне за них не обидно.
они прожили свою долгую жизнь, не прося помощи у государства, (но иногда требуя положенное по-закону).
и, мне их не жалко, Баба Тася до 97 лет не была жалкой ...
Малютка Бо Пип ★➦Дядя Дися• 06.10.20 23:38
Я Вас понимаю. Рада за Ваших бабушек) Но я хорошо помню и квартиры для ветеранов и их семей, и машины для ветеранов, которые по факту доставались родственникам, и как дефицитные товары (вплоть до джинсов) продавались исключительно в спец.отделе для ветеранов. А вдовы погибших, как очень правильно указал Gregor S, не получали и доли такой поддержки.
Не просили, но требовали - хороший вариант. Надеюсь, требования удовлетворялись.
А сейчас, коль скоро мы вспомнили наших бабушек, давайте скажем им: Вечная память! И на том закончим беседу, хорошо?)
Дядя Дися ★➦Малютка Бо Пип• 07.10.20 00:48
мне рассказывали о нескольких требованиях.
одно было совсем спекулянтским )))
комент ★★★➦Gregor S• 07.10.20 01:58
Льготы ветеранам нужны не для гуманизма и не для благодарности. А по опыту Первой мировой - что б ветераны не востали, не поубивали правительства или каких еще проблем не устроили.
Вдова с двумя дочками такой опасности не представляєт. Нахрена ей давать льготы, "слава, почет и уважение, и прочие няшки"?
sasha22148➦Gregor S• 17.10.20 18:36
почему безвестно. как раз и понятно. как погибли. низкий поклон.
Мой один дед погиб в 1942. Награды не успел заработать. Остались ФИО на мемориальной плите среди тысяч других в Москве. Второй партизанил,имел медаль "Партизану Отечественной войны". Был ранен в ногу, всю жизнь хромал. Работал председателем колхоза, лесником. Умер в 1986. 7 детей. Внуков 22. Внуков любил, был строг, крапива и хворостина как здрассте за дело. Не курил. Бабушка ему выпивать не давала. Про войну ничего не рассказывал, ограничивался словами вроде "это прошло давно,не помню, книжки читай, там все написано".
от партизан для местного населения обычно было больше вреда чем пользы. у евреев, коммунистoв и их родственников попавших в оккупацию не было выбора - они шли в партизаны. но за каждую их акцию немцы уничтожали целые деревни - живьем сжигали ни в чем неповинных людей (детей, женщин, стариков)...
не мудрено, что дед "ничего не рассказывал".
Flight12345➦jfk• 06.10.20 16:48
Не нравится сопротивляться? Не сопротивляйтесь. Берите пример с французов. В основной массе они прекрасно уживались с нацистами и даже в победители фашизма попали. Только не забывайте слово колаборант.
Каролинский Жнец• 06.10.20 13:03
А вот "тупые американцы"(тм) за всю ВВ2 только одного солдата за дезертирство расстреляли.
Хотя дезертиров выше Капитолия было.
И заградотрядов у них не было.
И организаторов заградотрядов.
ru.wikipedia.org/wiki/Словик,_Эдвард_Дональд
Soma➦Каролинский Жнец• 06.10.20 15:13
Вообще то в армии США заградотряды были - 20 дивизионов 1..18, 51 и 52. Появились в 1939 году для обороны баз в Тихом океане и Карибском море. Однако США воевало на суше мало, поэтому 17 из них переделали в ПВОшников, заградительными (аналоги наших особых заградотрядов) остались только 6, 54 и 52. Были и у британцев - думаю Бредли не врал в мемуарах.
На самом деле сказки Хрущева растут из тройственного толкования - в СССР в годы ВОВ было три типа заградотрядов - НКВД (приказ 227), погранцов в подчинении НКВД (директива 35523) и РККА (инициатива Еременко). К 1943 оставались только третьи. И весь случайный дружественных огонь списывался упорно на них.
Впрочем, у союзников friendly fire был распространен не меньше, был и у немцев с итальянцами (по Японии как то не встречал). Так итальянцы теряли даже маршалов (маршалом Бальбо), а американцы генералов (Лесли Макнэйр), так что тут в общем большой разницы нет
Чем именно "достал"? Голые факты и надо воспринимать беспристрастно.
Со времен первого рассвета цивилизаций во всех крупных сражениях существовал фактор морального духа и аналогов заградотрядов. Если войнушка мелкая, то необходимости в них могло и не возникать. А вот что действительно утомило - так избирательная ложь. И в российской царской армии были "батальоны смерти", и в гражданской США как минимум в армии северян (организатор - Джуда Бенджамин)
К примеру, автор указал, что "американцы... только одного солдата за дезертирство расстреляли", но умолчал, что британцы при операции Оверлорд только за сутки расстреляли 300 своих дезертиров... Так что вопрос масштабов, выборки и открытости.
Дядя Дися ★➦Soma• 06.10.20 22:55
огонь заградотряда и дружеский огонь в кучу смешал нафига ?
Soma➦Дядя Дися• 07.10.20 09:50
оттого и "намешал", что заградотряды вообще то по своим не стреляли, тут скорее автор намешал.
Первые указанные мною вообще то ловили дезертиров, а вовсе на стояли в тылу, препятствуя бегству - функции расстрела бегущих с поля боя у них не предусматривалось, как бы не рассказывали эти байки. Максимум их функций (исключительные ситуации) - расстрел дезертиров после решения трибунала. По сути это вообще то в современном понимании скорее военная полиция.
А вот дружеский огонь по своим в случае проявления малодушия прямо в бою - это уже не заградотряды НКВД, а заградотряды РККА. Если бы автор не накидал все в одну кучу, то и я говорил бы более узкопрофильно, а так пришлось отвечать столь же широко, как и он задал тему
С 30-40 килограммами железяк всяких минут 10 не побарахтаешься. Не замёрзнешь точно.
Vladsam777 ★➦Pivo Vodkin• 06.10.20 12:21
Побарахтаться можно, если успеет боец железяки скинуть, да сапоги, да бушлат. Только недолго барахтаться. От переохлаждения часто сердечная недостаточность наступает, либо печень отказывает.
cipolini➦Pivo Vodkin• 06.10.20 18:12
если по доскам с катера на берег десантировались то там не далеко было, значит и не так уж глубоко. Так что больше шансов пневмонию подхватить.
Pax Slavica ★➦Pivo Vodkin• 06.10.20 18:38
В такой воде положено сразу себя руками обхватить и греть сердце чтобы не встало. Главное если бросят фал смочь его схватить. Больше ничеготю делать не то стоите получится, нельзя. Переохлаждение
Pax Slavica ★➦Pax Slavica• 06.10.20 18:39
Не то чтобы не стоит пытаться (ничего другого не делать), нельзя.
Дядя Дися ★➦cipolini• 06.10.20 22:45
я по дощатым сходням "десантировался" с яхты на пирс, глубина под сходнями не меньше 10 м была...
комент ★★★➦Vladsam777• 07.10.20 02:19
Медицинский норматив для такого холодного "купания" - восемь минут от окунания до остановки сердца. При чем часто независимо от доставания. Большинство тех кого сразу достали окочурились уже после спасения, через восемь минут после окунания.
Chicago95 ★➦комент• 07.10.20 05:18
А ты не гонишь, дядя? У меня группа знакомых вудиётов целую зиму в Мичигане купается. Я лично видел 18 минут при минус 30. Сам я купался минут 10-15 без подготовки при плюс 5-10. Абсолютно ничего если не считать бейцы в животе
Тёткин муж во время войны ходил по Каспийскому морю на рыболовецком баркасе помощником моториста, ловили рыбу. Ему тогда было 14 лет, а баркаc был точно такой же как в фильме "Белое солнце пустыни".
Так он тоже участвовал в высадке десанта, тогда по всему побережью собрали множество рыболовецких баркасов, посадили на них солдат и десантировали в таком месте Каспия, где было мелководье и немцы там наступления не ждали. Командир, который руководил десантом приказал ждать и если услышат, что стрельба удаляется от берега, то можно уходить.
Наступление удалось, потом всех кто участвовал в десанте наградили медалью "За оборону Кавказа".
А после войны он ещё пять лет отслужил срочную службу в Белоруссии, однако раз в год ездил домой в отпуск.
Десант на Каспийском море? Не знал, (1) что немцы дошли до Каспийского моря и (2) что там был десант. В каком году? Ссылка? Google об этом ничего не знает. Был десант в Иране в августе 1941, но не думаю, чтобы там были немцы.
AleM ★➦Serge712• 06.10.20 19:17
К сожалению спросить подробности не у кого, тёткин муж давно умер...
alexx__ka ★➦Serge712• 06.10.20 23:41
Каспийское... Азовское...
Да какая ему нахрен разница.
Главное - "деды воевали", "можем повторить" и прочая победобесная пропаганда ...
комент ★★★➦Serge712• 07.10.20 02:23
немцы дошли до Кавказа. И даже прошли все перевали горньіх хребтов. Взяли Грозньій. Немножко не дошли до Баку. Рубились в "Калмьіцких степях".
Вполне могла бьіть какая то переброска в тьіл немцам баркасами по Каспию.