Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1117185

в ответ на историю 1 июня. В ту самую неделю, когда будущий король французского шансона Шарль Азнавур, он же Шанур Азнавурян, появился на свет, его отец, бывший повар царской армии, и дед торжественно открыли на Рю де Шампольон, 3, небольшой русский ресторанчик, названный "Кавказским". По замыслу хозяев, заведение это должно было собрать под своей сенью весь цвет русской эмиграции первой волны - тех вельможных князей и графов, что ныне вынуждены скромно зарабатывать на хлеб, крутя баранку парижских такси. "Они водят свои автомобили, как когда-то их слуги управляли тройками", - сочувственно вздыхал сердобольный Миша Азнавурян, мечтая за бокалом вина о тех временах, когда, счастливо расположившись в уютной атмосфере его ресторана, клиенты смогут спокойно наслаждаться блюдами родной кухни и блаженно ностальгировать, вспоминая ушедшие времена. Реальность, однако, внесла в эту хрустальную мечту свои мрачные коррективы. Ресторан действительно был всегда переполнен - но касса, увы, пустовала. Причиной столь странного противоречия стало доброе сердце Миши Азнавуряна. Посетители "Кавказского" - студенты, художники, бесконечные армянские родственники и знакомые хозяев, а также разнообразные попрошайки и пройдохи, которых в Париже конца двадцатых годов было пруд пруди - предпочитали покушать в кредит и даже не думали расплачиваться. "Ничего, когда-нибудь все эти люди придут к нам, чтобы отдать долги и сказать спасибо за то, что мы помогли им в трудную минуту", - не уставал повторять наивный Миша друзьям, упрекавшим его в неуместном простодушии. В общем, все закончилось так, как и должно было: в 1930 году последнее из пяти "Кавказских" заведений Азнавурянов пришлось закрыть. За несколько часов до закрытия в зал вошли два студента-эфиопа из Аддис-Абебы: "Мы пришли, чтобы расплатиться... " "Не стоит, друзья мои, мы все равно уже не работаем", - грустно ответил им Миша Азнавурян. Тем не менее студенты настояли на своем и, отдав деньги, ушли - став, таким образом, единственными из клиентов "Кавказского", кто за шесть лет существования ресторана заплатил по долгам. С тех пор отец Шарля до конца своих дней мечтал уехать в Эфиопию - загадочную страну, где живут такие честные люди...
+889
Проголосовало за – 977, против – 88
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
56 комментариев, показывать
сначала новые

Canfrarus02.06.20 18:08

А сам Азнавурян, был кристально честным человеком и принимал себя как есть, будучи гордым за свой народ: переделал себе армянский нос, давал святки политикам (как правым, так и левым) чтобы платить налоги в Швейцарии до конца дней своих, приезжая во Францию на заработки, о чём признался на всю страну на радио France Info в 2013 году...

+3

s368➦Canfrarus02.06.20 19:13

>...чтобы платить налоги в Швейцарии до конца дней своих...

Не знаю точно, но думаю, что дело не в "выплате налогов", а скорее в "укрывании доходов" от Франции, когда еще американцы не добрались до швейцарской "банковской тайны".
Так то в обеих странах "прогрессивная" шкала: хотя да, во Франции налог может доходить до 47% против максимальных 37.7% в швейцарском кантоне Невшатель (ставка различается по кантонам).

+0

DaddyCool➦s36803.06.20 19:50

Отож Депардье в Саратове или где там квартирку прикупил. Я с хранцузами работал, жлобы они такие, что нам не осознать даже. В наших мозгах их жадность ну не уместится!

+0

комент ★★★02.06.20 13:03

"...И хруст французской булки..."

В реальности большинство "царских офицеров" страдали не от начитанности и утонченности. А от безграмотности — около половины не умели читать вообще. И чем старше звание, тем больше "неграмотность". Среди генералов не умели читать уже около 70%.

Причина — офицерами становились не умные, не образованные, а дворяне. Просто автоматически по праву происхождения. И чем круче родословная, чем больше у дитятки прислуги и нянек, тем круче генеральская должность такому лоботрясу достанется в 18+ лет. Автоматически или за деньги. Зачем уметь читать, если даже одеваться можно не уметь — лакеи одевают?

Роль военных академий для обучения будущих генералов выполняла служба рядовым в "гвардейских полках". Служба в гвардии обходилась очень дорого — но не на учебники и чернила, а на дорогие мундиры для парадов и дорогой алкоголь для пьянок. Официальным условием попадания в гвардию (кроме денег) тоже был не интеллект, а родословная.

У бедных дворян был хоть какой-то материальный стимул учиться и среди низших дворян "грамотен" могли сказать уже около 80%.

Как следствие большинство из царских офицеров максимум на что могли быть способны - "с саблей в руке возглавить атаку". Что они в массе своей успешно и сделали в первый же год "Первой мировой" - в лоб на пулемет Максим (он же MG-08). Убыль кадровых офицеров за год составила 90% (до 1917 года их осталось около 4%). В следующих несколько лет повыкосило офицеров из мобилизованных дворян. В пехоте катастрофически не хватало офицеров. Не потому что их долго учили, а потому что в Империи уже не хватало дворян "мужеского пола".

До "Первой мировой" практически запрещалось массово "производить в офицерское звание" НЕдворян. И даже нужда заставляла-заставляла, но не заставила. Для НЕдворян придумали НЕофицерсоке звание "прапорщик". Условие — прохождение курсов прапорщиков. Условие поступления на курсы - "грамотность" и отличие в бою.

Такими прапорщиками заменили тысячи и тысячи лейтенантов. Но убыль в боях приводила к тому что прапорщики командовали ротами и батальонами, иногда полками, звания не получая. Дворяне брезгливо обзывали "Великую войну" войной прапорщиков. И не только в России — Пруссии тоже физически уже не хватало дворян для все офицерских должностей.

"Таким образом, к осени 1917 г. командный состав Действующей армии, практически соответствовал числу лиц в России того времени, имевших какое-либо образование (хотя бы и низшее)"

Но неожиданно оказалось, что "простолюдин" может вполне себе командовать полком. И в большинстве случаев оказалось что даже удачнее чем "графья". Прапорщик в 90% случаев умел читать, имел боевой опыт в окопах и ранее уже побывал в шкуре простолюдинов, которыми командовал (80% прапорщиков происходили из крестьян).

Даже сейчас среди офицеров очень популярными остались пьянство, воровство и садизм к подчиненным. Потому и служить срочную многим физически противно в такой армии. В те времена такое поведение считалось вообще практически кастовой социальной нормой поведения. Почти обязанностью.

Особенно сильно кастовая неприязнь офицеров к "нижним чинам" была выражена во флоте. Почему то несмотря на их относительно хорошую образованность флотских офицеров (или благодря ?). Воспоминаний про неподобающее поведение русских офицеров к своим матросам сохранилось много даже у английских морских офицеров. С шокирующими подробностями. Даже в "белой армии" после революции.

Я ярый закоренелый антикоммунист. Не одобряю, не поддерживаю. Но простой примитивный ход логики понимаю прекрасно. Понимаю почему матросы живьем жгли своих капитанов в топках броненосцев. Понимаю почему солдаты живьем сдирали с офицеров кожу. У них были на то "личные мотивы"...

Рекомендую не очаровываться художественными фильмами и даже художественными книгами. Их задача почти как у Соловьева — изобразить героя и антигероя навешивая "клише" и "штампы". Школьным учебникам вообще доверять глупо, как телевизору.

Читайте документалистику, мемуары участников. И истории на anekdot.ru. Даже не anekdot.ru больше правды чем в "художественном вымысле". Даже такого неплохого фильма как "Храброе сердце".

+-1

Al Kh ➦комент02.06.20 13:30

Ваш первый абцаз с цифирькой в 70% откуда взят? Какой год имеется ввиду, при екатерине II или при николае II? Перед пмв все офицеры были из военных училищ. Кто не имел ср образования шел в юнкера а не производился сразу в офицеры
А уж хрвброе сердце в конце вашего пассажа так и вообще пришей кобыле хвост. Как любила писать наша учительница на полях дурацких сочинений когда одна часть никак не связана с другой и вообще не по делу

+12

НМ ★★➦комент02.06.20 14:18

Ничо себе, полкилометра текста про безграмотных офицеров в ответ на байку о банкротстве ресторана "Кавказ"...

+10

Мойадрессоветскийсоюз➦комент02.06.20 16:44

Про дворян аналфабетов Не верится, что то. Если не они могли получить мало мальское образование, то кто ¿

+4

комент ★★★➦Мойадрессоветскийсоюз02.06.20 18:52

Могут но не всегда хотят.
Хотят играть в карты, бухать, сквернословить. И другие "гусарские" забавы офицеров.
А учиться читать за такими "забавами" времени хватало не всем.

Посмотрите на современных "мажоров".
Они могут получить любое образование.
Но не у все они могут заставить себя хотя б посещать пары, если у них и так "200 балов по ЕГЭ". Зачем? Когда?

+4

Al Kh ➦комент02.06.20 21:11

Может всё таки снизойдете до ответа мне
Цифру 70 откуда взяли?при наличии отсутствия царских офицеров в 21 веке.всяких.грамотных и неграмотных.то есть личное знакомство исключается😁 остаётся или из интернета.тогда порядочные люди называют источник и имя автора. Или ... из пальца
А особенно генералы не умеющие читать/писать. Пожалуйста, хоть одну конкретную фамилию

+2

rodkom➦Al Kh03.06.20 10:06

Не, не снизойдёт он). Обосновать всегда сложнее чем просто спиздануть что-нибудь)

+0

DaddyCool➦комент03.06.20 19:54

По-русски и без мата: либертоидная брехня. Я в 6-м поколении дворянин, и советский офицер. А по матери прппрапрадед атаман Гребенского казачьего полка, образованнейший офицер. Даже гнусно читать этот высер либераста.

+-2

DaddyCool➦комент03.06.20 20:04

Не путай... ну, ты понял. Исходя из поставленных задач, которые любой Генштаб просчитывает, для военного времени будут поставлены кадры. И у Куприна пространно рассказана система обучения, не надо считать предков идиотами (пол-Европы взяли вместе с Крымом). А на то время, только бояре при Иване 4-м могли себе позволить не уметь читать. Каковых он же и унасекомил, чтоб остались умные.
С нынешними временами прошу не коррелировать, время не военное, мажоры резвятся, пока им не зажмут гонады при необходимости. Будет надо - зажмут.

+0

НМ ★★02.06.20 11:49

Впервые слышу, что название ресторана "Le Caucase" переводится как "Кавказский" :-). Говорит о том, что автор текста изначально не в теме.
Если я буду рассказывать, что ресторан в Москве назывался "Арагвийский" и что-нибудь наплету про его директора - мне кто-нибудь поверит?

+6

НМ ★★➦НМ02.06.20 11:57

И в Париже не может быть Rue _DE_ Champollion. Если есть "де" - то это "улица, принадлежащая Шампольону". Реальное название улицы "Rue Champollion" (параллельно бульвару Сен-Мишель), безо всяких "де". Еще один прокол автора-выдумщика, не знающего реалий от слова совсем.

+7

НМ ★★➦НМ02.06.20 12:08

Ну, и Великая Депрессия коснулась не только русских графьев и князей. Ресторан пришлось закрыть по причине массового падения доходов парижан. Кстати, все биографы пишут, что артист оперетты Михаил Азнавурян (насчет "повара царской армии" - это вроде бы был не отец, а дед) открыл только один ресторан, а не пять. Если открыл все же пять, значит, дела с князьями в качестве преимущественных клиентов шли не так уж и плохо?

+7

s368➦НМ02.06.20 13:45

Да, ваша корректура верна :)
Но тем не менее история про ресторан и кормежку в долг правдива: можно посмотреть например начало книги об Азнавуре - знатока "французского шансона" Raoul Bellaïche - "Aznavour 'Non, je n'ai rien oublié'".

А автору спасибо за "наводку": книгу нашел имненно из-за упомянутого адреса :)

+7

Мойадрессоветскийсоюз➦НМ02.06.20 16:41

Ну, не все сильны во французском. Нам сойдёт

+4

SudokuFan ➦НМ02.06.20 17:36

Хм, не знаю как в Париже, а в Квебеке очень даже может: Rue de Lyon, Rue de Rouen, Chemin du Lac, Chemin du Trembley.

+3

НМ ★★➦SudokuFan02.06.20 17:51

Rue de Lyon и в Париже есть. Только Лион - не человек, а город (если только Лион Измайлов).
Но если человек - никаких "de".
Rue Champollion
https://www.google.com/maps/place/Rue+Champollion,+75005+Paris,+%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F/@48.8495782,2.3405846,17z/data=!3m1!4b1!4m5!3m4!1s0x47e671dd97094857:0xd8e749569fbf1482!8m2!3d48.8495782!4d2.3427733

+0

Canfrarus➦НМ02.06.20 18:11

А как же rue de la Boétie ? :) Вы что - француз ? (Я - да, если что)

+3

Canfrarus➦НМ02.06.20 18:21

Как это никаких de если человек ? Сожалею, но Вы спиздемши: Allée de la Comtesse-de-Ségur, Allée des Dames, Allée du Général-Koenig, Allée du Père-Julien-Dhuit, Route de la Pompadour, Rue du Capitaine-Scott, Rue du Cardinal-Dubois etc etc...

+2

Canfrarus➦НМ02.06.20 18:28

Только чисто улиц (rue) с приставкой de, названных в честь людей, только в Париже - туева куча, не считая всяких других наименований (скверов, парков, аллей, проходов, тупиков, улочек) http://www.linternaute.com/sortir/rue-paris/index/rues?page=31

+1

НМ ★★➦Canfrarus02.06.20 19:25

Вы какой-то странный француз. Знаете слово "спиздемши". Но спасибо за перечень парижских улиц и улочек.
Я Вам один умный вещь скажу, только Вы не обижайтесь. Возможно, Вам лень самому было подумать, но это ничего. Я объясню.
У Этьена Де Ла Боэси "Де" - это часть фамилии. Звали его так, Де Ла Боэси. Он, видимо, дворянин из Боэси. Поэтому улицу назвали не "Де Де Ла Боэси", а по правилам французского языка - Rue de la Boetie (Rue+фамилия). С маркизой Де Помпадур - аналогичная история, ее "Де" - это неотъемлемая часть фамилии. Поэтому "Route+фамилия", Route de la Pompadour. Что касается "отцов", "дам", "генералов", "капитанов" и "кардиналов" - да, там есть 'de'. Но во всех случаях, где упоминается лишь фамилия человека, и не указан дворянский титул - там нет "де". В том числе Rue Champollion.

+4

НМ ★★➦НМ02.06.20 19:27

Кстати, слово "спиздемши" в русском языке имеет иное значение, чем то, в котором Вы его употребили, филолог Вы наш.

+0

НМ ★★➦НМ02.06.20 19:29

Еще поведайте нам о правильном переводе "Le Caucause"...

+0

Canfrarus➦НМ02.06.20 20:00

Француз - какой есть. Вы сказали, цитирую: "Но если человек - никаких "de".". Я же Вам просто доказал обратное. Про фамилии с аристократической приставкой (de - не дворянский титул, кстати) и речи не шло (и она, кстати, ещё как отъемлема ! а ещё и приемлема в том смысле что её к себе прикоеал Жискар, например), а глаголили Вы только о принадлежности улицы данной персоне. Вот я Вам и нашёл левую резьбу, а теперь Вы тупо падалируете назад... Не будьте, в следующий раз столь категоричны: в жизни разное бывает. На этом будьте здоровы.

+0

Chicago95 ➦Canfrarus02.06.20 20:40

Ну вот ещё! Всякие жабоеды будут нас - русских, русскому языку учить. Сказали тебе как надо - так и пиши. А если кто-то заикался и ему в имени три раза «де» записали ты это тоже будешь за правило приводить, нищеброд квебекский?

+1

НМ ★★➦Canfrarus02.06.20 21:31

Мое (сиречь - общеизвестное французское) правило работает с 90% улиц Парижа, в т.ч. именно с той, где я нашел ошибку у автора - улица называется именно рю Шампольон, и никак иначе. Если Вы были бы французом, Вы бы это просто подтвердили. А поскольку Вы желаете позалупляться - едва ли я Вас могу считать "французом"

+0

dkurilov➦НМ02.06.20 22:43

Бизнес шел хорошо, но недолго. Русские князья пропили бриллианты и на этом славная история ресторана заканчивается 😆

+0

Агасфер ➦НМ03.06.20 00:40

Что-то Вы торопитесь обвинять автора в выдумке.
Как раз эта ошибка свидетельствует о том, что история пересказана с чужих слов.
Это распространенное во Франции написание, хоть и не официальное. Уж не знаю, считать это распространенной ошибкой или особенностью парижского диалекта.
Проверьте гуглом:
"rue de champollion" - 10 тысяч
"rue champollion" - 70 тысяч

Сочинял бы - название взял бы с карт.

+1

Мойадрессоветскийсоюз➦НМ03.06.20 04:34

Барин приехал! Из Парижа!
-И вовсе я не из Парижу! *12 стульев

+0

rodkom➦Chicago9503.06.20 10:09

Не, Dedede это уже злой пингвин, персонаж игры Нинтендо)))

+0

rodkom➦НМ03.06.20 10:10

"Мое (сиречь - общеизвестное французское) правило работает с 90% улиц Парижа"

Просто интересно стало, а почему правило не работает с оставшимися 10% улиц Парижа?

+1

НМ ★★➦rodkom03.06.20 12:49

Потому, что оставшиеся улицы Парижа названы в честь не просто "такого-то" (только фамилия), а в честь "Де ля Помпадур", "Де ла Боэси", и т.п., а также "Allée de la Comtesse-de-Ségur, Allée du Général-Koenig, Allée du Père-Julien-Dhuit, Route de la Pompadour, Rue du Capitaine-Scott, Rue du Cardinal-Dubois" - в честь графини такой-то, генерала такого-то, отца (т.е. священника) такого-то, капитана такого-то, кардинала такого-то. Как только одна фамилия - никогда 'de' не пишется.
Точно так же, как в английском - пишут всегда Churchill Avenue/Street/Place, но никогда - 'Avenue of Churchill". Считается грубой ошибкой, которую уже в 6-м классе средней школы РФ не делают (после попытки назвать свою родную "Pushkin Street" - "Street of Pushkin").

+0

НМ ★★➦Агасфер03.06.20 13:03

Гугл дает 9800 для 'de Champollion' и 58000 без оного.
Гугл при этом выдает 22 млн. для слова "вообщем". Давайте все так писать?
Правда, "в общем" пишут 126 млн...

+-1

AleM 02.06.20 11:44

Вот не верю я в таких филантропов! В таком режиме работы, этого ресторана хватило бы на месяц работы, а потом его сожрали бы поставщики продуктов и повара с официантами разбежались первыми.

+13

НМ ★★➦AleM02.06.20 19:31

А папа-Азнавур зарабатывал певцом в оперетте, а на заработанные деньги кормил русских князьев...

+2

IgorI02.06.20 11:06

Прекрасная иллюстрация к либеральному тезису "Россию после революции покидал цвет нации."
С 1930-ого мало что изменилось. Нынешний "цвет..." поучает нас из Торонто и с Брайтона. Но так же не платит по долгам.

+-2

skarp➦IgorI02.06.20 11:26

Бгыгыгы. Фашистская морда вечно на либералов гавкает.
Где прочитал, родной, что у него русские эмигранты столовались? Вот покажи мне это место в тексте.

+5

IgorI➦skarp02.06.20 16:41

Что-то личное? Себя узнал?
Вот нравятся мне ребята, бранящиеся словами, значения которых не понимают. Либерализм и Фашизм - едины. К примеру Жирик с его ЛДПР.
А уж если начинают додумывать за собеседника, так вообще цимес.

Пеши исчо!

+-4

vap➦IgorI02.06.20 19:14

А основоположник идеологии фашизма считал, что "либерализм противоположен фашизму и в политике, и в экономике". Вы что, не уважаете отца-основателя своей идеологии? :)

+7

IgorI➦vap03.06.20 08:30

Нынешние последователи - ЛДПР (Либерально Демократическая Партия России) еще в 93-ем агитировала за себя как за фашистов. Орлы Жириновского в форме очень похожей на нацистскую раздавали избирателям пиво на пр. Мира в Москве. В то время их партия считалась фашистской.
Имя - ничто, сутьь - всё.

+0

Пирамидон ➦IgorI03.06.20 08:42

//Имя - ничто, суть - всё.//

Согласен.
Вот тут озвучена идея Жириновского, либеральненькая такая, сорь в исполнении Вольфовича некогда искать.

+0

IgorI➦Пирамидон03.06.20 09:07

Жирик вполне понятен - он деньги зарабатывает. Он хоть и только еврей-квартерон, но суть власти уловил точно.

+0

Пирамидон ➦IgorI03.06.20 11:37

А кто ̶н̶е̶ ̶п̶ь̶ё̶т̶ деньги не зарабатывает?

+0

IgorI➦Пирамидон09.06.20 14:15

Кстати, хороший фильм :)
Но возражу - многие не "зарабатывают", а "получают". Это две большие разницы.

+0

НМ ★★02.06.20 09:47

Не думаю, что в 1930-е Эфиопия привлекала хоть кого-нибудь из европейцев (кроме Муссолини)...

+4

Kelavrik_0➦НМ02.06.20 11:49

Ну может ещё кое кто в притонах Сан Франциско думал о родине лилового негра.

+1

Симон➦НМ02.06.20 13:27

Как вы можете так говорить. Офигенно привлекательная страна, а что дети от голода помирают, так это происки Госдепа. В прошлом году премьер получил премию за то что считай после 50 лет войны, подписали мирный договор с потомками деда Пушкина.(почему переживаю так за "братский Ифыопскый народ", потому что киздил это быдло в 70-х).

+-1

НМ ★★➦Симон02.06.20 14:25

Помню, пили мы водку на мой ДР с одним эфиопом в Бостоне... Литр "Абсолюта" на двоих... Эфиоп ушел твердой походкой на свой автобус, на следующее утро был в универе как штык (как и я). Примкнувший к нам итальянец выпил 70 г от того литра и в универ на следующий день решил не ходить. Эфиоп рассказал, что "в Эфиопии все теперь пьют водку, т.к. там было много русских солдат". Видимо, в Италии после Суворова русских уже не было слишком много лет.

+2

Soma➦НМ02.06.20 15:01

В общем то да. Эфиопия - неудавшаяся колония Италии, во второй Итало-Эфиопской (1935-1936) итальянские фашисты уничтожили химическим оружием столько же эфиопов, сколько людей погибло в Первой мировой от ХО.
В тридцатые Франция помогала Эфиопии именно оружием (Франция способствовала восхождению императора Селассие, но потом фактически спорила с Италией за право колонизации), так что "студенты" видимо все же были эфиопскими военными, проходившими во Франции боевое обучение

+1

Мойадрессоветскийсоюз➦Симон02.06.20 16:39

Белый человек - злой, надменный.

+0

Мойадрессоветскийсоюз➦Симон02.06.20 16:40

Ипать, вы воинственный.

+1

IgorI➦Мойадрессоветскийсоюз02.06.20 16:47

Я как-то за рюмкой чая на лондонщине разговорился с нашим заказчиком на "националистическую тему". На моё "У нас, белых..." он вспылил: "Да какие вы, русские, нахрен белые! Белые - это только англичане." И потом был рассказ с доказательной базой. В том числе со ссылками на Киплинга и "Бремя белого человека".

+0

НМ ★★➦IgorI02.06.20 17:23

Бенджамин Франклин, уж на что был умный мужик (да и член Императорской академии наук) - терпеть не мог русских, как я недавно выяснил из его любопытной автобиографии. Считал нас низшей расой, то ли дело - англосаксы!

+2

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru