>Вопрос: как развить такую способность: догадаться как свести к
>наименее трудоемкому из уже решенного, ибо уже решеного (нарезов)
>много?
Любопытный, (подписи на этот раз нет, но автор очевиден -- не
ошибаюсь?), очень закономерный вопрос. Совершенно естественный ответ:
не знаю. И никто не знает. Если бы нашелся человек, знающий
универсальный рецепт как научить этой способности любого ученика,
то не было бы у нас другого объекта поклонения.
У меня задача скромнее -- найти способ, метод для своих детей,
чего и пытаюсь сделать. Кажется получается, но жизнь покажет. Печально,
что второй попытки она мне не предоставит, но это всего лишь указание
отнестись к проблеме серьезно. "Right here and now".
А про длину нареза позвольте высказать свое мнение. Трудоемкость
вычислений (рассуждений, описаний) в процессе учебы -- фактор скорее
положительный. Слова "дальше все тривиально, не будем тратить времени" --
первый шаг к расслаблению, за которым последует сначала леность ума, а
потом, возможно, и тупость.
Вот к примеру, есть тяжелый (на поверку оказывается не очень), но
надежный способ учить математику, физику, химию. Берется задачник для
текущего класса (или для следующего), рядом кладется соответствующий
учебник, и решаются задачи с первой по последнюю. Тяжело? Времени много
уходит? Поначалу -- да. Зато результат радует. И чем больше
упражняешься -- тем чаще в голову приходят неожиданные и нетривиальные
способы решения. Озарения воникают. Пусть мне специалисты объяснят
феномен. Забавно, что при некоторых озарениях изобретаются замечательные
велосипеды. И кто скажет, что это плохо?
А знаете что такое "врожденная грамотность"? Очень просто. Никакие
гены здесь ни причем. И сверхусилий не требуется. Показываете ребенку
буквы в три года (или раньше, я знаю таких, которые начинали и в два
с половиной и ранее) и за полгода-год учите его читать. Не буквы
складывать, а читать. И подсовываете ему книжки. Любые. Сотнями. Процесс
постепенно ускоряется и переходит в стадию самоподдержки. И не кончается
никогда. К школе он и читает и пишет и считает. Конечно, будет ему
скучновато в первых классах, но это дело поправимое, найдется чем его
занять. Иностранными языками, например. И спортом. Зато потом
изъясняется гладко и пишет всю жизнь без ошибок. У него грамотность
оказалась "врожденная". А те родители, что решили "не сушить детскую
голову" грамотой до школы, подкладывают преизрядную свинью отпрыскам.
Наблюдаю в своем окружении и таких. А сколько этих грамотеев в интернете, да хоть на этом сайте, -- ужас.
Практикующий терапевт.