Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают... какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+

История №1068173

Один из моих любимых психологических эффектов – эффект Розенталя. Он заключается в том, что качество наших ожиданий влияет на результаты наших действий.

Вот простой пример. В 1963 году психолог Роберт Розенталь предложил своим студентам обучать крыс проходить лабиринты. Половине студентов он сказал, что их крысы гении, другой половине, что их крысы тупые. Те, кто обучал «способных» крыс, достигли лучших результатов, чем студенты, обучавшие «глупых» крыс. И конечно, никакой разницы между крысами на самом деле не было.

Этот эксперимент многократно повторяли в разном контексте. Например, давали учителям разные классы и говорили, что у одних умные ученики, а у других не очень. На деле никакой разницы между учениками не было, но нетрудно догадаться, у каких учителей они добивались больших успехов.

Если я скажу вам: «Верьте, что у вас получится», это прозвучит как на банальный совет гуру-успеха. Но я всё же убеждён в эффекте Розенталя, поэтому скажу по-другому.

Если у вас нет и капли веры в то, что у вас получится, – стоит ли удивляться, что в итоге ничего так и не получилось?
+926
Проголосовало за – 1041, против – 115
Статистика голосований по странам
Статистика голосований пользователей
Чтобы оставить комментарии, необходимо авторизоваться. За оскорбления и спам - бан.
57 комментариев, показывать
сначала новые

Indeka17.01.20 16:49

Для чистоты эксперимента потом нужно было поменять студентов/учителей местами. Учитель остается тот же, но теперь тупицы у него, а умные у другого учителя. Вот тогда уже можно было бы какие-то выводы делать, потому что никто еще не отменял того, что умные - на самом деле могут быть умными, а тупицы - тупицами. А потом еще раз нужно было бы взять этих же детей и отдать уже совсем другим учителям на тех же условиях.

+0
ответить

Веста26.12.19 01:41

В «Монополии» есть карточка «Вы ничего не делали, ничего и не произошло».

+1
ответить

Uhalus Posovinomus 25.12.19 10:47

Я думаю, что дело не в учениках, а в учителях. С умными интереснее работать, лучше эмоционаьный контакт, менее формално даётся материал. С глупыми совсем не так.

+0
ответить

DmitriMedvedev140965 25.12.19 02:15

Из эффекта Розенталя есть следствие. Можно самого себя обьявить гением. А всех несогласных просто в каментах тереть и банить. Именно так и взошла литературная звезда доктора Миши

+13
ответить

Chicago95 ➦DmitriMedvedev14096525.12.19 04:52

И выпускницы физико-математической ЦПШ Маши.

+-3
ответить

perevodchik ★★➦Chicago9525.12.19 19:22

Чикаго, ты уже опять бабушка? Склероз у тебя, что ли, что ты свои обещания забывать стал?

+4
ответить

Chicago95 ➦perevodchik25.12.19 19:34

Ну не могу я так! Она меня трёт. Безневинно! А мне щекотно... Ну я и не сдерживаюсь.
А о тебе я вапше подумал что ты с сайта ушла. Ни слуху, ни духу. Вот и это... срываюсь.
Ты же даже моих кошечек не похвалила. И сегодняшнего колясочника. И эту, в воскресенье там что-то было. А тебя небыло. Вот я и пью. Русский я теперь!

+-1
ответить

perevodchik ★★➦Chicago9525.12.19 19:38

А это я на внуков-бандитов отвлеклась. Один бегает, другой ползать пытается.
Вот меня на третьего бандита и не хватает.

+3
ответить

Chicago95 ➦perevodchik25.12.19 20:18

Тогда другое дело! Тогда, да! Я поумерю свой пыл, королева строк моих!
Как говорится среди нас, русских аристократов Гольдштейнов, тётенька, простите засранца!

+-2
ответить

Проффессор 24.12.19 22:46

Тут примешали ещё и концепцию Карнеги, но в целом - всё верно и не однажды проверено на опыте. Я сам тому пример. Была жена, которая твердила, что я неудачник - я был неудачником. Появилась жена, которая сказала, что я гений и я защитил диссертацию ))

+5
ответить

Ввелник➦Проффессор24.12.19 22:58

Докторскую?

+0
ответить

drrddr➦Ввелник25.12.19 00:52

Вторая говорит докторская. Первая ныла что охотничья колбаска

+8
ответить

Chicago95 ➦drrddr25.12.19 04:53

Ну, к каждому замочку свой ключик

+4
ответить

Янги24.12.19 21:44

Например, давали учителям разные классы и говорили, что у одних умные ученики, а у других не очень

- А где брали таких учителей, а где брали для них классы? А часы где для них набирали?
А если задать вопрос на: - "Те, кто обучал «способных» крыс, достигли лучших результатов"
- Каких результатов? В чем?

Да. Не травел. Хотя... публике понравилось

+2
ответить

Максим Камерер ★★★★★24.12.19 20:06

Кстати. Заметил забавную закономерность.
Как в России какая неприятность случится-сайт анекдотов пестрит иронией.
Открыли движение по Крымскому мосту. Завершен мегапроект, о невозможности коего каклы оборались.
Сайт анекдотов о том-молчок.
Либерда и укры хуй в рот набрали.
Это все что надо знать о пидорасах, что здесь называют себя «общественным мнением»

+8
ответить

Некто Леша ★★★★★➦Максим Камерер25.12.19 00:07

А чего им, восторгаться что ли? Сами бы давно пробросили, 60+ лет рулили территорией. Делов-то, мост. Давно, кстати, намечался. Но им то кровавые советские деспоты мешали, то сплошные преступники, прокравшиеся в управление страной волею доверчивого населения. Как танцору яйца, препятствовало буквально все. А туда ли мост ведет. Даже при СССР вопрос этот оказался не простой. С одной стороны, братский российский народ за проливом. В любой цивилизованной стране в таком месте мост быть обязан. С другой стороны, под мудрым управлением Украинской ССР к нему даже не подступались. Потом - тем более. Когда великая южная держава гневно разворачивается задом к своему северному соседу, обычно это означает великий пердеж в стиле обороны бегемота, и никаких мостов. Мосты объединяют, пердеж разделяет. Истина на все времена и страны. СССР был пропержен в целом именно нашими южными братьями по разуму, я так считаю. Разница в темпераментах - деятельный дурак более опасен. А мы, спокойные северные люди, с меланхолией крупного рогатого скота взирали на такое безобразие, как развал державы. Нормальный граф Российской Империи с сотней гвардейцев навел бы тут такой шорох, выпинывая б. лидеров преступной компартии, что Линкольн бы охренел от простоты и эффективности точечно раздаваемых графских пиздюлей по сравнению с устроенной им бодягой тотального кровопролития. Иммонудефицит нормальных графов был связан только с тем, что к концу ПМВ их основательно перебили, а потом и начисто.

Мне в России сейчас нормально. Хорошо, что она есть. Но где-то была потеряна золотая середина - я за то, чтобы въябывать, но не до китайского уровня загнанной крысы, и регулировать бизнес, но не с китайской энергией. Все у нас образуется со временем. Что же касается утраченных южных собратьев, манеры Поднебесной по поддержанию территориальной целостности страны мне сейчас кажутся разумными. Они ж сами бы спасибо сказали. Если бы подумали. И не оправдание, что нечем.

+-3
ответить

Миаус24.12.19 19:50

Если излишне увлечься самоуверением, эффект Розенталя может перерасти в эффект Рогозина.

+5
ответить

Tkash24.12.19 15:40

Я в детстве мечтал надеть на голову чайник, чтобы стать похожим на слона. Но был
почему-то уверен, что у меня это не получится...

Однако эффект Розенталя, о котором я узнал только сейчас, подбодрил меня,
и завтра я, всё-таки, попробую осуществить свою давнюю мечту.
Почему завтра, а не сейчас, сразу? - спросите в меня.
Очень просто: сейчас у меня - в отличии от моего счастливого детства - элементарно
нет в доме чайника, и его ещё надо купить.

+8
ответить

Алексей 18 ➦Tkash24.12.19 16:42

Надень пылесос!

+4
ответить

ystervark➦Tkash24.12.19 16:44

А вот испорчу ожидание: слону нужны еще уши, хвост и хуй.

+3
ответить

Chicago95 ➦Алексей 1824.12.19 18:05

Ты уже готов к эффекту Розенталя. И ищешь средства, а не объяснения.
Привет, слоник! (Хобот не показывай. Я в курсе. У самого 8 см)

+1
ответить

Ввелник➦Tkash24.12.19 23:02

Ни хуя не выйдет. Теперича чайники без носиков(хоботов). Надо было в младенчестве экспериментировать.

+2
ответить

Некто Леша ★★★★★24.12.19 15:14

С любопытством почитал обсуждалку, про драматическую дилемму уверенного невежества и сомневающегося знания. Считаю, что неуверенный дурак в целом безопаснее для общества и собственного здоровья, чем оптимистичный :)

Что же касается эффекта Розенталя в деловых отношениях, он действует по такому механизму: если ты считаешь всех своих коллег и партнеров дебилами, это приводит к некоторой фрустрации, нежеланию качественно делать и планировать свою работу. Потому что они все равно ее завалят своими косяками. Тут добавляется эффект зеркальности - на обвинение "дурак!" любой человек рефлексивно ответит "сам дурак!" или просто полезет бить морду. Ни то, ни другое не способствует успеху начатого дела.

Если же ты считаешь свою команду созвездием талантов, люди невольно стараются продлить эту иллюзию в отношении себя лично как можно дольше.

Так что вера в людей - это хорошо. И заметьте, я сказал вера, а не доверие :)))

А настоящий профи по реально важным вещам и не верит, и не сомневается - он просто знает. Или знает, что не знает. Но знает, как проверить.

Была у меня история с фоткой неведомой твари, плававшей в Чистых прудах. Читателям предлагалось отгадать, кто это. Каких только версий там не высказывалось - от бобра до морской крысы и выхухоли. С разной степенью уверенности. А правильно ответил человек, который их разводил. Нутрий.

+2
ответить

MegaLoshara24.12.19 14:46

Верой и пи#$&*ями можно добиться еще бОльших результатов.

+2
ответить

BillyBons24.12.19 12:21

Интересно, а как, все же согласовать следующее:
Чарлз Дарвин — «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием».
Бертран Рассел — «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

Ну и знаменитый эффект Да́ннинга — Крю́гера, который тут недавно упоминался, что ебодолб, не понимает, что он - ебодолб, потому что он - ебодолб..

Ну и как без этого: Одной мотивации (заменить на вера) недостаточно: если у вас есть идиот и вы его мотивировали, то в результате вы получите мотивированного (увереннного) идиота. (Джим Рон)

+11
ответить

Chicago95 ➦BillyBons24.12.19 18:09

Бля! Хорошо что я на кассе с чайником ещё комменты успел прочитать. Так что , не быть мне слоником?

+2
ответить

Ввелник➦Chicago9524.12.19 23:05

Чацник с носиком?

+2
ответить

MikeS➦BillyBons25.12.19 00:16

"И вы правы... и вы правы!"(С)

Речь идет, имхо, не о самоуверенности невежд, а, так сказать, вводная о качестве исходного материала.
Если экпериментатор (учитель) "знает", что его мыши (ученики) выше среднего, то, значит, неудачи в эксперименте (преподавании) вызваны его собственной некомпетентностью. И он приложит намного больше усилий для достижения лучшего результата.
То же справедливо с точностью наоборот: если он "знает" про тупость своих подопечных, то - чего стараться?...

+-1
ответить

tabutask24.12.19 12:02

Причем здесь вера? Просто экономия усилий, которые были бы бесполезно потрачены.

+2
ответить

ystervark24.12.19 12:02

Если верить, что получится, то, когда не получится, можно будет гордо скзаать "Но я хотя бы попробовал". Вот и вся разница.

+1
ответить

Желаемый Логин➦ystervark24.12.19 14:20

Quod nos non interficit, nos fortiores facit.

+1
ответить

drrddr➦Желаемый Логин24.12.19 14:29

Студенты медики первого курса ненароком вызвали дьявола

+4
ответить

AleM 24.12.19 11:42

Анектод.ру превратился в филиал Пикабу?

+3
ответить

Tkash➦AleM24.12.19 15:53

Да сам сайт-то нормальный.

Но это ж раздел "истории" - а здесь полным-полно старых маразматиков.

+2
ответить

andryV24.12.19 11:29

"При чем здесь верю-не верю."
Конечно не при чем. Те, кто обучал "умных", просто прилагали больше усилий, чтобы не опозориться, ведь стрёмно не суметь обучить "умных"! А те, кто обучал глупых не боялся позора - это ведь крысы "тупые", поэтому и не особо старались.
А веру оставьте для слабых духом.

+13
ответить

drrddr➦andryV24.12.19 14:31

...ибо их есть царство небесное!!

+4
ответить

MikeS➦andryV25.12.19 00:17

Опередили...))

+2
ответить

Фря 24.12.19 11:17

Думаю, здесь будет уместнее не "верить", а "знать". Потому что воспитателям крысок сказали, что их подопытные умные/глупые, значит дали установку.

+3
ответить

Tkash➦Фря24.12.19 16:08

Ну, в таком случае получается, что и студиозусов, обучавших
умственно отсталых крыс, тоже заранее уверили в том, что они
никакие не макаренки?
Не знаю. Меня бы такое оскорбило.
Я бы, после такого, этих дебиловатых крыс дрючил так, что они бы у меня
по своему крысиному лабиринту строем ходить начали. Колонной по одному
и "в ногу".

Я имею ввиду, что сказать воспитателю, что его воспитанники подбирались
по принципу "тупой и ещё тупее", и толка из них всё-равно не получится -
означает ни что иное, как сомнения в его личном профессионализме.

+3
ответить

Фря ➦Tkash24.12.19 23:15

Слушай, специально зашла, чтобы сказать, что из одной вредности муштровала бы "глупых" крыс до полной гениальности, а тут такое совпадение мнений.
Вспомнила анекдот про лектора, объяснявшего, что такое диалектика:
- Вот есть два человека - чистый и грязный, кому мыться нужно?
- Грязному нужно.
- Ой, да чего ему мыться, все равно испачкается. А вот чистому нужно постоянно мыться-купаться, чтобы чистым оставаться.
Теперь еще вопрос: есть два человека - чистый и грязный, кому мыться нужно?
- Так вроде сказали уже, что чистому...
- Так чего ему мыться, он и так уже чистый, а вот грязному...
Это и есть, товарищи колхозники, диалектика."
Так что студенты товарищу экспериментатору Розенталю попадались вялые, сонные и безинициативные.

+1
ответить

NeVasia 24.12.19 10:59

При чем здесь верю-не верю. Если она тупо сидит в телефоне и положила х@й на преподавателя, чему ее можно научить?

+1
ответить

Sarkis➦NeVasia24.12.19 14:22

Крыса??? На телефоне? Они мутировал, похоже...

+1
ответить

big_andy ➦Sarkis24.12.19 19:38

А вас не смущает, что ОНА положила х@й? Если х@й - это то, о чём я подумал, то это гораздо необычнее, чем крыса на телефоне...

+5
ответить

Sarkis➦big_andy24.12.19 21:34

Ой, ну что вы. Ну ищет она себя экспериментирует... ;-Ь

+2
ответить

BillyBons24.12.19 10:51

Простите, это намек, что кто-то не верит своему правительству, и поэтому все так плохо живут?

+15
ответить

Plato24.12.19 10:40

Вера может и горы двигать, вот поверили фараоны, что у кого пирамида больше, тому в загробной т.е. истинной жизни будет лучше и появились в пустыне горы.

+3
ответить

Kelavrik_024.12.19 10:35

Ха! Очень многие начинали с настроем, что ничего получиться не может, но надо хоть выполнить долг. Притом долг перед самим собой.

+4
ответить

НМ ★★24.12.19 10:17

Вот поэтому-то и начали испытывать новые лекарства "двойным слепым методом", когда ни пациент, ни врач не знают, чем лечат - новым лекарством или "пустышкой". Как только этот метод внедрили, быстро оказалось, что 50% применявшихся десятилетиями лекарств были попросту неэффективны.

+13
ответить

Chicago95 ➦НМ24.12.19 18:13

Вот и я Цитрамон пью, а такое впечатление как бы аспирин кофиём запивал попросту

+1
ответить

Fyl24.12.19 10:14

Вера открывает дорогу нашим усилиям. А с помощью усилий можно добиться абсолютно всего.

+0
ответить

Арсений ➦Fyl25.12.19 05:34

Лети, дорогой, вера победит гравитацию!

+-1
ответить

RangerPCW 24.12.19 09:25

Все умные мысли давным давно были уже сказаны умными людьми: "Для того, чтобы проходить сквозь стены, нужны три условия — видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!" (ц)

+-1
ответить

Kelavrik_0➦RangerPCW24.12.19 10:37

Ну а в реальной, а не чародейской реальности это работает?
ИМХО, работает только, если стена бумажная.

+7
ответить

alexdok➦RangerPCW24.12.19 12:08

"я тебе один умный вещь скажу, но только ты не обижайся."©
Дверь нужна, или окно.

+12
ответить

beglets➦alexdok24.12.19 13:27

А если есть кувалда и чья-то матерь - то нет нам преград!

+7
ответить

Желаемый Логин➦RangerPCW24.12.19 14:12

Нео, ты опять красных таблеток наглотался?

+3
ответить

Мойадрессоветскийсоюз➦RangerPCW24.12.19 17:38

Неплохая метафора! Я бы сказал, лучше, не бояться препятствий.

+-2
ответить

Общий рейтинг комментаторов
Рейтинг стоп-листов

Рейтинг@Mail.ru